text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

УУД по ФГОС

  • 31 мая 2018
  • 93

Универсальные учебные действия (УУД) — набор различных действий, направленных на самостоятельное получение знаний, активное саморазвитие, получение нового практического и познавательно-исследовательского опыта.

Скачайте презентацию: "Способы формирования УУД по ФГОС"
Скачать бесплатно в .pptx

  • Общеучебные умения носят метапредметный характер, а потому могут применяться для освоения любого школьного предмета.
  • На них базируется любая деятельность учащегося.
  • УУД позволяют сформировать психологические способности ребенка.

УУД по ФГОС

До появления ФГОС современный образовательный процесс больше опирался на сбор необходимой для изучения темы информации и развитие психических процессов, реже приоритетом была практика эффективных учебных и мыслительных приемов. Подобный подход негативно отражался на развитии личности и эффективности школьного учебного процесса, снижая мотивацию учеников и уровень их ответственности.

Внедрение стандарта изменило подход к обучению, а вместе с тем и модель выпускника младших классов, который отныне определяется как учащийся с основами общеучебных навыков и базой нравственного поведения, способный к взаимодействию с одногодками и педработниками, открытый для приобретения знаний и умений.

УУД по ФГОС — это способность к самостоятельному развитию, надпредметные действия, общеучебные умения, определение которых охватывает все сферы развития личности ребенка. Согласно федеральному стандарту, формальные умения и знания становятся второстепенными, поскольку мерилом результативности обучения становятся виды деятельности, которые осваивают учащиеся в течение года. Младшеклассник должен научиться читать и писать, но гораздо важнее мотивация к учебе и выработка метапредметных способов действий.

Особое значение УУД приобретают в младшей школе, когда у детей формируется способность учиться самостоятельно и осознанно, расширяя собственные компетентности, чтобы в дальнейшем переносить их на другие области. Освоив умение учиться, дети смогут переносить этот навык на любые компоненты учебной деятельности, повышая ее эффективность.

Функции надпредметных способов действий:

  • способствуют всестороннему развитию школьников посредством непрерывного образования, толерантности и гибкости взглядов;
  • создают условия для самостоятельной учебы, формирования учебных целей, поиска средств и методов их достижения, самоанализа и самоконтроля;
  • обеспечивают условия для эффективной учебы через приобретение общеучебных компетентностей;
  • стимулируют формирование картины мира, толерантности в контексте поликультурности общества и компетентности в различных предметных областях.

Виды УУД по ФГОС

Надпредметные действия мотивируют и позволяют детям самостоятельно организовывать процесс обучения и восприятия учебного материала. Несмотря на общеучебный характер универсальных действий, различают четыре вида УУД по ФГОС:

Личностные
Благодаря личностным УУД дети учатся ориентироваться в межличностных отношениях, социальных ролях, соотносить моральные нормы, этические принципы с поведением окружающих, делая соответствующие выводы. 
Личностные УУД по ФГОС в начальной школе делятся на:
  • самоопределение профессиональное и личностное;
  • соотнесение цели учебы и достигнутых результатов; 
  • совершение морального выбора, нравственно-этическое самоопределение. 
Регулятивные
Каждое из регулятивных действий необходимо для организации самостоятельного учебного процесса:
  • ученик оценивает свои знания, определяет границы известного и ставит учебную задачу (целеполагание);
  • учитывая поставленную цель, планируется последовательность работы над ее реализацией;
  • ребенок должен прогнозировать промежуточные и итоговые результаты учебной деятельности;
  • если промежуточные результаты не соответствуют запланированным, необходимо корректировать план и методы действий;
  • самооценка и осознание реальных результатов учебной деятельности обеспечивают эффективное целеполагание.
В процессе освоения регулятивных УУД ученикам важна способность к самомотивации, волевому усилию и мобилизации моральных и физических сил, направленных на преодоление затруднений. 
Познавательные
Познавательные общеучебные действия подразумевают формулирование и решение проблемы через логически выстроенные действия. Ученики определяют познавательную цель, собирают необходимые материалы, ресурсы и информацию, приводят знания в структуру, подбирают способы достижения цели в контексте сложившихся условий, а после проводят самооценку и рефлексию познавательной деятельности
В отдельные подгруппы познавательных способов действий выделяют:
  1. Знаково-символические — предусматривают моделирование предметов и символов в пространстве на основе характеристик объекта преобразование его в модель для поиска законов, систематизирующих эту предметную область. 
  2. Логические — дети анализируют существенные и несущественные признаки предметов, оценивают целое и его составные части, а на основании полученной информации классифицируют предметы по классам или понятиям, формируя причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Выстраивая логическую цепочку, они опираются на выводы, доказательства и факты.
Коммуникативные
Общеучебные действия направлены на приобретение навыков слышать и слушать собеседника, социальной компетентности, коммуникабельности, умение налаживать продуктивное сотрудничество со сверстниками и взаимодействие с педагогами. 
Коммуникативные УУД по ФГОС ООО подразумевают:
  • определение целей, задач и способов взаимодействия с учениками и учителями;
  • коллективную работу по сбору и систематизации информации;
  • успешное преодоление конфликтных ситуаций через поиск компромиссов, альтернативных решений, идентификацию проблемы;
  • максимальное взаимодействие с одноклассниками — оценка, коррекция и контроль их действий;
  • коммуникабельность и красноречие — умение устно и письменно высказывать свои мысли лаконично и по существу, владеть навыком ведения грамотного диалога и монолога.

Формирование УУД у младших школьников

Удивительно, но универсальные учебные действия, используемые для освоения учебных предметов, формируются в процессе обучения. В зависимости от содержания учебного предмета и тематики создаются особые перспективы освоения тех или иных УУД. Учителю следует принимать во внимание состояние здоровья учеников, их уровень развития речи и умения контролировать свое поведение, коммуникабельность детей, их мотивация к учебе, учение задавать вопросы, слушать и слышать на уроке. Без учета данных особенностей, освение учебных действий будет проходить сложно как для учеников, так и для педагов. Что в конечном итоге приведет к потере времени и сил, да и просто ставит под сомнение вопрос о компетентности учителя младших классов

Чтобы достичь эффективного освоения УУД по ФГОС в начальной школе, классные руководители и учителя-предметники используют комплекс мер, в ходе реализации которых педагоги акцентируют внимание на актуальных достижениях учеников, а не сравнивании учащихся между собой.

  • Важны самоанализ и самопроверка, которые учат детей находить и оперативно исправлять свои ошибки, которое помогают им узнавать новое. Педагог также оценивает учебные успехи детей, поясняя свой выбор, параллельно обучая школьников оценивать деятельность по критериям и выбирать критерии для оценки.
  • Мотивируя к учебе, педагоги поясняют практическую ценность новых знаний, развивающее значение того или иного упражнения. Акцент делается на тех видах работы с материалами и данными, которые потребуются в учебной деятельности, практикуется эффективное запоминание, которое положительно сказывается на логике и памяти детей.
  • Учителю важно научить детей работать в группах и парах, а случае возникновения конфликтов — эффективно устранять их, находя компромиссы. Через проблемные ситуации, пробелы в знаниях или их противоречивость классный руководитель помогает детям назвать цель урока, составить план действий.
  • Дети должны уметь делать нравственный выбор, свободно и грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать собственное мнение, используя аргументы, а не грубость, демонстрировать уважение к собеседнику. Поощряется взаимодействие учащихся между собой.
  • Педагог и дети взаимодействуют на принципах сотрудничества, они совместно решают проблемные моменты, распределяют обязанности, учатся планировать работу и отдых. Ученики могут выбирать задания из нескольких предложенных.

Развитие УУД в начальной школе

Методика поэтапного формирования УУД, предложенная П.Я. Гальпериным и его единомышленниками, опирается на внутреннюю зависимость между практическим исполнением и интеллектуальными операциями. Согласно этой теории, общепредметные действия формируются по аналогии с умственными и предполагают несколько этапов:

  1. Необходимо изучить образец и состав будущего действия, использовать сведения и указания всех его компонентов. Детям демонстрируют и поясняют образец умственного действия, которое им нужно освоить, что незаменимо для учеников-визуалов и аудиалов.
  2. Выполняется действие с учетом всех операций, которые входят в него, таким образом усвоив суть действия и осуществив самоконтроль каждого этапа, что важно для детей-кинестетиков.
  3. Повторное выполнение действия без опоры на образец.
  4. Для осознания последовательности этапов алгоритм действия проговаривается вслух, а после переносится во внутренний план с проговариванием про себя.
  5. Действие выполняется в контексте внутренней речи в плане сознательного контроля, что позволяет выработать автоматическое его исполнение, в котором способ действия является актом мысли, стремящимся к конечному продукту процесса.  

Успешная учеба в школе невозможна без освоения УУД по ФГОС по классам начального звена. Для развития метапредметных действий педагоги используют следующие виды деятельности и методических заданий:

УУД Виды работ
Личностные
  • Групповые проекты незаменимы в процессе формирования личностных УУД, поскольку позволяют ученикам коллективно выбирать тему работу, распределять роли с учетом способностей детей таким образом, чтобы каждый внес важный вклад в реализацию проекта.
  • Творческая работа способствует расширению кругозора и сферы интересов, совершенствованию способностей и талантов, необходимых для личного и профессионального самоопределения. 
  • Портфолио индивидуальных достижений — фиксация ситуации успеха, дарящая уверенность в себе и повышающая самооценку, стимулируя к самообразованию и совершенствованию личностных качеств. 
Регулятивные Приобретение регулятивных УУД по ФГОС строится на формулировании учащимися цели изучения учебного материала. Без целеполагания полноценное освоение темы неосуществимо, а потому детям в первом этапе урока предлагают ответить на вопросы: Что я уже знаю? Что я смогу узнать? Какие предметные области для этого понадобятся? В конце урока предлагают найти ответ на другой вопрос: Что я узнал нового на уроке? Что было для меня наиболее интересным?
Помимо целеполагания учителя используют приемы работы с намеренно неправильным планом, который ученикам следует исправить, предлагают составление и обсуждение плана осуществления учебных задач.
Познавательные Для формирования общеучебных действий педагогическая практика использует принципы составления логической последовательности или кластера, упражнения на поиск соответствия или различий, постановка тестовых вопросов и поиск ответов на них.
Коммуникативные Формированию навыка общения и развитию коммуникабельности способствуют:
  • работа с уточняющими вопросами к выступающему ученику, что развивает мыслительные процессы детей, навык составления вопроса, ведения дискуссии со сверстниками;
  • выступление перед классом с сообщением или докладом — развитие способности высказывать свои суждения, аргументировать собственное мнение, практика монологической речи;
  • продолжение суждения одноклассника или поиск контраргументов — прием, который предполагает развитие красноречия и мышления, умения слушать и слышать одноклассников, навыки построения высказывания;
  • учебная дискуссия (мозговой штурм, круглый стол, дебаты) — эффективный прием развития коммуникабельности, который дает новые знания и умения ведения уважительного диалога, отстаивания собственного мнения, использования аргументов.

Взаимосвязь УУД с учебными предметами младшей школы

Развитие надпредметных действий у учеников 1-4 классов происходит согласно возрастному развитию. Учебный процесс регулирует перспективы освоения УУД и суть обучения. Получение навыков метапредметных способов действий в каждой дисциплине взаимосвязано с другими предметами и действиями и подчиняется принципам возрастного развития. В контексте изучения различных предметов формируется комплекс УУД по ФГОС в начальной школе, что подтверждает таблица взаимосвязи метапредметных действий с учебными дисциплинами.

Предмет и развиваемые им УУД Описание метапредметных действий
Русский язык — регулятивные, коммуникативные и познавательные
  1. Читая и анализируя тексты, дети практикуются в сравнении, выполнении логической оценки, установлении причинно-следственных связей.
  2. Моделирование и знаково-символьные действия, воображение развивается в ходе работы с графической реализацией букв, строением слова, языковым синтаксисом и морфологией. 
  3. Изучение русского языка в пределах возрастных особенностей ученика развивает не только речевую функцию и так называемое «языковое чутье», но и прогностическую и обобщающую функции.
Литературное чтение — помогает развить все виды УУД по ФГОС (ключевая роль коммуникативной и регулятивной сфер) Младшие школьники осваивают эстетическое и идейно-нравственное значение произведений, перенося духовный и социальный опыт для понимания поступков героев и анализа авторской позиции. На уроках обучающиеся:
  • учатся самопознанию через сравнение себя с персонажами литературных текстов;
  • прослеживают поступки и личностные ориентации героев произведений;
  • знакомятся с эстетикой текстов;
  • получают азы патриотического воспитания и гражданской идентичности через изучение истории Родины;
  • практикуют нравственно-эстетическое оценивание действий героев;
  • учатся осознавать и создавать контекстную речь, опираясь на действия и слова литературных героев;
  • устанавливают причинно-следственные связи и выстраивают логические цепочки событий;
  • учатся выделять главное и второстепенное. 
Математика — познавательные УУД На уроках математики дети учатся планированию действий, структурированию и систематизации знаний, дифференциации понятий, моделированию, практикуют алгоритмические и логические действия. В освоении познавательных УУД по ФГОС математика играет ключевую роль, способствуя системности мышления, моделированию и знаково-символическим действиям, актуальным в других школьных учебных предметах. Дети осваивают систему общепринятых символов и знаков, актуальных в процессе социализации и дальнейшем обучении.  
Окружающий мир — развитие личностных и познавательных способов действий Занятия «Окружающим миром» помогают младшеклассникам сформировать картину социокультурного и природного мира, освоить взаимосвязи природы и людей, отношения личности и общества, понятие государства и его места в мире. Этот дисциплина незаменима для становления гражданской идентичности учеников, мировоззрения подрастающего поколения, формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонентов. Развитие общепредметных навыков предусматривает:
  • знакомство с символикой России, умение рассказать о своей стране, достопримечательностях края, знакомство с географией и особенностями других стран;
  • базу исторической памяти — знание ключевых для истории России событий, знаковых личностей;
  • получение базы природосообразного поведения и основ экологических знаний;
  • понимание принципов взаимоотношений между сообществами и различными социальными слоями людей. 
Помимо личностных способов действий «Окружающий мир» формирует познавательные УУД посредством:
  • использования базовых исследовательских навыков, в том числе задействования ИКТ и различных видов информации;
  • практики моделирования и замещения;
  • применения логических действий классификации, сравнения, проведения аналогий между природными и рукотворными объектами, явлениями и свойствами, построение причинно-следственных связей.    
Технология — познавательные и коммуникативные УУД На занятиях «Технологии» ключевой деятельностью является предметно-преобразовательная работа, прогнозирование и моделирование, играющие главенствующую роль в освоении УУД. Дети анализируют, рефлексируют, работают в группах и в паре, используя различные формы сотрудничества, получают основы ИКТ-компетентности. 
Уроки обеспечивают:
  • развитие у детей знаково-символического, репродуктивного, творческого и пространственного мышления;
  • практику целеполагания, прогнозирования и планирования работы с последующим самоконтролем и самооценкой; 
  • практику коммуникативности через совместно-продуктивную работу на уроке;
  • стимулирование творческой самореализации и мотивации к получению новых знаний, достижений в учебе;
  • выработку уважения к чужой личной информации, знакомство с избирательностью информации.
Физическая культура — личностные, коммуникативные и регулятивные способы действий Систематические физические упражнения для учащихся младших классов становятся мотивирующим фактором к преодолению сложностей, стрессоустойчивости, источником знаний о современном спорте. Дети приобщаются к гражданской и общекультурной идентичности, учатся использовать физические и моральные ресурсы для достижения поставленных целей, следовать правилам здорового образа жизни.
Помимо этого, дисциплина «Физическая культура» формирует у детей навыки регулировать, планировать, анализировать свои действий, способствуют умению взаимодействовать с одноклассниками, сотрудничать и работать в парах, а в командных играх — ставить цель, распределять функции, планировать и достигать результата. Дети учатся оценивать поведение на уроке, выполнять взаимный контроль. 

Результаты освоения УУД по завершению обучения в начальной школе

Фундаментальное значение всех видов УУД по ФГОС из таблицы в качестве ядра общего образования — база реализации федерального стандарта. От степени формирования метапредметных действий зависит не только психологическая составляющая успешности освоения учебных дисциплин, но и реализация Требований к результатам освоения общего образования.

Уровень освоения метапредметных действий оценивается по нескольким параметрам:

  1. Развитие личности. На момент окончания 4 класса дети должны быть мотивированы на дальнейшую учебную и познавательную деятельность, иметь четко сформированную внутреннюю позицию, ориентироваться на моральные нормы, следуя им.
  2. Организованность и мотивированность учебы. Ученики в равной мере осваивают все виды УУД по ФГОС из таблицы начальной школы, используя для их организации учебной деятельности, постановки, принятия и выполнения образовательных задач, планирования работы, самооценки деятельности с возможным внесением корректив по мере необходимости.
  3. Предметная деятельность. Ученики усваивают опыт деятельности в каждой предметной области, стремясь получить, преобразовать и применить полученное знание и навыки, учитывая их в формировании собственной картины мира.
  4. Исследовательская деятельность. Дети должны уметь работать с знаково-символьными средствам и текстами, анализировать и воспринимать их, осуществляя познавательную и логическую деятельность в процессе моделирования или решения задач.
  5. Культура общения. Младшие школьники должны уметь толерантно общаться со сверстниками и старшими, учитывать мнение и позицию собеседника, сотрудничать и взаимодействовать для решения поставленных образовательных задач, распределять роли в командной работе, воспринимать и передавать информацию, достойно выходить из конфликтных ситуаций, осознанно и адекватно строят свою письменную и устную речь.

Несмотря на очевидно значимую и стремительно возрастающую роль общеучебных способов действий, работа по освоению УУД в большинстве школ ведется стихийно и бессистемно, потому сформировать у школьников универсальные действия стремятся только избранные педагоги, что выражается в незначительном уровне познавательной активности и мотивации к учебе у школьников, способности детей планировать и осуществлять познавательную и учебную деятельность, провоцируя девиантное поведение и школьную дезадаптацию. Чтобы избежать этого, необходимо систематически и планомерно способствовать формированию УУД по ФГОС, а вместе с тем разумности, осознанности, логичности учебного процесса.

Узнать больше о формировании УУД в начальной школе можно в статьях:
1. Как проектировать программу формирования УУД для детей с ОВЗ?
2. Развитие УУД в основной школе
3. Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе
4. Мониторинг сформированности УУД в начальной школе: экспертная оценка учителя
5. Формирование УУД в начальной школе

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.