В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ. Теперь школам предстоит редактировать все разделы ООП среднего общего образования.
Требования к результатам освоения ООП
В новой редакции стандарта личностные и метапредметные результаты представили по группам. Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания. В перечень личностных результатов включили ценность научного познания. На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм.
Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям: познавательные, коммуникативные и регулятивные. Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще в перечень УУД включили эмоциональный интеллект.
Определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения. Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня.
Требования к структуре ООП
В новой редакции ФГОС СОО изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В программу учебного предмета «Математика» включили раздел «Вероятность и статистика». Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В каждом профиле минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.
Напомним, что сейчас учебный план профиля включает максимум 12 учебных предметов. До изменений старшеклассники изучали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета осваивали углубленно (п. 18.3.1 ФГОС СОО).
Также теперь школы вправе учитывать свои ресурсы и пожелания учеников и родителей, чтобы вводить родной язык, родную литературу и второй иностранный язык. Чтобы ввести эти предметы, будут нужны письменные заявления учеников и родителей.
В средней школе изменили объем учебной нагрузки. Максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
Уточнили требования к программе коррекционной работы. В школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. Также у школьников с ОВЗ появится ассистент для технической помощи.