Образовательные организации должны выделяться и иметь концепции идентичности, привлекая внимание учащихся и их родителей. Брендинг школы — это стратегический процесс выделения уникальности, укрепления репутации, который помогает строить доверительные отношения с сообществом. В статье рассмотрим технологии и методы, которые требуются для создания и развития бренда, а также подчеркнем, почему он важен в сфере образования.
Бренд — это узнаваемое имя, дизайн, символ, логотип, или любая другая характеристика, которая отличает продукты или услуги одной компании от других. Он также обозначает образ и репутацию компании, ее ценности и обещания, которые она передает своим потребителям.
Что такое бренд и зачем он школе
Бренд школы — это совокупность элементов, которые формируют общественное восприятие учебной организации. Сильный бренд помогает выделяться среди других учебных организаций и делает организацию более узнаваемой для учеников, родителей и сообщества. Это происходит через постоянную коммуникацию, активное ведение соцсетей, демонстрацию основных ценностей, миссии и философии потенциальным и действующим получателям услуг.
Бренд – совокупность ассоциативных признаков, которые отличают организацию от остальных и делают ее легко узнаваемой. В рекомендации читайте, как разработать основные элементы бренда – эмблему, девиз, фирменный цвет, профиль социальной сети.
Хорошо разработанный бренд помогает привлечь новых учеников и их семьи, а также удержать текущих обучающихся, создавая чувство принадлежности и повышая лояльность. Школы с сильным брендом часто ассоциируются с высоким качеством образования, что может вызывать большее доверие у родителей и общественности. В условиях конкуренции сильный и отличительный бренд помогает выделиться и показать, чем конкретное учреждение отличается от других.
Чтобы создать графическое изображение, с которым будет ассоциироваться образовательная организация, поручите рабочей группе разработать эмблему. Для этого надо пройти три шага. Воспользуйтесь алгоритмом наших экспертов.
Брендирование школы требует стратегического планирования и последовательной коммуникации. В него входит разработка логотипа, слогана, унифицированных цветов и других элементов, а также постоянное взаимодействие с учениками, родителями и сообществом для поддержания и укрепления позитивного имиджа. Ведется позиционирование на образовательном рынке, подчеркивая уникальные программы, достижения учеников, квалификацию учителей или инновационные методы обучения.
Поддержание своего единого стиля ведет к формированию внутренней культуры и идентичности среди учащихся и персонала, что создает сильное сообщество с общими целями. Организация с хорошей репутацией и сильным брендом привлекает учителей, предлагая престижную и стабильную рабочую среду. Он может служить инструментом для демонстрации отчетности и прозрачности перед родителями и общественностью, что усиливает доверие и поддержку.
Разработать и поддержать имидж помогут следующие шаги:
- Определить ценности, миссию и видение будущего, которые будут отражены в концепции.
- Создать бренд школы как узнаваемую визуальную идентичность (логотип, фирменные цвета и стиль).
- Разработать стратегию коммуникации, которая будет регулярно информировать родителей, учеников и общественность о достижениях, событиях и успехах.
- Использовать различные каналы коммуникации (сайт, социальные сети, информационные бюллетени, местные СМИ и события для продвижения).
- Поддерживать и укреплять партнерские отношения с представителями сообщества, бизнесом и другими организациями.
- Обеспечить соответствие повседневных действий и репутации.
Это не только внешние атрибуты, но и смысловое наполнение, качество образования и атмосфера, в которой учатся дети. Сильный бренд может быть мощным инструментом для достижения целей, улучшения среды и создания качественного учебного пространства для учащихся.
Компоненты бренда образовательного учреждения
В первую очередь, это ясно сформулированная миссия, которая отражает основные цели и принципы, а также основные ценности, лежащие в основе всех учебных и воспитательных процессов. Миссия образовательного учреждения — это его основная цель или причина существования, выраженная в форме заявления, которое определяет его ключевые ценности и направляющие принципы. Она служит фундаментальным руководством для всех стратегий, решений и действий, объединяет учеников, педагогов, администрацию и другие заинтересованные стороны вокруг общей цели и обеспечивает четкое направление для долгосрочного развития и роста, отражает суть бренда школы.
Чтобы обучающиеся и родители быстрее узнавали новости и объявления образовательной организации, создайте аккаунты в социальных сетях. Оформите профиль и публикации в едином фирменном стиле организации.
Миссия часто включает утверждение о том, что учреждение стремится давать качественное образование и помогать интеллектуальному развитию детей. Это может включать акцент на критическом мышлении, творчестве и навыках решения проблем. Многие подчеркивают стремление к проведению передовых исследований, которые ориентированы на научный прогресс и решают глобальные проблемы. Кроме этого она может отражать стремление к социальной справедливости, устойчивому развитию и вкладу в благополучие общества.
Ценности школы — необходимый компонент брендирования, поскольку они определяют ее идентичность и особые черты. Ценности помогают выделиться среди других образовательных учреждений, создавая уникальный образ и репутацию.
Визуальная идентичность не менее важна в брендировании. Логотип или герб, фирменные цвета, типографика, стиль оформления материалов, форма одежды (если применяется) и дизайн учебных помещений — все должно подчеркивать единую концепцию. Логотип — центральный элемент визуальной идентичности. Он должен отражать миссию, ценности и особенности школы. Цветовая гамма должна быть согласованной и использоваться в визуальных материалах. Цвета могут нести определенное символическое значение. Например, синий часто ассоциируется с доверием и стабильностью, зеленый — с ростом и развитием. Герб — это традиционный элемент, который часто содержит символику, связанную с историей и ценностями. Герб может включать девиз, изображения и другие значимые элементы. Если в школе предусмотрена форма, она также считается важной частью визуальной идентичности.
Девиз придумывают те же специалисты, что разрабатывали эмблему, – привлеченная компания или рабочая группа образовательной организации. Можно устроить конкурс и попросить обучающихся и работников придумать девиз организации.
Девиз — это короткое выражение или фраза, которая отражает основные принципы, ценности и идеалы учреждения. Он служит напоминанием о миссии и часто используется для вдохновения учащихся, учителей. Его можно включить в школьный герб или логотип, разместить на различных материалах (форма, рекламные брошюры, сайт и печатная продукция).
Хороший девиз должен быть:
- Мотивирующим: вызывать чувство гордости и содействовать академическому и личностному росту.
- Запоминающимся: легко усваиваемым и коротким, чтобы его можно было легко запомнить.
- Отражающим идентичность: подчеркивать уникальные особенности и цели школы.
- Долговременным: оставаться актуальным в течение многих лет.
Для формирования положительного имиджа пригодятся реальные примеры успеха учеников и выпускников, которые могут вдохновить потенциальных учащихся и их родителей.
Используйте разные коммуникационные каналы: сайт, социальные сети, брошюры, информационные стенды и другие средства, через которые можно делиться информацией и взаимодействовать с заинтересованными сторонами. Освещайте особые события, праздники и традиции, которые формируют культуру и укрепляют сообщество вокруг бренда. Налаживайте связи с другими организациями, бизнесом и выпускниками, которые расширяют возможности и укрепляют позиции.
В рекомендации Системы Образование читайте, в каких случаях сетевая форма понадобится школе и детскому саду, как распределить функции с партнерами. Дополнительно – комплект документов, чтобы оформить сетевое взаимодействие.
Важны для формирования бренда качество и специфика учебных программ, курсы дополнительного образования, международные обмены и другие академические предложения. Состояние учебных помещений, доступность технологий, библиотечных и спортивных ресурсов, а также общая атмосфера и безопасность на территории учреждения — это создает общую картину об уровне школы, формируя репутацию. Учитываются квалификация, опыт и методы работы учителей, их способность вдохновлять и мотивировать учащихся, качество работы административного персонала, службы поддержки учеников и их семей.
Бренд образовательного учреждения требует постоянной работы над этими компонентами, а также их сочетания и взаимодействия. Это помогает выделяться среди конкурентов, привлекать и удерживать одаренных учеников, и укреплять свою репутацию.
Предлагаем 20 иллюстрированных схем школьных стендов: десять из них оборудовать обязательно, четыре – рекомендовано, остальные – по желанию. Для каждой схемы подготовили разъяснения: зачем оформлять стенд, где разместить и чем наполнить. Еще есть ссылки на материалы по теме стенда. Можно скачать их и использовать в работе.
Этапы создания бренда школы
Брендирование — это многоступенчатый процесс, который включает стратегическое планирование, разработку, реализацию и управление брендом.
Основные этапы его разработки:
- Анализ:
- Исследование рынка, чтобы понять потребности и предпочтения целевой аудитории.
- Анализ конкурентов для выявления преимуществ и возможной ниши.
- Внутренний аудит для оценки сильных и слабых сторон существующего бренда.
- Определение стратегии брендинга:
- Формулирование миссии и ценностей школы.
- Определение позиционирования.
- Поиск долгосрочной стратегии и плана действий.
Предлагаем примерную структуру и требования к каждому разделу анализа. Особое внимание эксперты Системы уделили нововведениям, которые надо отразить в документе, например, реализации образовательных программ по ФОП. Оформить результаты помогут гистограммы и наглядные таблицы. Также в рекомендации – приказ, чтобы распределить задачи, и образец анализа работы школы.
- Выбор визуальной идентичности:
- Утверждение логотипа, фирменного стиля и других элементов.
- Оформление брендбука, включающего руководства по использованию брендовых элементов.
- Направление коммуникационной стратегии:
- Определение главных направлений концепции.
- Выбор каналов коммуникации, которые будут использоваться для взаимодействия с целевой аудиторией.
- Разработка контента для сайта, социальных медиа, информационных и промоционных материалов, таких как брошюры, листовки, видеоролики.
- Запуск и продвижение:
- Организация мероприятий по запуску бренда для учащихся, родителей, учителей и партнеров.
- Применение стратегий для увеличения осведомленности.
- Оценка и корректировка стратегии:
- Сбор и анализ обратной связи от учащихся, родителей и персонала.
- Оценка эффективности коммуникационных кампаний и маркетинговых усилий.
- Корректировка стратегии и тактик с учетом полученных данных и меняющихся условий.
- Управление брендом:
- Постоянное управление репутацией, включая мониторинг и улучшение взаимодействия с заинтересованными сторонами.
- Обновление и поддержание брендовых стандартов и материалов.
- Развитие и адаптация:
- Внедрение новых программ и инициатив в рамках бренда.
- Адаптация к изменениям и требованиям аудитории.
Весь процесс должен быть гибким и адаптированным, чтобы школа могла своевременно реагировать на изменения в образовательной среде и потребностях учащихся и их родителей. Нужен регулярный мониторинг рынка и тенденций для выявления новых возможностей, обеспечение постоянного профессионального развития команды, ответственной за управление и маркетинг. Налаживайте сотрудничество с партнерами, которые могут усилить бренд образовательной организации и расширить его влияние. Создание партнерских программ с бизнесом и общественными структурами для улучшения возможностей и ресурсов.
Поддерживайте активный диалог с родителями, учащимися и выпускниками для построения сильного и устойчивого сообщества вокруг школы. Проводите мероприятия и встречи, которые ведут к укреплению связей между участниками школьного клуба. Регулярная публикация отчетов о достижениях, успехах учащихся и результатах деятельности повышает доверие и поддержку. Поддерживайте открытость для обратной связи и готовность к изменениям на основе предложений сообщества.
Внедрение системы качества и оценки эффективности, включая учебные программы, услуги и маркетинговые кампании — требуется постоянное совершенствование внутренних процессов и внешних коммуникаций для сохранения актуальности и привлекательности.
Эти шаги — непрерывный цикл, поскольку бренд требует постоянного внимания и обновления, строится на четкой стратегии, последовательном исполнении и готовности адаптироваться к новым вызовам и возможностям.
Разработка герба, миссии, ценностей, девиза школы
Основополагающий этап в построении корпоративной идентичности и процессе брендинга учебной организации — создание и утверждение основных компонентов. Они помогают выражать свою уникальность, привлекать и формировать общественное мнение.
Герб:
- Исследование истории школы и ее сообщества для выявления значимых символов и элементов.
- Определение основных цветов, которые будут использоваться в гербе.
- Разработка нескольких вариантов эскизов, включающих символы, связанные с историей, культурой и ценностями.
- Получение отзывов от учащихся, родителей, учителей и администрации о вариантах.
- Финализация дизайна герба с учетом полученных замечаний.
- Официальное утверждение герба и его использование в официальных документах и публикациях.
Миссия:
- Составление рабочей группы из представителей заинтересованных сторон.
- Обсуждение и определение основных целей.
- Формулирование краткого и ясного заявления, отражающего посыл.
- Чтобы утвердить бренд школы, проект миссии представляется для обсуждения и утверждения участниками.
- Внедрение в аспекты школьной жизни, включая учебные планы и внеурочную деятельность.
Ценности:
- Определение принципов и убеждений, которые лежат в основе сообщества.
- Разработка списка принципов, которые будут направлять поведение и решения.
- Составление четкого и понятного описания, чтобы обеспечить общее понимание.
- Обсуждение и утверждение уполномоченными лицами.
- Интеграция ценностей в учебный процесс и школьную культуру.
Девиз:
- Проведение мозгового штурма среди участников сообщества для предложения идей девиза.
- Выбор короткой и вдохновляющей фразы, которая отражает дух учреждения.
- Проверка на уникальность и соответствие целям.
- Утверждение и его активное использование в символике, рекламных материалах и официальных мероприятиях.
- Обсуждение с учащимися, чтобы они поняли его значение и могли ассоциировать себя с ним.
- Использование в образовательных и воспитательных целях, чтобы стимулировать учащихся к достижению хороших результатов.
- Размещение девиза в видимых местах по школе, включая входную зону, спортивные залы и классные комнаты.
Характеристики хорошего девиза:
- Краткость: лаконичная и легко запоминающаяся фраза.
- Уникальность: слоган должен выделять среди конкурентов и быть особенностью.
- Соответствие миссии, ценностям и культуре школы.
- Способность вдохновлять и мотивировать учащихся, родителей и персонал.
- Универсальность: он должен быть актуален для разных аудиторий и ситуаций.
Примеры слоганов:
- «Обучение для жизни»
- «Знания, ценности, успех»
- «Создаем будущее сегодня»
- «Вдохновляя умы, формируя характер»
Создание этих элементов проходит с учетом мнений и предложений участников школьного сообщества, чтобы обеспечить их принятие и поддержку.
Корпоративная идентичность не статична, она должна развиваться вместе со школой. Своевременный пересмотр и обновление миссии, ценностей, девиза и герба помогают оставаться актуальной и учитывает потребностям учащихся и общества.
Брендинг — важный инструмент для учреждений, стремящихся к расширению влияния и укреплению положения на рынке образовательных услуг. Правильно построенный бренд способен не только улучшить восприятие в глазах учащихся, родителей и сообщества, но и создать дополнительные возможности для развития и инноваций. Процесс брендинга требует последовательности, внимания к деталям и активного участия членов школьного коллектива. Продуманная концепция способствует появлению сильного и позитивного образа, который поддерживает цели и помогает достичь желаемого в работе.