Система национального учительского роста (НСУР) – это инновационный инструмент повышения качества образовательных услуг в России. Поговорим о том, что входит в это понятие, какие задачи стоят перед данной разработкой и как осуществляется ее внедрение. Также рассмотрим, какие документы регламентируют порядок реализации НСУР и разберем, из чего состоит ее модель.
Система национального учительского роста: понятие
НСУР – это комплекс аттестационных процедур, осуществляемых на базе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) с целью реформирования учебного процесса и модернизации сферы образования в целом. Это саморегулируемая форма профессионального роста педагогов, которая позволяет педсовету объективно оценивать квалификацию педагогических работников, на основании этого присваивать им новые квалификационные категории и при необходимости оказывать методическую поддержку специалистам.
Данная система создана на основе профессионального педагогического стандарта. Она выполняет следующие функции:
- обеспечивает строгую дифференциацию качества образовательных услуг и определение объема профессиональных компетенций для каждого педагогического сотрудника;
- значительно упрощает организацию и проведение аттестаций;
- создает условия для формирования нового порядка классификации учительских должностей согласно актуальным запросам общества.
На что направлена национальная система учительского роста
На что направлена НСУР? Главная цель национальной системы учительского роста – повышение качества работы сотрудников сферы образования и уровня их ответственности за достигнутые результаты. Реализация этой цели предполагает решение нескольких задач:
- стимулирование преподавателей к постоянному совершенствованию собственных профессиональных навыков на основе передового педагогического опыта и научных достижений;
- формирование эффективных механизмов анализа педагогических компетенций, учитывающих персональную активность педработника в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях;
- разработка механизма профессионального роста специалистов в течение всего периода их службы, а также механизма дифференциации педагогов («учитель», «наставник», «методист»), учебных заведений и мероприятий;
- введение профстандарта педагога в качестве основного критерия развития;
- внедрение продуманной формы договора, предусматривающей четкую зону ответственности работника и его эффективную защиту;
- переориентация педагогической аттестации с функции проверки теоретических знаний на функцию проверки профессиональных компетенций и повышения квалификации;
- формирование независимого сообщества экспертов;
- совмещение аттестации специалиста с повышением его квалификации при помощи сертификации и индивидуальной карты достижений.
Четыре неочевидные компетенции успешного педколлектива. Как оценить и прокачать у своих >>>
На что не направлена НСУР
- внедрение новой системы оплаты труда
- определение профессиональных дефицитов карьерный рост в зависимости от стажа работы
Читайте также
Внедрение национальной системы учительского роста
Внедрение НСУР обеспечивает необходимые мотивационные условия для профессионального роста специалистов в образовательной области, а также для укрепления положительного имиджа педагога, улучшения качества обучения школьников и перехода ведущей роли от руководителя учебного заведения к педработникам высшего уровня.
Рассмотрим ключевые направления процедуры внедрения системы профессионального роста педагогов на уровне руководства ОУ:
-
Нормативно-правовое. Внесение изменений в локальные документы образовательного учреждения.
-
Научно-методическое. Анализ готовности коллектива педагогов к переходу на новую систему аттестации, подготовка и использование на практике программы методической поддержки учителей в условиях НСУР. Проведение мероприятий по повышению квалификации и совершенствованию теоретических и практических компетенций педагогов.
-
Кадровое. Создание системы мониторинга кадрового потенциала школы на основе компетенций отдельных преподавателей. Систематизация процесса совершенствования профессиональных навыков.
-
Финансовое. Внесение корректировок в систему финансирования с учетом внедряемых должностей. Разработка методов стимулирования сотрудников.
-
Психологическое. Создание программы психологической поддержки педагогов для профилактики их профессионального выгорания в период перехода на новую систему.
По итогам внедрения НСУР будет реализована система карьерного продвижения преподавателей по должностной вертикали от учителя до ведущего учителя, а работники учебного заведения будут подготовлены к любым изменениям и нововведениям в управленческом секторе ОУ.
Записывайтесь на программу повышения квалификации "Профессиональная компетентность учителя по ФГОС: обязательные документы, современное оценивание и гибкие навыки". Программа предназначена для всех педагогов школы независимо от предметной специализации. Поможет внедрить в практику современные методы и приемы обучения.
Курс новый и мы открыли для вас ознакомительный доступ на 7 дней! Получите его сейчас и вдохновляйтесь новыми знаниями.
Документы о национальной системе учительского роста
Основные принципы НСУР были утверждены распоряжением Правительства РФ № 3273-р от 31.12.2019 года.
К числу других документов, определяющих специфику реализации национальной системы учительского роста, относятся следующие:
-
Поручение Президента Российской Федерации о формировании НСУР № Пр-15ГС от 02.01.2016 г.
-
Комплексная программа повышения профессионализма педагогических работников общеобразовательных учреждений, утвержденная заместителем Председателя Правительства РФ за номером 3241п-П8 от 28.05.2014 г.
-
Приказ Министерства труда РФ «Об утверждении профессионального стандарта Педагог/учитель/воспитатель (осуществляющий образовательную деятельность в области начального, основного, среднего общего или дошкольного образования)» № 544н от 18.10.2013 г.
-
Приказ Министерства науки и высшего образования (МОН) РФ «Об утверждении «дорожной карты» (плана мероприятий) по разработке и внедрению НСУР» № 703 от 26.06.2017 г.
-
Ежегодные акты, приказы, планы и аналитические отчеты Минпросвещения России, Минтруда, Минобрнауки и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования, касающиеся сбора, систематизации и мониторинга данных о кадровом обеспечении образовательной сферы. Сопутствующие распоряжения, предложения, положения, методические рекомендации и др.
Модель НСУР
Модель НСУР ориентирована на формирование эффективного кадрового потенциала учебного заведения. Ее концепция и актуальные положения направлены на реализацию стратегии развития образовательной сферы на уровне государства и внедрение инновационных технологий и методик в учебно-воспитательный процесс.
Приоритетные положения модели национальной системы учительского роста:
-
Обновленная аттестационная процедура позволяет определять реальный профессиональный уровень педагогических работников вне зависимости от опыта их работы и квалификации. Это является мощным стимулом для профессионального развития молодых специалистов. При наличии соответствующих компетенций молодые учителя способны быстро достичь необходимых квалификационных навыков.
-
НСУР предполагает создание и использование на практике системы стимулов для постоянного совершенствования профессионального мастерства педагогов.
-
Унификация и систематизация критериев аттестации снижают до минимума влияние субъективных факторов при оценке профессиональных навыков учителей. Это позволяет объективно оценивать педагогов и задает направление для их профессионального роста.
Для успешной реализации данной стратегии требуется разработка четких, «прозрачных», максимально объективных и понятных унифицированных процедур аттестации без бюрократических компонентов. Один из рабочих способов повышения доверия к новой аттестационной системе – утверждение локальных актов на уровне образовательного учреждения, предусматривающих оптимальный учет рабочего времени, удобные трудовые условия и другие положения, имеющие важное значение для педагогических сотрудников.
Элементы модели НСУР:
- независимая оценка уровня профессионализма учителей посредством ЕФОМ;
- анализ результатов работы педагога;
- анализ условий деятельности специалиста на основе справки работодателя;
- учет мнений выпускников ОУ.
Перечисленные элементы оцениваются в определенное количество баллов, в сумме максимум 100. К примеру, оценка результатов работы, деловых и профессиональных качеств специалиста – до 40 баллов. Из них до 25 баллов приходится на оценку образовательных результатов учеников, до 10 баллов – на справку работодателя, до 5 баллов – на мнение выпускников. На оценку уровня квалификации педагога с помощью ЕФОМ отводится 60 баллов.