-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Организация и проведение родительского собрания в школе

28 июля 2023
361
Средний балл: 0 из 5

Одна из эффективных форм взаимодействия с семьями учеников в школе — проведение собраний. Совместные заседания позволяют классному руководителю решить актуальные задачи и вопросы. Организация родительского собрания в школе требует серьезной подготовки.

Основные задачи и формы проведения родительского собрания

При подготовке к заседаниям педагог должен реализовать такие задачи родительского собрания:

  1. Ознакомить родительскую общественность с особенностями образовательно-воспитательного процесса школы.
  2. Выработать единые требования и основные принципы при постановке целей и определении содержания воспитания в образовательном учреждении и семье.
  3. Проводить просветительскую работу по психолого-педагогическим вопросам, которые касаются воспитания детей.
  4. Привлекать родителей к взаимодействию с педагогами и детьми, чтобы улучшить воспитательный потенциал внеурочной деятельности.
  5. Объяснить, какие методики взаимодействия с ребенком наиболее эффективны.
  6. Наладить доверительные взаимоотношения с семьями обучающихся.
  7. Корректировать стиль воспитания в отдельных семьях.
  8. Организовать психолого-педагогическую поддержку родителям в воспитании одаренных учащихся, а также при решении проблем с трудными детьми.
  9. Оказать помощь школьникам из неблагополучных семей.
  10.  Наладить эффективное сотрудничество с родительскими общественными организациями — советами, комитетами.

Для решения поставленных задач классный руководитель в рамках родительского собрания должен выполнить следующие функции:

  1. Рассказать родителям о содержании и методике построения педагогического процесса. Объясните, какие учебные программы регулируют образовательную сферу школы. Огласите список внеурочных мероприятий, кружков и факультативов, которые могут посещать дети.

  1. Информировать родителей о возрастных особенностях детей. Расскажите о психологических и физиологических особенностях развития детей в определенном возрасте. Ознакомьте с условиями успешного общения с ребенком.

  1. Привлечь семьи к совместной деятельности с учащимися. Организуйте внеклассные мероприятия, например, семейные конкурсы или соревнования, походы, экскурсии. Вырабатывайте общие решения по организационным вопросам — порядок дежурства в классе, особенности питания.

Заседания делят на два основных вида:

Общие. Общешкольные собрания, на которые приглашаются родители по параллелям классов или уровням образования. Проводятся не больше трех раз в год. 

Для общего родительского собрания подбирайте темы, которые касаются вопросов обучения и воспитания:

  • Организация образовательного воспитательного процесса школы в новом учебном году. Объясните основные моменты перехода на ФОП. Расскажите об изменениях в профориентационной работе. 
  • Приоритетные направления в деятельности школы. Ознакомьте родителей с целями патриотической сферы. Расскажите о мероприятиях, которые планируете провести с учащимися и семьями.

Смотрите далее: Как отвечать на претензии родителей, чтобы все остались довольны >>>

Классные. Проводите заседания согласно утвержденному графику. Планируйте актуальные темы, которые интересны и важны родителям. Например, в начальных классах расскажите о формировании читательского интереса у младших школьников. 

Для среднего звена актуальна тема переходного возраста и развития мотивационной сферы. Родителям старшеклассников будет полезной информация, как помочь ребенку определиться с будущей профессией.

При необходимости пригласите на заседания директора или завуча школы. Администрация посещает собрания с целью контроля деятельности классного руководителя, а также при возникновении спорных вопросов, которые требуют совместного решения. К просветительской работе привлекайте педагога-психолога школы и других коллег, например, медицинского работника. 

Виды родительского собрания в школе

Вид 

Целевые ориентиры

Организационное

  • Ознакомить с планом работы классного руководителя.
  • Выбрать председателя и  членов родительского комитета.
  • Спланировать внеклассные мероприятия с участием родителей.

Инструктивные или установочные

  • Рассказать об изменениях, которые происходят в жизни класса.
  • Познакомить с особенностями организации учебного процесса — графиком занятий, расписанием уроков и внеклассных мероприятий.
  • Обсудить роль родителей в организации педагогического процесса.
  • Ознакомить с нормативно-правовыми документами, которые регулируют деятельность школы.

Аналитические

  • Предоставить результаты проведения психолого-педагогических диагностик.
  • Рассказать об итогах медицинских обследований школьников.
  • Проанализировать показатели заболеваемости  и посещаемости по классу.

Консультативные

  • Обсудить проведение мероприятий в классе, которые требуют участия родителей.

Внеплановые

  • Разобрать внештатные ситуации, которые возникают в классном коллективе.
  • Разобрать и решить возникшие конфликты.

Тематические

  • Обсудить актуальные темы, которые касаются обучения и воспитания учащихся класса. 

Просветительские

  • Познакомить родителей с основными методиками, используемыми в воспитании ребенка.

Диспуты

  • Выяснить позиции участников родительского собрания по проблемам воспитания.
  • Выработать общие решения по проблемам, которые возникают в учебном процессе.

Практикумы

  • Научить эффективным методикам семейного воспитания.
  • Показать приемы оказания помощи ребенку в сложных жизненных обстоятельствах.

Отчетные или итоговые

  • Подвести итоги деятельности школы за учебный год.
  • Привлечь внимание к позитивным и негативным событиям в жизни класса.

При подготовке родительского собрания выберите форму проведения заседания:

  1. Классическую. Предполагает выступление классного руководителя и содокладчиков. Планируйте такую форму не более двух раз в год, чтобы родители не потеряли интереса и не перестали посещать совещания.
  1. Нетрадиционную.

Формы

Содержание

Конференция

Рассмотрение тем, которые касаются воспитания и обучения.

Дискуссия

Обсуждение спорных моментов в малых группах и принятие коллективного решения. 

Педагогическая студия

Психолого-педагогическое просвещение, которое проводится в три этапа:

  1. Теоретический. Предоставление информации на заявленную тему.
  2. Практический. Отработка практических умений и навыков.
  3. Рефлексивный. Самооценивание участниками эффективности своей работы.

Консилиум

Рассмотрение актуальных вопросов с привлечением специалистов из других организаций.

Творческая гостиная

Демонстрация детских творческих способностей и умений в прикладном искусстве, а также спортивных успехов.

Круглый стол

Обсуждение ключевых педагогических проблем с проведением рефлексии.

Мозговой штурм

Форма проведения совещания, которая направлена на повышение педагогической культуры участников. Решение вопросов путем генерации идей по темам воспитания.

Игровая форма

Ознакомление участников с воспитательными методиками с помощью ролевой или организационно-деятельностной игры.

Семейные

Привлечение семей к совместной творческой работе. Проводят с участием школьников.

Педагогическая мастерская

Педагоги делятся опытом и демонстрируют профессиональное искусство.

Вопрос №1: Какие типы учреждений используют Инструкцию № 157

Подготовка к родительскому собранию

Руководитель школы должен утвердить положение, в котором указаны этапы организации и проведения общих и классных встреч. Также в документе закрепите права и обязанности участников педагогического процесса.

Организация родительского собрания в школе включает несколько этапов:

Назначьте ответственных. Для проведения общешкольного заседания назначьте исполнителя, который будет отвечать за организацию. 

Определите тему, поставьте цели и сформулируйте задачи. Чтобы подобрать актуальные и полезные темы, проанализируйте работу школы и выясните предпочтения родителей. Заранее поручите классным руководителям провести анкетирование или опрос. Посмотрите перечень выбранных вопросов и утвердите его. Формулируйте понятные для восприятия темы, чтобы вызвать у участников заинтересованность.

Определите форму встречи. Форма мероприятия зависит от тематики. Например, если необходимо рассмотреть особенности адаптационного периода учащихся, проведите традиционное заседание. Для тем, которые требуют получения практического опыта, выбирайте нетрадиционные формы. Чередуйте виды родительского собрания, чтобы повысить уровень посещаемости.

Чтобы ознакомить участников с изменениями в учебно-воспитательной документации, выбирайте письменную форму. Отправьте пакет документов в классный чат мессенджера, чтобы родители с ними ознакомились. Попросите их написать свои рекомендации. Можете провести анкетирование или тестирование, чтобы выяснить позицию участников.

За годы антиковидных ограничений школы успешно внедрили дистанционную форму родительского собрания, которая предполагает проведение онлайн-конференции. Чтобы организовать онлайн-встречу, заручитесь согласием семей. Выясните, есть ли у них техническая возможность к такой форме проведения совещания. Не планируйте больше двух дистанционных встреч в год.

Напишите сценарий. Составьте подробный сценарий мероприятия. Пропишите такие ключевые моменты:

  • Тему и подробные цели.
  • Место, где будет проходить встреча.
  • Целевую аудиторию.
  • Предполагаемое число участников.
  • План родительского собрания.

Систематизируйте информацию. Подберите информационные источники, которые можно предоставить участникам перед встречей. Это позволит сократить время проведения совещания. Сопровождайте доклады мультимедийными слайдами, иллюстрациями, таблица, диаграммами, видеозаписями, чтобы они легче воспринимались. Оформите раздаточные материалы, например, буклеты или памятки. 

Определите, где будет проходить совещание. Выбор места зависит от формы собрания и количества участников. Общешкольные встречи организуйте в актовом зале. Для классных собраний подготовьте кабинеты. Продумайте, как расставить столы и стулья. Если выбрали нетрадиционный вид встречи, поставьте стулья по кругу. Подготовьте проектор и другие необходимые технические ресурсы. 

Смотрите далее: Как классному руководителю планировать и проводить родительские собрания >>>

Уточните время. Приглашайте родителей в рабочие дни за исключением понедельника и пятницы. Чтобы выбрать удобное время, выясните графики работы участников. Оптимальное время — с 16:00 до 18:00. Проводите заседания примерно в одно и то же время.

Пригласите участников. Оповестить участников о предстоящей встрече нужно два раза. Первый раз — за неделю до предполагаемой даты, чтобы у всех было время спланировать посещение образовательного учреждения. Потом напомните о собрании за пару дней до его проведения. Уточните дату, время и место.

Пригласите участников одним из способов:

  • Опубликуйте информацию на стенде школы.
  • Разместите объявление на сайте образовательной организации.
  • Отправьте сообщение в общий родительский чат.
  • Разошлите пригласительные.
Вопрос №1: Какие типы учреждений используют Инструкцию № 157

Мероприятие условно делят на три этапа:

Вступительный

Не нарушайте установленный регламент, начинайте совещание строго в установленное время. Не нужно ждать, когда подойдут опоздавшие, чтобы показать участникам серьезность и важность события.

Зарегистрируйте присутствующих. Для этого пустите по рядам лист, на котором они должны написать свои личные данные. Список понадобится для оформления протокола. Если на встрече находятся специалисты из других учреждений, представьте их.

Назовите тему и расскажите о повестке дня. Уточните регламент для выступлений. Обсудите правила ведения диалога и обсуждений. Если перед встречей проводили опрос, огласите результаты.

Основной

Состоит из нескольких подэтапов. Сначала предоставьте теоретический материал по теме. Закрепите подачу информации беседой. Приведите примеры из практики. Вынесите на обсуждение педагогические ситуации.

На первом совещании обсудите такие темы:

  1. Переход образовательных учреждений на новые ФОП. Кратко ознакомьте общественность с федеральными образовательными программами. Объясните цели реализации ФОП. 
  2. Трудности адаптационного периода. Для родителей учащихся 1-х, 5-х, 9-х классов подготовьте информацию о возможных проблемах в адаптации детей и способах их решения. Пригласите психолога, чтобы он рассказал, как поддержать ребенка дома. Расскажите, какие условия создает школа для комфортной адаптации учащихся.
  3. Правила общения в общем чате. В общем чате передают срочную информацию. Чтобы он не превратился в беседы о повседневных делах, установите правила. Обсудите, сколько человек из семьи могут зарегистрироваться в чате. Объявите время, когда можно писать сообщения. Пресекайте нарушения установленных правил. Личные вопросы обсуждайте при встрече.
  4. Правила поведения в образовательном учреждении. Объявите участникам, какие правила установлены в школе. Объясните, какую роль они выполняют. Расскажите о школьной форме. Напомните, почему нельзя опаздывать. Акцентируйте внимание на необходимости соблюдения единых требований в школе и домашней обстановке.

    Заключительный

    В конце подведите совместные итоги. Объявите, какие решения приняли по всем пунктам повестки дня. Уточните тему следующей встречи, чтобы мотивировать присутствующих на следующее мероприятие. Объясните актуальность выбранной темы.

    Раздайте участникам бланки и попросите записать свои предложения, чтобы спланировать следующее собрание. Частные вопросы обсуждайте с родителями в индивидуальном порядке.

    Проконтролируйте, чтобы секретарь заполнил протокол. В документе нужно зафиксировать все рекомендации присутствующих и указать решения, которые были приняты.  

    ⚡Популярные образцы документов для работы в мае

    Приказ об окончании учебного года
    скачать .doc
    Стенд по ГИА-2024
    скачать .doc
    Должностные инструкции работников лагеря дневного пребывания
    скачать .doc
    План педсовета по допуску к ГИА-2024
    скачать .doc
    ВСЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В МАЕ

    logo
    Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.