Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений России - Менеджер образования

Добрый день! Экстерн - выпускник 11 класса- предоставил справку о результатах промежуточной аттестации за курс 10 и 11 класса из онлайн-школы и заявление на прохождение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Вопрос: обязана ли школа зачесть

  • 11 октября 2023
  • 0

Добрый день! Экстерн - выпускник 11 класса- предоставил справку о результатах промежуточной аттестации за курс 10 и 11 класса из онлайн-школы и заявление на прохождение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Вопрос: обязана ли школа зачесть ВСЕ отметки за промежуточную аттестацию? Может ли школа провести промежуточную аттестацию для определения уровня освоения программ и по скольки предметам?

Эксперты Системы «Образование»

Ваш вопрос от 11.10.2023«Экстерн - выпускник 11 класса- предоставил справку о результатах промежуточной аттестации за курс 10 и 11 класса из онлайн-школы и заявление на прохождение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Вопрос: обязана ли школа зачесть ВСЕ отметки за промежуточную аттестацию? Может ли школа провести промежуточную аттестацию для определения уровня освоения программ и по скольки предметам?»

Отвечает Анна Полякова, юрист-эксперт
Для получения аттестата вам необходимо зачесть результаты промежуточной аттестации, полученные в другой организации и осуществить допуск обучающегося до ГИА. Порядок зачета результатов утвержден Приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 30.07.2020 №№ 845, 369. Зачет осуществляют посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части образовательной программы и результатов пройденного обучения. На основании этих данных школа полностью или частично засчитывает ребенку занятия. Если организация выявит несовпадение учебных планов, либо отличие в программе – в зачете результатов будет отказано и обучающемуся необходимо будет проходить аттестацию в вашей школе.

Если учебные планы и предметные результаты вашей школы совпадают с результатами онлайн-школы - выставляйте оценки, полученные ребенком за аттестацию в онлайн-школе. Проходить аттестацию повторно или доказывать обоснованность оценок, обучающийся не обязан. Оценки в аттестат выставляют по предметам, которые входят в обязательную часть учебного плана школы, в которой ученик проходит ГИА (Письмо Минпросвещения России от 05.02.2021 № ВБ-135/03).

Подробнее читайте в рекомендации Как организовать зачет результатов учеников.

Обоснование

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ч.3 ст.17

<…> Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.<…>

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ч.1, ст.28

<…> Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. <…>

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ,п.1 ч.1 ст.34

<…> Обучающимся предоставляются академические права на:<…>

<…> выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;<…>

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 34

<…> Обучающимся предоставляются академические права на:<…>

<…> зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность <…>

Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России от 30.07.2020 №№ 845, 369, п.3

<…> Порядок зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании и (или) о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также подтверждаемых документами об обучении, выданными иностранными организациями, устанавливаются локальным нормативным актом организации.

Из рекомендации

Как организовать обучение вне образовательной организации
<…> Главное отличие между семейной формой и самообразованием – уровень, на котором можно их выбрать. Семейная форма доступна с уровня дошкольного до среднего общего образования включительно. Выбрать самообразование можно только в старшей школе или по достижении 18 лет (ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Семейную форму выбирают по разным причинам. К основным относятся:

 раннее интеллектуальное развитие или профессиональная ориентация ребенка;

 состояние здоровья;

 неравномерное развитие способностей к изучению различных предметов;

 особенности уклада жизни семей;

 трудности с адаптацией к детскому коллективу;

 желание родителей самостоятельно заниматься образованием ребенка.

Если родители выбрали семейное образование для дошкольника, то имеют право на бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь в детских садах и школах. Помощь можно получить в консультационных центрах образовательных организаций. За ее доступность отвечают региональные органы власти (ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

На любом этапе обучения родители вправе оформить ребенка в детский сад или школу. При этом надо учитывать мнение ребенка. Самостоятельно ученик вправе принять такое решение только в старшей школе или после 18 лет (п. 2 ч. 3 ст. 44п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

При самообразовании ученик самостоятельно осваивает материал, определяет траекторию обучения, контролирует свои результаты. В любое время ребенок вправе написать заявление в школу и продолжить в ней обучение. <…>

<….> По заявлению родителей проведите в школе промежуточную и государственную итоговую аттестацию для ребенка, который осваивает образовательные программы начального, основного или среднего общего образования в семейной форме или на самообразовании. Родители могут выбрать школу, в которой ребенок уже учился, или любую другую (ч. 3 ст. 34 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ребенок на самообразовании выбирает школу и пишет заявление самостоятельно.

Региональные органы власти и органы местного самоуправления могут принимать нормативные акты, которые устанавливают дополнительные требования к документам для аттестации. <…>

<…> После того как получите документы, издайте приказ и зачислите ребенка в школу на период прохождения аттестации.<…>

<...> Дополнительные документы оформляйте только по распоряжению учредителя. Например, в некоторых регионах местные органы просят заключать договор – двусторонний или трехсторонний (с учредителем). В большинстве случаев это необходимо, когда муниципалитет выплачивает пособие родителям, чьи дети учатся в семейной форме.<…>

<…> После зачисления ребенок становится экстерном и имеет все академические права ученика. Например, он вправе бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами образовательной организации, бассейнами, спортзалами и медицинскими услугами. Предоставьте экстернам учебники и учебные пособия из фонда библиотеки школы.

Экстерны наравне с другими учениками имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, физкультурных мероприятиях. Школа вправе включить экстерна в заявку на олимпиаду или конкурс вместе с другими учениками. Экстерны также могут получать социально-педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08).<…>

<…> Промежуточную аттестацию экстерна проводите по собственному порядку. Закрепите в локальном акте, который устанавливает порядок текущего контроля и аттестации, условия для экстернов. Например, сделайте отдельный раздел для экстернов в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Укажите в нем также условия ликвидации экстерном академической задолженности – порядок и сроки. Уточните, что родители не имеют права самостоятельно определять форму или график аттестации.

Экстернов, которые проходят государственную итоговую аттестацию, внесите в РИС ГИА. Допускайте их к итоговой аттестации на тех же основаниях, что и других учеников, – без академических задолженностей.<…>

<…> Экстерну, успешно прошедшему промежуточную аттестацию, выдайте справку с результатами. Используйте форму справки, которую установили региональные или местные органы власти. Если экстерн успешно прошел государственную итоговую аттестацию, выдайте ему аттестат.

Зафиксируйте академическую задолженность, если экстерн получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не присутствовал на аттестации без уважительных причин. Он должен ликвидировать задолженность в установленные сроки. Определите сроки в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Чтобы ликвидировать задолженность, экстерн вправе пройти промежуточную аттестацию еще два раза. Во второй раз ее проводит школьная комиссия. Экстерн может ликвидировать задолженность только в течение года с момента, когда он первый раз не прошел аттестацию. В этот период не включайте время болезни ребенка (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если экстерн не ликвидирует задолженность, проинформируйте родителей, что ребенка надо зачислить в школу для продолжения обучения (ч. 10 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Зачисляйте в общем порядке.

Родители, которые не создали условия для ликвидации задолженности и не хотят отдавать ребенка в школу, не выполняют свою обязанность (ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗп. 2 ст. 63 СК). Сообщите об этом в орган опеки и попечительства. <…>

Из рекомендации

Как организовать зачет результатов учеников

<…> Обязательно ли проводить зачет результатов обучения при переводе ученика из другой школы

Нет, необязательно, если нет заявления о зачете.

Проводите зачет результатов по заявлению родителя или совершеннолетнего ученика (п. 2 Порядка, утв. приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369). Без заявления проводить зачет результатов нельзя.

Объясните родителям, что если они не напишут заявление и не предоставят документ об обучении, то школа сможет их зачислить только в начальный класс уровня образования – 1-й или 10-й, в зависимости от того, получил ученик аттестат или нет. Дело в том, что школа должна учесть уровень знаний ученика, чтобы определить, в какой класс его зачислять. Так она сможет создать комфортные условия для ребенка, чтобы он продолжил обучение (п. 2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если не проводить зачет результатов, школа не сможет оценить уровень знаний ученика.

При этом порядок зачета утвержден приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369. Ведомство разрешает проводить зачет только на основании заявления и документа об образовании или обучении. Другие документы требовать нельзя. Порядок перевода учеников устанавливает, что вместе с личным делом исходная организация выдает документы, содержащие информацию об успеваемости ученика в текущем учебном году, заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя. В качестве примера указали выписку из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации (п. 8 Порядка перевода учеников). Попросите родителей заранее, чтобы они взяли в другой школе не выписку из журнала, а именно справку или другой документ об обучении. При этом в документе могут быть те же сведения, что и в выписке из классного журнала.

Предупредите родителей, что после зачета результатов вы обязаны будете перевести ребенка на индивидуальный учебный план (п. 8 Порядка, утв. приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369). Это необходимо, так как ученик после зачета не может осваивать образовательную программу с общим учебным планом. Ведь компоненты, по которым произвели зачет, ему осваивать уже не надо.

Если в процессе сопоставления результатов пройденного обучения и планируемых результатов пришли к выводу, что соответствия нет, откажите ученику в зачете. Оформите отказ письменно, в том числе в форме электронного документа. Укажите причины отказа. Направьте документ родителю или совершеннолетнему обучающемуся в течение трех рабочих дней. <…>

____________________________________________________________________

Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.