При планировании работы на следующий учебный период учитывайте корректировки, которые разработчики внесли в ФОП. Изменения коснулись общего и среднего уровней образования. Рассмотрим, как реализовать федеральный учебный план на 2025-2026 учебный год. Разберем, как на его основе спланировать работу школы.
Для учащихся ООО убрали дисциплину ОДНКНР. Ее исключили из новых ФОП и ФГОС. Школьники теперь будут детально изучать историю родного края. Этот курс пропишите в рамках преподавания истории.
Пересмотрите количество уроков по предмету и почасовку в неделю для ООО. Проверьте, чтобы оно соответствовало обновленным стандартам.
Авторы изменили условия преподавания обществознания. Теперь его будут преподавать только в 8-9-х классах. Учащиеся среднего звена предмет не изучают.
Из-за изменений в ФОП придется внести корректировки в учебные планы ООО и СОО на 2025/26 учебный год - с 1 сентября вступят в силу поправки, которые касаются преподавания истории, обществознания и ОДНКНР.Эксперты Системы Завуч подготовили комплект учебных планов для всех уровней образования на 2025/26 учебный год. Эксперты изучили изменения, которые внесли в ФОП всех уровней и учли все требования: есть образцы для тех, кто только начинает обучение с 1 сентября, и тех, кто продолжает учиться на уровне ООО. Для начальной школы есть учебные планы с родным языком и без него. А для уровня СОО – варианты учебных планов по всем профилям. Выбирайте и используйте образцы в работе.Получите пробный доступ к Системе Завуч, чтобы воспользоваться образцами обновленных учебных планов и ознакомиться с пошаговым алгоритмом от экспертов отрасли: как составить учебные планы под ФОП на 2025/26 учебный год.
Отдельно спланируйте обучение детей, которые учатся на уровне ООО не первый год, а также для классов, которые перешли на него. Если в образовательном учреждении есть 9-е классы, которые обучаются по ФГОС второго поколения, для них необходимо разработать отдельный документ.
Федеральный учебный план на 2025-2026 учебный год по новым ФГОС включает для девятиклассников обучение обществознанию. Для них изменений нет. Разработчики уменьшили количество часов в неделю для одиннадцатиклассников.
Федеральные программы для ООО и СОО включают несколько вариантов ФУП. Они отличаются длительностью рабочей недели и наличием часов на обучение родному языку. Для основного уровня предусмотрели изучение второго иностранного. Для средней школы выбирайте УП по профильным направлениям.
Определите образовательные потребности и цели. Работа включает такие этапы:
В статье – инструкция, как внести в учебные планы предметы, с которыми могут возникнуть сложности. Инструкцию подготовила эксперт журнала, директор, которая контролирует разработку учебных планов в своей школе и не получает претензий от проверяющих. Дали решения для сложностей, с которыми можете столкнуться из-за изменений в ФОП, а также советы, как избежать типичных ошибок.
Составьте несколько вариантов с учетом результатов анализа нормативной базы и ресурсов школы. Определите количество часов, отведенных на каждый предмет и модуль, а также распределите их по классам и четвертям.
Варианты федеральных учебных планов из ФОП НОО и ООО | Варианты федеральных учебных планов из ФОП СОО |
Смотреть в полном размере |
Смотреть в полном размере |
Разработайте программу внеурочной деятельности, которая будет дополнять и расширять содержание учебных предметов. Учитывайте интересы и потребности обучающихся, а также ресурсы школы.
Предусмотрите специальные мероприятия и программы для поддержки одаренных детей и ребят с особыми образовательными потребностями. Разработайте адаптированные образовательные программы и индивидуальные УП.
При работе над проектом придерживайтесь таких этапов:
Образец пояснительной записки к учебному плану
Пример пояснительной записки к учебному плану по ФГОС-2021 |
Пример пояснительной записки к учебному плану по ФГОС второго поколения |
Скачать бесплатно |
Скачать бесплатно |
В течение года организуйте реализацию и мониторинг направления по такому алгоритму:
Блок должен содержать обязательные предметные области, предметы, курсы, модули, которые содержит федеральный учебный план ООО на 2025-2026, а также ФУП ССО и НОО.
Существуют различные варианты планов, предусматривающие наличие или отсутствие родного языка и второго иностранного. Включение этих предметов определяется ФГОС, на основании которого разрабатывается УП.
Используйте памятки, чтобы проверить, все ли обязательные предметные области, предметы, курсы и модули вы включили в учебные планы НОО, ООО и СОО.
Предметы и предметные области в учебном плане НОО | Предметы и предметные области в учебном плане ООО |
Скачать памятки |
Скачать памятки |
Согласно ФГОС-2021 для начального, основного и среднего образования, дисциплины вводятся при наличии кадрового состава в школе и соответствующем запросе от родителей. По ФГОС ООО второго поколения эти предметы обязательны для изучения.
В 2025/26 учебном году структура дисциплин в начальной и средней школе останется прежней. Однако перечень предметов для ООО потребует корректировки в связи с изменениями.
С 1 сентября 2025 года в планах ООО больше не будет курса “Основы духовно-нравственной культуры народов России”. Министерство просвещения включило в предмет “История” новый курс. Кроме того, необходимо пересмотреть распределение учебного времени, отведенного на изучение истории и обществознания в 5–7 классах.
При формировании УП по ФГОС-2021 необходимо включать родной язык, родную литературу и второй иностранный язык, если школа обладает достаточными ресурсами и эти предметы были выбраны для изучения учениками и их родителями.
Используйте образец заявления для родителей о выборе родного языка по ФГОС-2021 и ФГОС СОО. Также родители вправе выбрать модуль ОРКСЭ. Используйте образцы заявлений.
Заявление о выборе родного языкаСкачать бесплатноЗаявление о выборе второго иностранного языкаСкачать бесплатноЗаявление о выборе модуля ОРКСЭ по ФГОС-2021Скачать бесплатноЗаявление о выборе модуля ОРКСЭ по ФГОС второго поколенияСкачать бесплатно
В новой редакции исключено положение о реализации третьего урока физической культуры посредством внеурочных занятий и (или) посещения спортивных секций или школьных спортклубов. Дополнительный час физкультуры может быть включен за счет дополнительных часов. Допускается использование модулей, ориентированных на различные виды спорта.
В структуре образовательной программы среднего звена может быть предусмотрен один или несколько планов, которые соответствуют профилям обучения, как это установлено в пункте 18.3.1 ФГОС СОО.
Содержание блока определяется учреждением самостоятельно с учетом интересов и потребностей детей. В раздел могут быть включены:
В разделе необходимо указать:
Примеры реализации формируемого блока:
Максимальная недельная нагрузка не должна превышать установленные СанПиН нормы для каждого класса. Годовая нагрузка также должна соответствовать требованиям ФОП.
Распределяйте часы с учетом:
Пройдите бесплатно тематический урок от Академии Ресурсы образования “Как составить учебный план по новым ФГОС”. На этом уроке составите инструкцию для заместителя директора по УВР, чтобы помочь ему оформить учебный план по новым ФГОС. Вначале на интерактивном тренажере разберетесь, какие компоненты добавить в учебный план по новым образовательным стандартам. Затем определитесь, какие предметы, курсы и модули надо включить. В конце урока решите, как распределить нагрузку. Также получите готовые примеры и образцы, которые помогут вашему заместителю по УВР составить документ.
При корректировке часов необходимо стремиться к сбалансированному распределению нагрузки между предметами, учитывая значимость для дальнейшего обучения и развития обучающихся. Предусмотрите реализацию внеурочной деятельности, направленной на развитие талантов и способностей обучающихся, формирование личности и социальной компетентности.
Структура ОП, включающая обязательную и вариативную составляющие, должна отвечать требованиям ФГОС. Необходимо придерживаться пропорций: 80% на 20% в начальных классах, 70% на 30% в основной школе и 60% на 40% в старших классах.
Для определения пропорциональности частей ООП, определите количество часов, отведенных на обязательные предметы. Затем сложите часы, предусмотренные вариативной частью, формируемой участниками образовательного процесса, и часы внеурочной деятельности. Убедитесь, что полученное соотношение соответствует установленным нормам.
Пример расчета.
Предположим, в 5 классе количество часов, отведенных на реализацию УП, составляет 30 часов в неделю. Обязательная часть занимает 20 часов, а формируемая – 10 часов.
Доля обязательной части = (20 / 30) * 100% = 66,67%
Доля формируемой части = (10 / 30) * 100% = 33,33%
В данном примере соотношение обязательной и формируемой частей составляет примерно 2:1.
Производите подсчет с учетом таких рекомендаций: