Федеральные стандарты и обновленные образовательные программы внесли коррективы в учебно-воспитательный процесс. Изменения коснулись внеурочной деятельности. Этот вид работы стал обязательным.
Школа, педагогический коллектив задействуют детей во внешкольных занятиях с целью всестороннего развития. У школьников улучшается познавательная активность. Расширяется кругозор. Поскольку внеурочка — один из элементов образовательного процесса, посещать такие занятия обязательно. Объем и содержание работы вне уроков устанавливаются с учетом интересов, пожеланий обучающихся и законных представителей.
Давайте выясним, для чего в общеобразовательных учреждениях вводится внеурочная деятельность. Как ее организуют в школе в соответствии с требованиями образовательных стандартов и программ. Какие существуют виды внеклассной работы с обучающимися.
Суть внеурочной деятельности по новым ФГОС и ФОП
Дополнительные занятия в школах вводятся с целью гармоничного развития детской личности. Раскрытия творческого потенциала. Формирования интересов к углубленному изучению темы, дисциплины.
Чтобы организовать внеурочную деятельность, опирайтесь на рекомендацию. Читайте, как определить направления внеурочной деятельности и формы организации, как разработать планы внеурочной деятельности и написать рабочие программы. Еще смотрите, как проанализировать внеурочную деятельность.
Факультативы позволяют:
- обучать ребят навыкам продуктивного взаимодействия;
- поддерживать физическую форму, здоровье;
- прививать трудовые навыки;
- совершенствовать умения работы в коллективе;
- развивать лидерские качества;
- повышать самооценку;
- формировать устойчивую заинтересованность к разным видам деятельности.
Курсы дополнительного образования решают ряд задач:
- Вовлечение учащихся в творческую деятельность, которая организована с учетом возрастных особенностей, индивидуальных предпочтений.
- Выявление и развитие потенциальных способностей школьников.
- Углубленное изучение отдельных дисциплин. Закрепление знаний, полученных на уроках.
- Развитие детской самостоятельности. Создание условий для проведения мероприятий и праздников.
- Формирование культуры здорового образа жизни.
- Совершенствование навыков социальной активности.
- Привлечение детей к социально значимой работе.
- Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Адаптация учеников начальных классов к обучению.
- Оптимизация учебной нагрузки.
Внеклассные занятия проводят классные руководители, учителя-предметники. К внеурочной деятельности привлекаются заместители руководителя, психологи, организаторы, преподаватели дополнительного образования.
Координирующая функция возлагается на заместителя директора школы по ВР. К его компетенции относится оценка качества и содержания программ. Заместитель составляет расписание и план. Разрабатывает систему оценивания личных, предметных и метапредметных результатов школьников.
Занятия ВД создают комфортные условия для полноценной реализации учебно-воспитательных целей. Учитель анализирует способности учеников. Выявляет склонности к определенной деятельности.
Внеклассная работа воспитывает силу воли, трудолюбие, терпение и целеустремленность. Педагог помогает ребенку социализироваться в обществе.
Организация внеурочной деятельности: требования ФГОС и ФОП
Программы и стандарты, принятые на федеральном уровне, устанавливают разные виды и направления факультативной работы с обучающимися. При организации дополнительных занятий с детьми руководствуйтесь следующими принципами:
- Успешности и социальной значимости. Педагог сотрудничает с ребенком. Формирует индивидуальные потребности в достижении успеха. Прививает детям не только целеустремленность, но и значение ценности достижений для окружающих.
- Креативности. Учитель формирует устойчивый интерес к индивидуальному и коллективному творчеству. Способствует развитию способностей ребят.
- Вариативности. Обучающимся предоставляют свободный выбор видов и форм занятий вне уроков.
- Гуманистической направленности. Во время работы ребенок проявляет индивидуальность, самореализацию и самоутверждение. Занятия максимально соответствуют потребностям и интересам учеников.
- Системности. Факультативы — это система, объединяющая в единой образовательной среде педагогических работников, учащихся, родителей.
Внеурочную деятельность в 2024/25 году анализируете с учетом требований пяти ФГОС и трех ФОП. Возьмите инструкцию, чтобы проанализировать внеурочную деятельность по всем требованиям. Выделили направления анализа и для каждого предложили экспертные подсказки, как собрать информацию, и готовые формы для анализа. Также воспользуйтесь сервисом, чтобы провести анализ внеурочных занятий.
Как организовать курс внеурочной деятельности в школе:
- Разрабатывайте собственные проекты, основываясь на типовых программах, предложенных Минпросвещения.
- Учитывайте интересы и возраст обучающихся.
- Дополнительные занятия должны иметь воспитательную направленность.
- Школьники вправе самостоятельно выбрать направление работы из предложенных проектов, реализуемых в общеобразовательной организации.
- Педагогические работники, которые проводят факультативные занятия, имеют соответствующую квалификацию.
- Для факультативов выделяются отдельные помещения, оборудованные в соответствии с образовательной программой и санитарными нормами.
- Для обучающихся, независимо от возрастной категории, предусмотрена единая внеурочная нагрузка — не более 10 академических часов в неделю.
Объем внеклассных занятий |
||
Начальная школа (в течение четырех лет обучения) |
Основное общее образование (в течение 5 лет) |
Старшеклассники (в течение двух лет) |
не более 1320 ч |
не более 1750 ч |
не более 700 ч |
Педагоги вправе организовать внеурочную работу в течение учебной недели или в выходные дни. Наполняемость каждой группы составляет 15-25 человек.
Приказом утвердите продолжительность факультатива. Рекомендованные нормы:
- для обучающихся младших классов — 25-35 минут непрерывно (не более 50 минут суммарно в день);
- для учащихся среднего звена и старшеклассников — 40-45 минут, но не более 90 минут в день.
Базовая модель ВД в общеобразовательном учреждении включает следующие элементы:
- Учебный план. В документе отражаются направления работы. Формирование школьных сообществ. Проведение исследований. Выполнение научных работ.
- Образовательные программы дополнительного обучения. Разрабатываются для внутришкольной системы.
- Организация работы группы продленного дня.
- Классное руководство. Учителя организуют конкурсы, соревнования, круглые столы. Занимаются с ребятами общественными полезным практиками. Посещают экскурсии.
- Привлечение других педагогических работников. В зависимости от тематики и специфики курса. Сотрудничайте с педагогом-организатором, психологом, библиотекарем, старшим вожатым.
- Экспериментальная работа. Разрабатывайте новые обучающие программы. Проводите апробацию с учетом региональных особенностей.
Основная задача педагога — помочь школьнику найти внеурочную деятельность, которая ему интересна. Посещение увлекательных занятий укрепляет контакт между учителем и ребенком. Снижается риск девиантных проявлений. У учащихся формируется позитивное отношение к образовательному учреждению.
Предоставьте ребятам больше самостоятельности. Ученики будут брать на себя ответственность за выполнение заданий, поручений. Начинайте с простых задач. Постепенно их усложняйте. Такой подход обеспечивает взросление ребят. у них развиваются навыки самостоятельности и самоорганизации.
Вне уроков между преподавателем и обучающимися устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения. Коллектив становится сплоченным.
Во время факультативов не поучайте детей. Исключите наставления. Школьники не воспринимают информацию пассивно. Они проявляют активность, заинтересованность.
Предложите ребятам самостоятельно исследовать тему. Аргументировать точку зрения. Сделать выводы. Проанализировать ситуацию. Выслушать оппонентов.
В условиях партнерства у ребенка формируется мировоззрение, собственная жизненная позиция.
Порядок осуществления внеурочной деятельности в школе регламентируется локальным нормативным актом. Для его разработки рекомендуем создать рабочую группу. В состав включите классных руководителей, заместителя руководителя по ВР, социального педагога, психолога. Утвердите регламент работы комиссии приказом.
Рабочая группа собирает запросы. Рекомендуем провести опрос, анкетирование среди учеников и родителей. Выяснить предпочтения, пожелания. Проанализируйте полученную информацию. Оцените школьные ресурсы — наличие кадров, материально-техническую базу. Разработайте проект плана.
Рассмотрите его на педагогическом совете. После утверждения документа руководителем, рекомендуем ознакомить представителей профкома, ученическую и родительскую общественность с планом. Проведите собрание или опубликуйте документ на школьном сайте.
Виды внеурочной деятельности по ФГОС и ФОП
При организации дополнительных занятий в школах рекомендуется предусматривать общую часть для школьников 1-11 классов. Это необходимо для обеспечения преемственности образовательных программ разных ступеней.
В рекомендации читайте, что должно быть в планах внеурочной деятельности по ФОП и с чего начать подготовку документов на 2024/25 учебный год. Смотрите общую структуру планов внеурочной деятельности и особенности каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. А также скачайте готовые планы внеурочной деятельности для всех уровней образования по ФОП.
Первым уроком еженедельно (по понедельникам) проводите «Разговоры о важном». Этот курс преподают в образовательных учреждениях во всех регионах России с начала учебного года 2022-2023. Учитель беседует с детьми на патриотические темы. Повышает нравственную, экологическую компетентности. Темы для информационно-просветительских уроков подготавливает ФГБНУ «ИСРО».
Какие еще существуют направления внеурочной деятельности по ФГОС:
- Функциональная грамотность. Рекомендовано проводить факультативы один час в неделю. Ребята учатся применять знания и навыки для решения практических задач в повседневности. Этот деятельностный вид объединяет читательскую, математическую, ественно-научную, финансовую составляющие и креативное мышление.
- Деятельность по профессиональной ориентации. Проанализируйте потребности и интересы учащихся. Составьте план работы. Привлекайте профильных специалистов для проведения бесед, лекций, круглых столов. Изучайте с детьми разные профессиональные направления, в том числе основы предпринимательства.
- Реализация социокультурных, интеллектуальных потребностей. Выделите на внеклассную работу 3 часа в неделю. Углубленно изучайте с ребятами образовательные дисциплины. Проводите историческое просвещение. Организуйте проектную и исследовательскую деятельность.
- Для всестороннего развития детей разного школьного возраста проводите творческие и спортивные курсы. Для работы достаточно 2 часов в неделю Организуйте спортивный клуб, секции, школьный театр или музей.
- «Орлята России». Для совершенствования социальной активности обучающихся 1-4 классов в школах реализуется такой проект. В каждом треке (теме) есть тематические встречи. Младшие школьники занимаются спортом, изучают экологию. Выполняют волонтерские задачи. Проявляют и развивают лидерские качества.
- «Юнармия». В рамках всероссийского движения повышается престижность и интерес к военной службе. Прививается чувство патриотизма. Подростки изучают историю и культуру России. Обучаются военно-прикладным навыкам. Занимаются физической подготовкой.
ФГОС предлагает 11 программ начального образования и 12 — общего. Классный руководитель с учащимися 1-4 классов может дополнительно заниматься:
- основами алгоритмики и логики;
- исследовательской деятельностью;
- фольклорным ансамблем;
- хоровым пением;
- музыкальным театром.
Для обучающихся 5-9 классов предлагают проектно-исследовательскую работу в гуманитарном направлении. Учащиеся 5, 6, 7 классов могут посещать факультативы по основам программирования и экологическому образу жизни.
Поручите рабочей группе отразить в планах внеурочной деятельности особенности рабочих программ курсов внеурочки. ФГОС предъявляют к плану немного требований, но они отличаются в зависимости от поколения стандартов. Подробнее – в таблице.
Каждая из 12 предложенных программ разработана с целью раскрытия творческого потенциала ученика, патриотического воспитания. Ряд направлений ВД обеспечивает углубленное изучение отдельных дисциплин.
Среди учащихся среднего и старшего звена популярна программа «Билет в будущее». Занятия сочетают два компонента — профессиональную ориентацию и патриотическое воспитание.
Старшеклассники заинтересованы в изучении истории России и своего региона. Занимаются начальной военной подготовкой. Осваивают навыки оказания первой медицинской помощи.
Посещают курсы международной журналистики. Интересуются современными агробиотехнологиями.
Выбор направления ВД зависит от материально-технического оснащения, кадровых ресурсов в учреждении. Существует 5 моделей:
- оптимизационная;
- инновационно-образовательная;
- полного дня;
- сетевое взаимодействие;
- дополнительное образование.
В реализации оптимизационной модели задействованы все кадровые ресурсы. Классные руководители — координаторы. Если в школе практикуют схему «полного дня», организацию внеурочных занятий поручают педагогическим работникам ГПД.
Для реализации инновационно-образовательной модели на базе отдельной школы организуют экспериментальную платформу. Решение об открытии площадки принимается руководящим органом муниципального, регионального или федерального уровня.
Для организации ВД в школе допускается задействование специалистов сторонних организаций дополнительного образования. Можно организовать сотрудничество с социальными партнерами. Привлекать родителей.
Сетевое взаимодействие — модель сотрудничества общеобразовательного учреждения со сторонней организацией. Между субъектами заключается договор. Используются совместные ресурсы.