-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Наставничество в школе

15 апреля 2024
63149
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Образование

Одна из задач, которую должна реализовать администрация образовательной организации, — оказание методической поддержки молодым и поступившим на работу специалистам. Наставничество в школе — это отдельное направление в педагогической деятельности. Читайте, какие современные модели признаны эффективными. Изучите особенности и условия организации системы наставничества. Ознакомьтесь с рекомендациями, какие документы необходимо подготовить.

Цели и задачи наставничества в школе

Основная цель наставнической системы — оказание помощи учителям и школьникам. Наставниками утверждают опытных педагогов, которые показывают высокие результаты в  профессиональной деятельности, а также успешных и активных обучающихся. Учителя и ученики должны обладать лидерскими способностями и пользоваться авторитетом в школьном коллективе.

Кураторы помогают молодым учителям адаптироваться в школе и объясняют специфические особенности работы в сфере образования. Наставников назначают и опытным педагогам. Это позволяет им профессионально развиваться и избежать эмоционального выгорания.

Разработайте положение о программе наставничества и оформите саму программу. Подготовьте приказ о внедрении программы наставничества.

Положение о программе наставничества Программа наставничества Приказ о внедрении программы наставничества

Положение о программе наставничества

Скачать положение

Программа наставничества

Скачать программу

Приказ о внедрении программы наставничества

Скачать приказ

В ученической среде кураторы взаимодействуют с отстающими школьниками и детьми с низким уровнем адаптации. Рассматривайте кандидатов среди учеников старших классов. Выбирайте коммуникабельных, успешных и авторитетных подростков. Цель их деятельности — помочь младшим товарищам решить проблемы в обучении и адаптироваться в социуме с позиции равноправного партнерства.

Наставники нужны новеньким учителям и обучающимся. Благодаря совместной работе они быстрее адаптируются в коллективе, познакомятся с педагогами и одноклассниками.

Кураторов закрепляют и за одаренными учениками. К целевым ориентирам их деятельности относят:

  • помощь в подготовке к олимпиадам, конференциям и конкурсам;
  • оказание поддержки при планировании публичных выступлений.

При грамотной организации системы наставничества в школе будут достигнуты такие цели:

  • увеличатся показатели уровня обученности школьников;
  • повысится эффективность педагогической деятельности молодых учителей;
  • уменьшится количество неуспевающих учеников.

Система наставничества в школе

Для организации наставничества выберите сотрудника, который будет курировать направление. Например, назначьте исполнителем замдиректора по УВР. Поручите ответственному разработать проект положения, чтобы зафиксировать требования к работе наставников.

Дайте рекомендации коллеге, какие сведения необходимо отразить в документе:

  1. Целевые ориентиры. Отметьте, какие цели и задачи будете реализовывать в рамках направления. Сформулируйте планируемые результаты.
  2. Распределение функционала. Закрепите задачи за исполнителями. Перечислите их обязанности и педагогические функции.
  3. Обязанности и права подшефных. Перечислите, какие правила обязаны соблюдать наставляемые в работе с кураторами. Также отметьте их права.
  4. Критерии выбора кураторов. Зафиксируйте требования, которым должны соответствовать наставники. Поясните, как будет проходить отбор. Расскажите о формах обучения педагогов.
  5. Условия формирования пар. Зафиксируйте критерии, по которым будут создаваться пары и группы. Перечислите этапы закрепления наставников за подшефными.
  6. Оформление документов. Составьте список документации, которая должна быть у кураторов. Включите в него отчет о сотрудничестве. Приложите образцы. Закрепите сроки сдачи отчетов и формы контроля.

Директору школы нужно утвердить программу наставничества. Она состоит из нескольких разделов. Первый — пояснительная записка. Укажите в ней такую информацию:

  1. Отметьте цели реализации программы.
  2. Обозначьте задачи планирования.
  3. Опишите значение терминов, используемых в программе.

В разделе, посвященном управленческой структуре, приведите следующие сведения:

  • формы контроля деятельности наставников и мониторинга эффективности программы;
  • направления и этапы педагогической и методической работы;
  • список ответственных;
  • сроки выполнения программы.

Перечислите этапы реализации системы. Спланируйте условия для внедрения программы:

  • Выберите наставников и наставляемых.
  • Создайте пары или группы.

Организуйте контроль работы кураторов. Спланируйте мониторинг. По результатам диагностики подводите промежуточные итоги, чтобы при необходимости скорректировать программу. Составьте поэтапный алгоритм деятельности. Для каждого из них пропишите мероприятия.

Приказ о назначении куратора внедрения целевой модели наставничества в школе

Приказ о назначении куратора внедрения целевой модели наставничества в школе

Скачать бесплатно

В блоке “Кадровое обеспечение” зафиксируйте ответственность исполнителей за проведение мероприятий. Опишите, как формируете базы участников.

В следующем разделе программы определите модели наставничества. Используйте формы сотрудничества, которые приведены в рекомендациях Минпросвещения:

  • школьник — школьник;
  • учитель — учитель;
  • обучающийся — студент;
  • педагог — ученик;
  • студент — работодатель.

Оцените ресурсы школы. Продумайте, какие модели будут эффективными для образовательной организации. Можете внедрять одновременно несколько форм наставничества.

Сформулируйте планируемые результаты для каждой модели. Перечислите целевые ориентиры. Приведите характеристики исполнителей. Пропишите методы сотрудничества участников и особенности реализации программы.

Создайте раздел по контролю и оцениванию. Опишите формы мониторинга. Перечислите показатели, по которым будет оцениваться эффективность программы.

Также отметьте критерии для оценки работы кураторов, учителей и детей. Продумайте мотивационные инструменты и способы поощрения участников. Спланируйте итоговое мероприятия для награждения.

Попросите ответственного разработать дорожную карту. Продумайте, как будете информировать участников образовательных отношений о ходе реализации программы. Пропишите формы привлечения кураторов к взаимодействию. Отметьте сроки и ответственных.

Организация наставничества в школе

Чтобы организовать наставничество в школе, утвердите приказ. Зафиксируйте в локальном акте условия внедрения программы. Пропишите следующие распоряжения:

  1. Утвердите положение о наставнической деятельности и проект программы.
  2. Назначьте исполнителя, который будет организовывать и контролировать работу.
  3. Включите вопрос наставнического направления в повестку тематического педсовета.

Ответственным назначьте замдиректора по УВР или методической работе. Перечислите в приказе обязанности куратора:

  • Создать списки участников, в процессе работы вносить в них изменения.
  • Организовать обучение наставников.
  • Спланировать мониторинг деятельности участников.
  • Контролировать вовлеченность кураторов и подшефных в программу.
  • Подводить итоги и анализировать результаты за отчетный период.

Планирование направления включает несколько этапов:

  1. Разработайте базу данных. Выясните, кто из педагогов и школьников нуждается в наставнике. Определите кандидатов и сформируйте пары. Один человек может одновременно вести несколько подшефных.
  2. Поручите классным руководителям составить списки учеников. Попросите педагогов определить детей с низким уровнем адаптации к школе. Это могут быть новенькие ребята, которые прибыли из других образовательных организаций, а также учащиеся первых, пятых и десятых классов.
  3. Проанализируйте успеваемость учащихся, которые обучались на дому. Выявите, кто из ребят испытывает трудности в обучении, и закрепите за ними наставников.
  4. Распорядитесь, чтобы завуч составил список молодых и новеньких специалистов. С ними проведите отдельную работу. Организуйте анкетирование, чтобы выявить методический уровень. На основании результатов опроса назначайте кураторов.

Базу данных удобно оформить таблицей. Выбирайте кураторов из опытных коллег и учеников с лидерскими способностями. Обращайте внимание на кандидатов, которые обладают такими профессиональными и личностными чертами:

  • Авторитетность. Куратора должны уважать в ученической и педагогической среде. Если наставник пользуется авторитетом, подшефный быстрее достигнет заданных целей.
  • Стремление к личностному росту. Не заставляйте коллег и школьников участвовать в программе. Назначайте тех, кто желает заниматься наставнической работой. Если для ответственного дополнительные обязанности будут обузой, он не поможет подопечному.
  • Коммуникабельность. Кураторы регулярно взаимодействуют с подопечными. Кандидат должен уметь в доступной форме передавать новую информацию. Отдавайте предпочтение коммуникабельным учителям и учащимся.
  • Организованность. Выбирайте наставников, которые грамотно распределяют задачи и нагрузку. Тогда сотрудничество с ними будет спокойным и плодотворным.
  • Профессионализм. Назначайте коллег с педагогическим стажем не менее трех лет и высокими профессиональными способностями. Задача кураторов — научить на практике применять методические инновации, объяснить молодым учителям, как спланировать урок, и повысить качество преподавания.
  • Дисциплинированность и ответственность. Подопечные учатся на личном примере наставников. Не назначайте кандидатов, у которых есть дисциплинарные взыскания.
  • Эмоциональная стабильность. Чтобы сотрудничество было комфортным и благоприятным, назначайте кандидатов, которые быстро принимают решения и грамотно разрешают конфликтные ситуации.
  • Позитивный настрой. Нельзя назначать наставниками педагогов с признаками профессионального выгорания. Позитивный настрой — залог успешной деятельности.

Для организации модели “школьник-школьнику” проведите работу с учениками. Соберите данные об активистах среди старшеклассников, которые проявляют себя на уроках и во внеклассной работе.

Выбирайте авторитетных подростков с высокими достижениями в сфере образования. Чтобы назначить несовершеннолетнего ученика на должность, потребуется согласие родителей.

Модель сотрудничества учителей внедряют, если в школе есть молодые и только поступившие на работу коллеги. Поговорите с руководителя ШМО. Узнайте, кого из педагогов они рекомендуют на должность. Заручитесь согласием кандидатов. Обсудите назначения с коллективом на педсовете. Предложите руководителям методобъединений поднять этот вопрос на заседаниях.

Поручите обучение наставников куратору. Пусть он привлечет экспертов, специалистов по наставничеству и успешных наставников из других школ. Скачайте сценарий тренинга и пример оформления программы обучения наставников.

Модель “учитель-школьник” направлена на раскрытие способностей детей. Перед участниками стоят такие задачи:

  • раскрытие творческого потенциала;
  • повышение качественного показателя обученности;
  • побуждение к спортивных достижениям;
  • развитие метакомпетенций;
  • создание условий для адаптационного периода;
  • работа над сплочением коллектива.

Система работы студентов с учениками построена на сотрудничестве с выпускниками образовательного учреждения, которые продолжают обучение в институтах. Привлекайте к участию активистов, которые показывают успехи в учебе.

Поставьте перед ним четкие задачи — помогать школьникам в подготовке к конкурсам и предметным олимпиадам. Попросите кандидатов оформить заявление и подписать согласие на обработку персданных.

Когда сформируете списки наставников, переходите к следующему этапу — обучению. Определите сроки и форму. Например, спланируйте одно мероприятие в неделю в течение месяца или курс продолжительностью в две недели.

Разработайте программу обучения. Добавьте такие разделы:

  1. Пояснительную записку. Поставьте цели и укажите ожидаемые результаты обучения. Установите сроки.
  2. Основное содержание. Продумайте темы обучения. Объясните наставникам, как сделать самопрезентацию и самоанализ работы. Расскажите об эффективных методических приемах. Изучите этапы реализации кураторской программы. Познакомьте с формами работы с подопечными.
  3. Учебный план. Оформляйте по форме традиционного документа. Сделайте таблицу с такими графами: темы мероприятий, количество часов лекций и практик, методы контроля.

Обучение планируйте с использованием инновационных методических приемов:

  • разборов кейсов;
  • ролевых игр;
  • практикумов и семинаров.

Привлеките к сотрудничеству преподавателей вузов. Оформите информационный уголок. Опубликуйте памятки по методике, локальные документы, регулирующие направление. При формировании наставнических пар учитывайте опыт кураторов и пожелания подшефных. Организуйте опрос, чтобы определить запросы подопечных. Создавайте пары по взаимной симпатии. Если коллеги недолюбливают друг друга, не ставьте их в одну пару. Чтобы сформировать пары, воспользуйтесь таблицей с характеристиками участников для каждой модели.

Характеристики участников и формы взаимодействия

Характеристики участников и формы взаимодействия

Смотреть таблицу в полном размере

Проведите для всех кандидатов общее мероприятие. Чтобы сплотить участников, организуйте увлекательный тематический квест или конкурс. Отдельно спланируйте консультативную работу с парами. Привлеките к сотрудничеству психолога. Помогите разработать индивидуальные планы.

Состав групп зафиксируйте в приказе. Рекомендуйте участникам формы работы и системную модель. Обсудите оргмоменты. Объясните, что кураторы и наставляемые должны встречаться по согласованному графику. Продолжительность одной встречи — от 45 минут до часа. Уточните, что общение может быть реальным и дистанционным.

Поручите кураторам записывать план и итоги встреч в специальном дневнике. Он поможет наставнику при необходимости скорректировать план, а ответственному — проанализировать работу. Напомните наставникам, чтобы приглашали на заключительные мероприятия исполнителя.

В конце года организуйте итоговую общую встречу. Обсудите результаты, наградите педагогов и школьников в торжественной обстановке. Это мотивирует остальных сотрудников и детей на участие в наставнической работе.

Позовите на итоговое мероприятие коллег, школьные активы, родителей и выпускников. Попросите выступающих оформить отчеты о работе в виде презентаций. Опубликуйте их с согласия участников на сайте школы.

Контроль эффективности программ наставничества

Спланируйте мониторинг, чтобы контролировать работу участников программы. Предусмотрите два этапа:

  1. Анализ условий внедрения системы и эффективности работы групп.
  2. Обобщение и систематизация результатов.

Оцените результативность работы с помощью SWOT-анализа. Проведите опрос среди исполнителей и сделайте выводы. Результаты оформите в таблице. Смотрите образец заполнения отчетной таблицы по сотрудничеству учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние показатели

Позитивные

Негативные

53% участников показывают заинтересованность к обучению по образовательным программам школы.

42% детей стремятся получить знания за пределами ООП.

49% обучающихся принимают участие в проектной деятельности.

15% ребят поступили в спортивные секции.

Более 60% детей проявляют желание стать наставниками.

Показатель успеваемости поднялся на 34%.

28% детей по-прежнему показывают низкие образовательные результаты.

46% не мотивированы на обучение.

Не налажена обратная связь с наставниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние показатели

Возможности

Угрозы

Методическая и профессиональная помощь от внешних образовательных структур.

Участие в городских и районных событиях — научных, творческих, общественных, исследовательских.

Отсутствие у родителей стремления вникать в образовательно-воспитательную сферу.

Негативное влияние соцсетей и других интернет-ресурсов на увлечения и развитие учащихся.

Чтобы проанализировать работу участников, проведите среди кураторов анкетирование. Используйте вопросы, которые относятся к соблюдению принципов и условий взаимодействия. Объясните опрашиваемым, что результаты анкет не будут разглашаться, чтобы получить достоверную информацию. Проанализируйте ответы и сделайте выводы.

На втором этапе мониторинга спланируйте два вида диагностики — первичную и конечную. Используйте два опросника:

  1. Входной. Задайте вопросы об ожиданиях участников от работы и целях взаимодействия.
  2. Итоговый. Выясните, оправдались ли ожидания подопечных. Определите позитивные и негативные моменты совместной работы.

По итогам контроля напишите аналитическую справку. Отразите в ней такую информацию:

  • Список локальных актов, регулирующих контрольные мероприятия.
  • Цели и этапы диагностики.
  • Итоги проверки по каждому этапу.
  • Выводы и рекомендации.

Образцы опросников и анкет для мониторинга

Проанализируйте условия внедрения системы. Отдельно оцените эффективность каждой модели. Оформите результаты в таблицах:

  • В первой отметьте плюсы и недостатки программы.
  • Во второй укажите сведения о возможностях совершенствования работы и угрозах.
  • В третьей сравните планируемые и реальные результаты.
  • В четвертой отметьте качественные показатели работы в программе.

Подведите итоги по количественным показателям, чтобы определить, соответствие работы наставников рекомендациям Минпросвещения. Приведите показатели на разных этапах реализации программы. Посчитайте разницу в процентном соотношении.

Для подведения итогов по входному этапу используйте такие контрольные точки:

  • Показатель качества. Определите соответствие системы целям и задачам модели.
  • Анализ изменений. Проанализируйте, как изменились условия для социального и профессионального развития в школе.

Оцените, как деятельность наставников повлияла на педагогический и ученический коллектив. По итогам мониторингов приведите такие показатели:

  • профессиональный рост;
  • личностное развитие;
  • становление мотивации;
  • динамика показателей обученности;
  • уровень активности участников в социальных событиях.

Отметьте изменения в показателях успеваемости и профессиональном уровне коллег. Оцените психологическую атмосферу в школе и эмоциональное состояние исполнителей.

Общие выводы опишите по четырем ключевым моментам:

  1. Соответствие модели наставничества требованиям Минпросвещения.
  2. Общая результативность реализации направления.
  3. Степень эффективности системы.
  4. Влияние программы на общественную и профессиональную деятельность в школе.

⚡Популярные образцы документов для работы в мае

Приказ об окончании учебного года
скачать .doc
Стенд по ГИА-2024
скачать .doc
Должностные инструкции работников лагеря дневного пребывания
скачать .doc
План педсовета по допуску к ГИА-2024
скачать .doc
ВСЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В МАЕ

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.