-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся: этапы подготовки

24 апреля 2014
2315
Средний балл: 0 из 5

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся требует от педагогов тщательной подготовки, планирования, изучения способностей и склонностей учеников. Подробнее об этом читайте в статье.

Современная исследовательская деятельность учащихся – это процесс, связанный с творческими и исследовательскими задачами для детей, которые не имеют заранее известного решения и предполагают поэтапную работу в научной сфере, а именно:

  • определение проблемы, анализ данных по выбранной тематике;
  • поиск методов исследования и овладение ими на практике;
  • поиск материала, его анализ и синтез, подготовка научного комментария;
  • результатирование осуществленного исследования.

Современная проектная деятельность учащихся – это совместный учебно-познавательный, творческий или игровой процесс, которые имеет единую цель, утвержденные методы. Важным условием для проектной занятости считается наличие:

  • проработанных стратегий о конечном продукте;
  • этапов проектирования (здесь имеется в виду концепция, определение целей проекта, оптимальных ресурсов, составление плана и реализация проекта).

Проектно-исследовательская деятельность – совокупный процесс. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся предполагает выделение целей, принципов и методик, планирование этапов исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализации и др.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся: проектирование учителем 

При организации образовательного процесса на основе проектно-исследовательской деятельности на первый план выступает задача проектирования исследования. Поэтому учителю необходимо:

  • подготовить план учебных курсов, в рамках которых осуществляется исследование;
  • согласовать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике программы, особенностям класса, возрасту;
  • построить серию исследований для каждого учащегося;
  • согласовать учебно-тематический план курса;
  • поработать с учащимися для освоения исследования;
  • привести исследование в соответствие с особенностями класса, общеобразовательной организации (далее – ОО);
  • предложить к рассмотрению учебный проект или исследование;
  • предположить, как будут выполняться педагогические задачи в результате реализации исследования;
  • провести исследовательскую работу;
  • определиться с формами образовательной занятости, эффективными для выполнении проекта.

Виды проектов, реализуемые в процессе организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

Исследовательские проекты. По своей структуре схожи с научными исследованиями. Предполагают выдвижение гипотезы и осуществление эксперимента. Результат такого проекта - обсуждение, формулирование и оформление выводов.

Творческие проекты. Не столь проработаны по структуре. Эти проекты  зависят от жанровой составляющей конечного результата, будь то газета, спектакль, эссе, видеофильм, праздник и др.

Игровые проекты. Ведущим видом при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в данном случае выступает ролевая игра. Здесь намечается проблема и цель, но вот результаты не всегда удается наметить (это можно сделать лишь в конце работы).

Информационные проекты. Учат детей анализировать и синтезировать полученную информацию. Для реализации проекта можно использовать анализ литературных и интернет-источников, электронных баз данных и т. д.

Практико-ориентированные проекты. Данный вид проектов, как правило, дает в результате изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность.

Методы работы:

  • наблюдение;
  • анализ литературы;
  • тестирование;
  • проведение опытов, экспериментов;
  • выполнение практических работ. 

Исследование потенциала при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала личности ребенка, степени его одаренности.

Понятие одаренности важно учитывать и уделять ему внимание. Это совокупность определенных свойств личности, которые обеспечивают успешное выполнение задач и получение средних и выше результатов  Однако не все ученики могут достигнуть таких результатов. А невысокая успеваемость приводит к формированию низкой самооценки.

Все дети от природы обладают потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не раскрываются, то в этом зачастую виноваты взрослые, не обеспечившие должных условий.

Последовательность действий учителя по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

В МАОУ «СОШ No 11» г. Туапсе Краснодарского края проектно-исследовательская деятельность учеников начальных классов организована следующим образом.

Перед началом работы над проектом учитель (руководитель проекта) разрабатывает план организации проектной деятельности в классе (примерный план представлен в приложении 1). Также педагог может составить перечень всех тем проектов обучающихся, записать фамилию и имя закрепленного за каждым проектом ученика.

В период подготовки учитель проводит с классом ряд исследований с целью изучения не только уровня готовности ребенка к обучению в ОО, но и уровня его творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Для этой цели педагог может использовать «Карту интересов младших школьников». Описание методики исследования интересов учащихся «Карта интересов младших школьников» представлено в приложении 2.

Кроме того, педагог использует методику «Интеллектуальный портрет». Описание методики «Интеллектуальный портрет» представлено в приложении 3.

С этой же целью проводится анкетирование родителей. В приложении 4 представлена анкета для родителей «Способности младшего школьника».

После полного анализа интересов ребенка можно проводить родительское собрание. На нем педагог объясняет особенности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся и то, какая помощь родителей будет нужна детям.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся: этапы

Рассмотрим основные этапы работы над проектом.

Первый и второй этапы работы над проектом - это знакомство с темой. Происходит оно на уроке или на внеклассном мероприятии, и перечень тем готовит педагог. Проектные задания, предложенные учителем, будут выполняться с использованием школьниками знакомых им знаний и новых. После того как тема согласована, начинается второй этап – сбор информации.

На третьем этапе представляются результаты, поскольку ни одна работа не остается без внимания. Результаты демонстрируются при участии родителей, учащихся других классов, педагогов. Это могут быть мероприятия, выставки, конференции.

Четвертый этап работы над проектом – оценивание работы. Здесь учащиеся пытаются ответить на вопросы: «Чему я научился?», «Как я оцениваю свои знания?» и т. д. Данный этап проводится на классном часе.

Все работы школьников и индивидуальные итоговое проекты учащихся хранятся в индивидуальных портфолио. Затем вся собранная информация анализируется и объединяется в один общий проект.

Результативность организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

Сегодня многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Большую часть педагогу нужно модифицировать согласно работе со школьниками младших классов.

Вот основные проблемы педагогов при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы:

  • в качестве проектно-исследовательской деятельности, как правило, используются доклады или рефераты (в старших классах);
  • проектные и исследовательские умениия блокируются преобладанием репродуктивных методик;
  • ученикам сложно включиться в поиск по разным причинам;
  • нет четкого подхода к осуществлению работы, и, как следствие, нет законченности в проделанной работе.

В качестве вывода можно отметить, что организация проектно-исследовательской деятельности учащихся оказывает благотворное влияние не только на познавательную, но и на личностно-мотивационную сферу учебного процесса. Благоприятный эмоциональный фон способствует развитию у учащихся мотивации, приводит к активной жизненной позиции. А это является важным условием успешной учебной деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся: этапы подготовки

См приложение 2 -Описание методики исследования интересов учащихся «Карта интересов младших школьников», приложение 3 -Описание методики «Интеллектуальный портрет» и приложение 4 -Анкета для родителей учащихся «Способности младшего школьника» 


Материал проверен экспертами Актион Образование

Документ №1Скачать
Документ №2Скачать
logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.