Психическое насилие в школе

130

Понятие психического насилия в школе

Согласно п. 2 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием в школе. И если с физическим насилием все более или менее понятно, поскольку квалифицировать удары, побои, нанесение физических повреждений не представляет особого труда, применение психического насилия в школе обычно вызывает много вопросов.

Данные действия суд первой инстанции, куда С. обратился с иском о восстановлении на работе, расценил как форму негативного воздействия на психику ученицы, приведшего к ухудшению ее состояния здоровья и необходимости обращения за помощью в медицинский пункт. Суд апелляционной инстанции указанное решение отменил, указав, что из анализа имеющихся в деле доказательств можно сделать вывод о том, что 20 февраля 2013 г. имела место конфликтная ситуация между учителем и ученицей, однако достаточных оснований оценить действия С. как психическое насилие над личностью ученицы не имеется. Аналогичных примеров в судебной практике сегодня очень много. Повсеместно суды восстанавливают на работе педагогов, уволенных по п. 2 ст. 336 ТК РФ, причем в большинстве случаев такое восстановление обусловлено недоказанностью самого факта применения психического насилия в школе.

Вряд ли в данном случае следует обвинять директоров школ в том, что они плохо знают законы. Претензии в первую очередь следует предъявить законодателю, ведь, как ни странно, ни один закон или подзаконный акт не раскрывает понятие психического насилия в школе. И если человек, имеющий юридическое образование и опыт правовой деятельности, может «выудить» нужную информацию из судебной практики, то для директора школы данная задача является практически невыполнимой. На основе анализа документов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров можно сделать вывод о том, что психическое насилие в школе, дома, иной организации представляет собой негативное воздействие на психику обучающегося, причиняющее ему нравственные страдания.

Специалисты, занимающиеся вопросами психического насилия в школе, выделяют разные формы такого насилия. В частности, по мнению действительного члена Академии педагогических и социальных наук А.Б. Вифлеемского, к ним относятся:

  • шантаж;
  • угрозы в адрес обучающегося (например, угроза его выгнать из школы);
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту; оскорбление и унижение достоинства обучающегося;
  • систематическая необоснованная критика обучающегося, выводящая его из душевного равновесия (например, высмеивание перед классом, группой обучающихся, распространение о нем негативных слухов и т. д.);
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся
  • иные виды психического насилия в школе.

Доказательство факта применения педагогом методов воспитания, связанных с психическим насилием в школе

Директору школы нужно иметь в виду, что применение методов воспитания, связанных с психического насилия в школе, может выражаться со стороны педагогического работника только в форме умысла. Иными словами, психическое насилие в любой его форме может стать основанием для увольнения педагога из школы, если оно было применено педагогическим работником умышленно.

По общему правилу, умышленная вина педагогического работника может выражаться в форме прямого или косвенного умысла. Применительно к рассматриваемым нами правоотношениям это означает следующее:

  1. психическое насилие в школе признается совершенным с прямым умыслом, если педагогический работник осознавал неправомерность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления негативных последствий от своих действий (бездействия) и желал их наступления;
  2. психическое насилие в школе признается совершенным с косвенным умыслом, если педагогический работник осознавал неправомерность своих действий (бездействия), предвидел возможность наступления негативных последствий от своих действий (бездействия), не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

Если же умысла в действиях педагогического работника не было, психологическая травма, полученная обучающимся в результате действия (бездействия) данного работника, скорее всего, не повлечет за собой увольнения по п. 2 ст. 336 ТК РФ. Это подтверждает и приведенная выше судебная практика. Несмотря на то что у ученицы было диагностировано временное ухудшение состояния здоровья с выставлением диагноза «вегетативная дисфункция, паническая атака», суд не увидел в действиях учителя ничего противозаконного, поскольку указанное ухудшение здоровья было вызвано правомерными требованиями учителя к ученице, а то, что ее организм отреагировал на них подобным образом, так в том вины учителя и факта нет – это особенности детской психики и не более того.

Сразу же оговоримся, данная статья не призвана оправдывать педагогических работников, которые доводят детей до проблем со здоровьем. Естественно, никто не отменял ни правил профессиональной этики, ни методики преподавания того или иного предмета, ни других премудростей педагогической науки, о которых должен знать каждый учитель. Просто в данном случае мы рассуждаем о методах воспитания, связанных с , а не о невыполнении учителем своих профессиональных обязанностей, следствием которых является нарушение состояния здоровья его учеников.

Важнейшим квалифицирующим признаком является результат – причинение нравственных страданий. Нравственные страдания, согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, являются составной частью морального вреда. Больше никаких пояснений на этот счет кодекс не дает. Проанализировав определения в нескольких словарях, можно сделать вывод о том, что под нравственными страданиями понимаются страдания в духовной сфере личности, для которых характерны такие эмоциональные состояния, как горе, страх, тревога, тоска, угнетенность и т. д.

Психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет проводится при наличии информированного добровольного согласия на его проведение одного из родителей либо иного законного представителя. Ч. 2 ст. 23 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Нравственные страдания не могут подтверждаться какими-либо конкретными доказательствами, потому для правильной оценки действий (бездействия) педагогического работника в отношении обучающегося необходимо оценивать его действия (бездействия) в совокупности, рассматривая не только сам поступок, но и те последствия для психики ребенка, которые данный поступок породил.

И здесь директору школы желательно воспользоваться услугами не просто школьного врача, а врача-психиатра, который сможет более квалифицированно и профессионально оценить психическое состояние ребенка, пусть даже по прошествии определенного времени с момента инцидента, и дать соответствующее медицинское заключение.

Помимо медицинского заключения, подтвердить факт применения к обучающемуся методов воспитания, связанных с психическим насилием в школе, могут свидетели. Согласно ч. 1 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Опрос обучающихся в возрасте до 14 лет целесообразно проводить по правилам, предусмотренным ГПК РФ, тогда в случае возникновения судебного спора директор школы сможет спокойно предъявить судье свидетельские показания, не опасаясь, что судья сочтет их собранными неправильно.

Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Ч. 1 ст. 179 ГПК РФ

Как справедливо отметил А.Б. Вифлеемский, суды обращают особое внимание на конкретность, последовательность и согласованность показаний свидетелей, а также на возможность подтвердить данные показания косвенными доказательствами. Под косвенными доказательствами понимаются доказательства, которые не имеют прямой связи с устанавливаемым фактом, но тем не менее подтверждают обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Иными словами, косвенные доказательства служат подкреплением других доказательств, использовать их в качестве подтверждения своей позиции нельзя. В отдельных случаях показания свидетелей также могут рассматриваться в качестве косвенных доказательств. Например, камера наружного наблюдения, установленная на входе в школу, зафиксировала плачущего ученика Б., выходящего из школы примерно в то же самое время, когда, по показаниям свидетелей, в отношении Б. учителем М. был совершен акт , выразившийся в жестоком оскорблении Б. в присутствии других учеников. Поскольку сам факт разговора между учеником и учителем в объектив камеры не попал, запись может служить лишь косвенным доказательством применения к ученику мер психического насилия; она лишь доказывает, что ученик был очень расстроен как раз в то время, когда, по показаниям свидетелей, имело место психическое насилие со стороны учителя.

Разумеется, в показаниях свидетелей не должно быть разнобоя. Это значит, что если один свидетель утверждает, что учитель обозвал ученика «бестолочь», другие свидетели не должны говорить, что он обозвал его «дурак» или как-нибудь еще. Естественно, директор школы не имеет права настраивать обучающихся на те или иные свидетельские показания. Однако если при первоначальном опросе он видит в их ответах разнобой, привлекать обучающихся в качестве свидетелей не нужно. Вообще же, завершая данную статью, хочется порекомендовать директорам школ использовать п. 2 ст. 336 ТК РФ для увольнения педагогических работников как можно реже – во избежание возможных ошибок, вызванных неконкретностью правовых норм, регулирующих данный вопрос.

Нормативные документы

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

 Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

* Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23.09.2013 по делу № 33-8420/2013.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль