Подготовка итогового индивидуального проекта на английском языке в форме сочинения

304

А.И. Масленникова, учитель английского языка МОУ «СОШ№ 1», г. Щекино Тульской обл.

Система образования в настоящее время ориентирована на подготовку выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации в форме тестирования. Соответственно, становятся невостребованными формы развития письменной речи. «Как результат, взращено целое поколение “немой” нации: выпускников, не способных сформулировать мысль, точку зрения»1.

С 2014 г. проходит обсуждение государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) в формевыпускного сочинения. Рассматриваются три варианта: сочинение как форма промежуточной аттестации для допуска к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ), защита индивидуального проекта-сочинения или изменение формы сочинения в ЕГЭ по русскому языку2.

Сейчас ГИА по русскому языку для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, состоит из трех частей. Часть 3 проводится в форме задания открытого типа с развернутым ответом - сочинения, а государственный выпускной экзамен (письменная форма) по русскому языку проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Структура итогового теста ЕГЭ по английскому языку содержит написание рассуждения на заданную тему. Одним из заданий по английскому языку для выпускников 9-х и 11-х классов является написание личного письма в ответ на письмо англоговорящего друга по переписке. Оно входит в часть C, как и написание сочинения по английскому языку. При подготовке к сочинению на английском языке следует учитывать следующие риски3 (табл. 1).

Таблица 1

Риски, возникающие при подготовке к итоговому проекту в форме сочинения на английском языке

Параметры

Риски

Решение коммуникативной задачи (содержание)

Содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему (200-250 слов).

Некорректно выбран стиль написания.

Раскрытие не всех аспектов проблемы, недостаточность аргументирования, отсутствие личной точки зрения

Организация текста

Отсутствие логики в построении высказывания; несоблюдение формата высказывания. Нечеткость структуры (вступление, основная часть, заключение), наличие сокращений. Логическая связь между частями текста выглядит шаблонно.

Абзацы не выделены.

Нехватка словарного запаса

Лексика

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. Наличие повторений слов, ошибок в употреблении устойчивых выражений

Грамматика

Наличие грамматических ошибок, влияющих на понимание текста

Орфография и пунктуация

Имеется ряд орфографических или пунктуационных ошибок, которые значительно затрудняют понимание текста

Организация работы над учебным (индивидуальным итоговым) проектом помогает обучающимся правильно оценить и избежать указанных рисков, сформировать универсальные учебные действия (далее - УУД) при подготовке к написанию сочинения на английском языке.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (п. 11) индивидуальный итоговый проект - это особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), осуществляемая либо самостоятельно, либо под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

В соответствии с целями подготовки проекта образовательной организацией (далее - ОО) для каждого обучающегося разрабатываются план и программа подготовки проекта, которые должны включать требования по следующим рубрикам:

  • организация проектной деятельности;
  • содержание и направленность проекта;
  • защита проекта;
  • критерии оценки проектной деятельности.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть письменная работа (сочинение, эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.).

Готовясь к защите итогового проекта на английском языке (сочинения), обучающиеся учатся:

  • понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего итогового проекта;
  • подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения собственную точку зрения на волнующие вопросы;
  • накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное - то, что относится к избранной теме, осмысливать факты, передавать свои знания, чувства;
  • располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;
  • отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;
  • орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие оформительские требования;
  • обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других обучащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

Таким образом, сочинение как вид итогового проекта занимает в педагогической практике особое место. Чем полнее условия подготовки к сочинению отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность обучающегося, тем самостоятельнее и совершеннее становится его мышление, тем оригинальнее получается сочинение. Возможно использование памяток для написания сочинений (приложение).

В свете теории речевой деятельности подготовка к сочинению включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль, которые последовательно сменяют друг друга. Речевое высказывание имеет подобную же структуру, которая может быть соотнесена с формируемыми УУД (табл. 2).

Таким образом, система работы над связным высказыванием соотносится со всеми фазами структуры речевой деятельности.

Таблица 2

Структура речевого высказывания и сформированность УУД

Элементы структуры речевой деятельности

Содержание

Сформированность УУД

Ориентировка

Определение места, роли высказывания в деятельности общения.

Определение формы высказывания с учетом общего мотива деятельности.

Уточнение цели речевого действия с учетом основных условий коммуникации.

Решение вопроса о форме, виде, стиле высказывания

Умение определять (осмысливать) объем, содержание и границы темы сочинения.

Умение подчинять сочинение основной мысли

Планирование

Отбор содержания при составлении программы высказывания, которая формируется во внутренней речи

Умение собирать материал для сочинения, используя различные источники информации, в т. ч. Интернет.

Умение систематизировать собранный материал

Реализация

Переход от программы к ее реализации в языковом коде

Умение писать сочинение разных видов (повествование, рассуждение, описание).

Умение выражать свои мысли точно, грамотно с точки зрения литературных норм языка

Контроль

Сопоставление результата речевого действия говорящего с задачей общения

Умение совершенствовать написанное

Подготовка к сочинению также предполагает разноуровневую систему заданий, определяемых компетенциями владения английским языком. Для этого возможно использование общеевропейской шкалы для оценки уровня владения иностранным языком4 (табл. 3).

Таблица 3

Разноуровневая система заданий для подготовки обучающихся к итоговому проекту в форме сочинения на английском языке

Европейская шкала уровней СEFR

Предметные компетентности обучающегося

Примеры заданий для обучающихся

1

2

3

А1

Базовый уровень (Breakthrough)

Понимает и может говорить, используя знакомые выражения и очень простые фразы для решения конкретных задач в ситуациях повседневного общения.

Умеет читать и переводить несложные тексты, может писать простые письма (например, поздравления с праздником), заполнять формуляры.

Понимает медленную четкую речь, при условии знакомого материала

Соотнесите текст с рисунком (схемой, фото...).

Подчеркните, о ком (о чем) текст; где происходят события.

Выберите из данных слов те, которые вы услышали (прочитали) в тексте.

Выберите главных действующих лиц текста

А2

Предпороговый уровень (Waystage)

Умеет составлять рассказ о себе, своей семье, профессии, предпочтениях.

Понимает тексты бытового содержания (рекламу, вывески и т. д.), знает, как писать личные и деловые письма.

Может читать и пересказывать не очень сложные тексты

Соотнесите рисунок предмета с его описанием в тексте.

Прочитайте и выберите из данных предложений те, которые вы услышали (прочитали) в тексте.

Дайте правильный ответ на альтернативный вопрос по основным фактам текста.

Выберите и запишите правильный вариант окончания предложений.

Ответьте на вопросы по тексту

В1

Пороговый уровень (Threshold)

Понимает общий смысл радио- и телепрограмм.

Умеет выразить собственное мнение, обосновать свои взгляды, пересказать содержание прочитанного или увиденного, вести личную и деловую переписку средней сложности, читать адаптированную литературу на английском языке

Соотнесите приведенные ключевые утверждения с абзацами.

Соотнесите место действия с описанием в тексте.

Оцените высказывания как правильные или неправильные.

Исправьте последовательность предложений.

Допишите пропущенные в тексте слова.

Расположите в логической последовательности разрозненные предложения.

Ответьте на специальные вопросы по основным фактам текста.

Выберите только правильное утверждение.

Соотнесите людей и их действия.

Соотнесите заголовок с текстом

В2

Продвинутый уровень (Vantage)

Может общаться с носителем языка, высказаться по широкому кругу вопросов, объяснить свою точку зрения по важной проблеме, приводя аргументы за и против.

Умеет читать неадаптированную литературу на английском языке, пересказывать содержание сложных текстов

Ответьте на вопросы, используя основные факты текста и некоторые детали.

Исправьте ошибки по содержанию текста.

Нарисуйте карту (схему, таблицу) с помощью информации из текста.

Расположите в логической последовательности разрозненные предложения.

Подберите подходящий русский эквивалент к фразам и предложениям.

Соотнесите людей и их действия.

Напишите вопросы к ответам.

Дайте расширенный ответ на вопрос.

Сформулируйте идею текста, абзаца.

Дайте правильный, развернутый ответ.

Выразите свое отношение по следующим пунктам.

Заполните анкету.

Переведите предложения из текста

С1

Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency)

Понимает разнообразные сложные развернутые тексты и может выявить содержащиеся в них имплицитные значения, умеет бегло, не испытывая трудности в подборе слов, выражать свои мысли.

Умеет составлять четкие, логичные, подробные сообщения по сложной тематике

Исправьте ошибки по содержанию текста, включая его детали.

Выберите предложения, которые не соответствуют содержанию текста.

Переведите предложения из текста, включая детали текста.

Напишите вопросы к ответам, включая детали текста.

Сформулируйте идею текста, доказав ее предложениями из текста, своими суждениями.

Передайте основное содержание текста на иностранном языке

Тематика проектов в форме сочинения может быть различной:

  • 6-й класс:
    • «Dressing for Different» («Стиль одежды для разных событий»);
    • «Useful Rules» («Полезные правила»);
    • «A Season Tourist Guide» («Путеводитель для туристов по временам года»);
    • «The Life in This Country in the 22nd Century» («Жизнь в нашей стране в XXII в.»);
    • «Tell the Story of You Family» («История твоей семьи»);
    • «Advantages and Disadvantages of Social Networking» («Достоинства и недостатки социальных сетей»).
  • 7-й класс:
    • «My Dream School» («Школа моей мечты);
    • «My Ideal School Day» («Мой идеальный школьный день»);
    • «Small Business» («Небольшой бизнес»);
    • «An Ideal Friend» («Лучший друг»);
    • «People I’m Proud Of» («Пример для подражания»);
    • «My Ideal Day Out» («Мой лучший выходной день»).
  • 8-й класс:
    • «My Country at a Glance» («Моя страна на первый взгляд»);
    • «Welcome to the ... 2014 Olympic Games in Russia» («Добро пожаловать в Россию на Олимпийские игры 2014 г.»).
  • 9-й класс:
    • «The Problem of the Death Penalty in Modern Russia» («Проблема смертной казни в современной России»);
    • «Lifestyle of a Modern Russian Teenager» («Образ жизни современного российского подростка»);
    • «Russia as a Part of Global World: “Challenges” and Historical Experience» («Россия в глобальном мире: современные “вызовы” и исторический опыт»);
    • «Rights of Man and Citizen» («Права человека и гражданина»);
    • «Patriotism against Fascism» («Патриотизм против фашизма»).
  • 10-11-й классы:
    • «The Influence of Geography on People and Their Lifestyles» («Влияние географического положения страны на людей и их образ жизни»);
    • «Welcome to Russia» («Добро пожаловать в Россию»);
    • «Rating System in Russia» («Система оценивания фильмов в России»);
    • «Making a Remake» («Создадим ремейк»);
    • «Top 10 - The Most Famous Films in the World» («Десятка лучших - самые известные фильмы в мире»).

Выдвигаемая для проекта проблема должна быть одинаково интересна и значима для всех языковых сред. Не менее важно, чтобы обучающиеся были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте. В 5-6-х классах они выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7-го класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Например, работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике. В старших классах возможны проекты-рассуждения.

Оценка проекта в форме сочинения на английском языке, как предполагают и критерии оценки сочинения по русскому языку, складывается из самооценки работы обучающимся и оценки жюри, в состав которого входят педагоги, члены администрации, обучающиеся (табл. 4). Ориентирование на самооценку способствует развитию регулятивных УУД, направленных на адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации (раздел 1.2.3 «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения»5). Значительная разница между самооценкой и оцениванием жюри говорит о низкой самооценке и неразвитости оценочных суждений.

Таблица 4

Карта экспертной оценки проектных работ обучающихся в форме сочинения на английском языке

Этапы

Критерии оценивания

Оценивание (в баллах)

Самооценка

Оценка жюри

Итоговая оценка

Содержательная часть

Критерии контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

Владение основами проектной деятельности

Описание проблемы, обоснование выбора темы

Соответствие содержания теме, целям, задачам

Умозаключения и выводы

Результативность работы

Владение письменной иностранной речью

Аккуратность выполнения, использование иллюстративного материала

Умение работать в группе

Защита проекта

Структура и логика изложения

Владение устной иностранной речью

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Во время заполнения карты экспертной оценки проектных работ обучающихся в форме сочинения на английском языке необходимо в разделе «Содержательная часть» учитывать результат оценивания содержательной части. Остальные этапы оцениваются в 1 балл за каждый критерий, если критерий присутствует, и в 0 баллов, если критерий полностью отсутствует.

Содержательную часть индивидуального проекта в форме сочинения на английском языке целесообразно оценивать по критериям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (табл. 5).

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 12 ≤ К ≤ 15, качество содержания проектной работы в форме сочинения высокого уровня (результат эквивалентен отметке 5 - «отлично»);
  • если 8 ≤ К ≤ 11, качество содержания проектной работы в форме сочинения повышенного уровня (результат эквивалентен отметке 4 - «хорошо»);
  • если 4 ≤ К ≤ 7, качество содержания проектной работы в форме сочинения базового уровня (результат эквивалентен отметке 3 - «удовлетворительно»);
  • если 1 ≤ К ≤ 3, качество содержания проектной работы в форме сочинения находится на пониженном уровне (результат эквивалентен отметке 2 - «неудовлетворительно»).

Таблица 5

Оценивание содержательной части проектных работ обучающихся в форме сочинения на английском языке

Балл

Содержание

Организация текста

Лексическое оформление речи

Грамма-
тическое оформление речи

Орфография и пунктуация

1

2

3

4

5

6

5

Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания; соблюдены принятые в языке нормы вежливости

Высказывание логично: средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики

Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки

Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка. Используемые лексические и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Лексические, грамматические и орфографические ошибки отсутствуют

4

Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости

Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи и делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения в оформлении текста

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов, либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением

3

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто; не соблюдены принятые в языке нормы вежливости

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в оформлении текста

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста

Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста

Имеется ряд орфографических и (или) пунктуационных ошибок, которые незначительно затрудняют понимание текста

2

Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему

Отсутствует логика в построении высказывания; текст не оформлен

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу

Грамматические правила не соблюдаются

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

Итак, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и (или) для других людей продукт, наличие у них творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в образовательном процессе.

Приложение

Памятка для обучающихся по подготовке итогового проекта в форме сочинения на английском языке

Задание С2 ЕГЭ по английскому языку предполагает написание сочинения с элементами рассуждения по данному высказыванию. Выполнить это задание не так уж сложно, особенно если вы будете придерживаться представленных ниже советов.

1. Используйте формальный стиль письма:

  • избегайте сокращений в тексте (don’t, can't, I’m, it’s);
  • не используйте скобки и восклицательные знаки в своем сочинении (эти знаки характерны для неформального стиля письма);
  • не начинайте предложения со слов and, but или also (их лучше использовать в разговорном языке);
  • замените вводные слова well, to tell, the truth и др., перестроив фразу (они характерны для неформального стиля письма);
  • избегайте слишком простых предложений, объединяйте их в сложные, используя логические средства связи.

2. Разделите текст на смысловые абзацы в соответствии с предложенным в задании планом:

  • в первом абзаце сформулируйте проблему, которую вы будете обсуждать, однако не повторяйте тему сочинения слово в слово. Представьте, что ваш читатель не знает, о чем пойдет речь, и попытайтесь объяснить ему проблему другими словами;
  • выделите положительные и отрицательные стороны проблемы, подумайте о разумных аргументах в поддержку обеих точек зрения. Помните, что вы должны выразить не только свою точку зрения, но и противоположную. Также не забудьте объяснить, почему вы не согласны с другой точкой зрения.

3. Используйте слова-связки, чтобы помочь читателю проследить за логикой ваших рассуждений. Помните, что вводные слова выделяются запятыми.

4. В последнем абзаце сделайте обобщающий вывод по данной проблеме. Вы можете также окончательно сформулировать свое мнение или предложить пути решения данной проблемы.

5. Объем сочинения должен составлять 200-250 слов. При этом артикль - это тоже слово, поэтому контролируйте его использование, постарайтесь удержаться в заданных рамках.

Клише для сочинений

1. Выражение мнения:

  • I agree/ disagree
  • In my opinion, ... / From my point of view, ... / As far as I am concerned, ...
  • I believe that./ It seems to me that.
  • I am in favour of. / I am against the idea of.
  • According to.
  • Some people say that.
  • It is said/believed that.
  • There is no doubt that.
  • It cannot be denied that.
  • It goes without saying that.
  • We must admit that.

2. Представление аргументов:

  • The main argument against/in favour is.
  • First of all, I would like to consider.
  • The first thing I would like to consider is.
  • To begin with, ./ To start with, .
  • Despite the fact that./ In spite of the fact that.
  • On the one hand, . /On the other hand, .
  • Besides,./ In addition,.
  • What is more, ./ Moreover, ./ More than that, .
  • Finally, .
  • However, . / ., though
  • .although.
  • Nevertheless,.

3. Логические связки:

  • for this reason
  • therefore/that is why
  • thus smh happened because of / as a result of / owing to / due to/as a consequence of
  • 4. Примеры:
  • For example
  • For instance
  • Such as
  • Like

5. Заключение:

  • To sum up, ...
  • To conclude, I would argue that.
  • On this basis, I can conclude that...
  • In conclusion, I would like to stress that.
  • All in all, I believe that.

_____________________________

1Подробнее см. предпроектную работу «Концепция основ государственной культурной политики» (приложение № 3) на сайте www.culturerussia.ru. - Примеч. авт.

2О разъяснении вопроса введения сочинения как формы государственной итоговой аттестации, о планировании работы педагогов по подготовке сочинения в жанре характеристики текста по русскому языку читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 3.

3Подробнее см. демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ по английскому языку 2014 г. на www.fipi.ru. - Примеч. автора.

4Общеевропейская шкала уровней владения иностранными языками СEFR (Common European Framework of Reference). - Примеч. авт.

5Подробнее см.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.342 с. (Стандарты второго поколения). - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль