В учебных учреждениях одной из форм взаимодействия преподавателей остается педагогический совет. На собрании обсуждаются вопросы, касающиеся образовательного, воспитательного процесса, экономического и социального развития школы.
Собрания педагогического коллектива организуют с целью:
- координации усилий учителей и администрации;
- обсуждения результатов обучения;
- внедрения новых методик преподавания;
- решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги.
В общеобразовательной организации заседания проводятся несколько раз в учебном году. Это зависит от потребностей школы и конкретных задач. Некоторые учреждения собираются раз в месяц, а другие — реже, ориентируясь на график и специфику проводимых мероприятий.
Давайте рассмотрим, как в общеобразовательной организации проводить педагогические советы. Как внедрить новый формат педсовета. Как разработать комплексный подготовительный план.
Классические формы проведения педсоветов
Педсоветы играют важную роль в формировании единой образовательной политики школы. Преподавательский состав, административно-управленческий персонал обсуждают вопросы, касающиеся:
- анализа успеваемости учащихся;
- обмена опытом;
- планирования мероприятий;
- нововведений в образовательных стандартах.
Педагоги не только выслушивают мнения и идеи каждого участника, но и налаживают конструктивный диалог между коллегами.
В рекомендации читайте, как составить план работы педсовета и на какие темы провести ежегодные и тематические педсоветы в 2024/25 учебном году. Скачайте готовый план работы педсовета на год и шаблоны протоколов. Также используйте комплект дополнительных документов к каждому педсовету, чтобы вы не тратили время на их разработку.
Стандартный формат проведения педагогических советов в школе остается актуальным, несмотря на изменения в образовательных подходах и технологиях.
В практике применяют следующие формы педсовета в школе:
- Заседание. Учителя обсуждают проблемы учебно-воспитательного процесса. Анализируют достижения и недостатки. Разрабатывают стратегии для их устранения. Эти встречи налаживают сотрудничество между педагогами, укрепляют командный дух.
- Доклад. Выступает один или больше докладчиков. Заседание проводит руководитель или его заместитель. Для доклада пригласите содокладчиков (заместителей директора, преподавателей). Такой формат позволяет систематизировать информацию и предложить конструктивные решения. В ходе доклада акцентируйте внимание на результатах итоговой аттестации, достижениях учеников и педагогов, выявленных проблемах. Включайте вопросы, связанные с успеваемостью, дисциплиной, развитием критического мышления у учеников. Заключение доклада должно содержать рекомендации и конкретные шаги по улучшению ситуации в школе.
- Открытый урок. Интенсифицированный формат с сохранением частичной традиционной схемы обсуждения. Учителя демонстрируют свои методики и подходы к обучению, что способствует обмену опытом и идеями. Наблюдение за уроком позволяет коллегам оценить методическую составляющую. Задать вопросы, которые могут возникнуть в процессе.
- Семинары и тренинги. Еще одна традиционная, но модернизированная форма. Учителя повышают квалификацию. Развивают профессиональные навыки. Участие в интенсивных обучениях позволяет учителям адаптировать новые методы и подходы в своей практике.

Скачать план работы педсовета
Интенсифицированные формы проведения педсоветов
Модифицированный формат педагогического совета становится популярным в образовательных учреждениях. Преподаватели, административно-управленческий персонал внедряют в практику следующие интенсифицированные формы заседаний:
- Круглый стол. Открытое обсуждение вопросов в неформальной обстановке. Участники свободно высказывают свое мнение. Предлагают решения. Это способствует более глубокому пониманию проблем, формированию совместных подходов к их решению.
- Мозговой штурм. Коллективный разум педагогов используется для генерации идей и стратегий. В отличие от традиционного формата, где спикеры ограничены заранее подготовленными докладами, здесь важна живая дискуссия и креативность. Такой подход позволяет выявить нестандартные решения. Активизировать участие всех членов совета.
- Вебинары и онлайн-сессии. Такая интенсифицированная форма подходит при дистанционном обучении. Это дает возможность объединить педагогов из разных регионов, обменяться опытом и идеями. Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс.
Интеграция новых форматов не только делает педсоветы более динамичными, но и способствует коллективному профессиональному развитию.
Образец протокола по итогам педсовета
Скачать образец протокола
Нетрадиционные формы проведения педсоветов
Такой формат заседаний педагогического коллектива вовлекает всех участников в процесс обсуждения. Участники делятся опытом и идеями. Находят нестандартные решения для текущих проблем.
В коллективе развивается командный дух. Преподаватели могут объединяться в группы, чтобы решить практические задачи, обсудить темы. Между участниками усиливается взаимодействие. Создается более доверительная обстановка, необходимая для продуктивного обмена мнениями.
В каждой школе должен быть педагогический совет. Как его создать, определить полномочия и организовать работу, читайте в рекомендации. Также предлагаем регламент работы педсовета и готовую подборку протоколов, чтобы фиксировать принятые решения.
Нетрадиционные формы проведения педсовета в школе включают:
- Педагогический квест. Учителя в командах решают практические задачи, связанные с образовательным процессом. Это способствует развитию креативного мышления и командной работы.
- Дискуссия. Обсуждаются проблемы школы. Участники предлагают нестандартные решения.
- Мастер-классы и воркшопы. Преподаватели делятся своими методическими наработками. Демонстрируют эффективные приемы и технологии обучения. Это способствует повышению квалификации, внедрению новых подходов в образовательную практику.
- Педагогическая лаборатория. Учителя совместно разрабатывают проекты. Анализируют результаты. Внедряют инновации в учебный, воспитательный процесс.
- «Мировое кафе». Работа организуется в малых группах за «столами», с последующим обменом идеями и выработкой коллективных решений.
- Педагогический батл. Участники делятся на команды. Отстаивают свои точки зрения по определенной теме. Такой формат собрания развивает критическое мышление, навыки аргументации.
- Педагогический фестиваль объединяет учителей через презентацию инновационных методик, мастер-классы и творческие выступления.
- Педагогические хакатоны. Интенсивные сессии, направленные на разработку проектов, методических рекомендаций, решений проблем в образовании.
Для глубокого анализа проблем применяется метод case-study. Преподаватели разбирают конкретные ситуации из школьной практики и ищут решения.
Инновационные формы проведения педсоветов делают собрания более динамичными и интересными. Способствуют профессиональному росту педагогов, укреплению командного духа.
Рекомендуем периодически проводить тематические собрания преподавательского состава. Сосредоточьтесь на конкретных аспектах обучения и воспитания. Эти мероприятия позволяют учителям глубже погружаться в определенную проблему, обмениваться опытом и находить новые решения.
Для внедрения инновационного формата собрания коллектива следует:
- создать атмосферу для обсуждения и критического осмысления учебного процесса;
- использовать методики фасилитации с целью структурировать обсуждение и вовлечь каждого участника;
- интегрировать практические исследования и аналитику;
- приглашать экспертов и методистов для проведения лекций и мастер-классов;
- проводить открытые (расширенные) заседания, на которых могут присутствовать учащиеся, представители родительской общественности;
- создать творческую группу преподавателей, которые будут отвечать за разработку и внедрение новых форматов встреч.
Развернутый план подготовки педсовета
Чтобы организовать деятельностный педсовет в детском саду или школе, определите тему педсовета и поручите рабочей группе подготовить помещение и документы. Составьте план педсовета – укажите в нем, кто из участников, что и когда делает. Проведите педсовет поэтапно и проконтролируйте исполнение его решений.
В организации заседания участвует множество сотрудников. Ответственным за подготовку педагогического совета является директор школы. Он определяет основные направления и темы обсуждения. Заместитель директора по учебной работе собирает и анализирует информацию о состоянии учебного процесса. Разрабатывает повестку дня.
Учитель-куратор, представляющий конкретный класс или предметную область, подготавливает материалы и отчеты, касающиеся результатов обучения и воспитательной работы.
Видеоинструкция «Что включить в устав про педагогический совет»
Открыть инструкцию по оформлению педсовета
Подготовка к заседанию педагогического коллектива происходит поэтапно:
- Определите темы и вопросы, которые будут обсуждаться. Соберите информацию о текущих проблемах и достижениях. Проведите опрос среди педагогов, родительской общественности, который поможет выявить их мнения и предложения.
- Составьте детальную повестку дня. Каждую тему следует разложить по пунктам. Укажите время для обсуждения. Назначьте ответственных за представление результатов. Это обеспечит структурированность встречи. Позволит всем участникам подготовиться заранее, что значительно повысит продуктивность работы педсовета.
- Организуйте пространство для проведения встречи. Удобный зал или кабинет, технические средства (проектор, доска), материалы для участников.
- Предусмотрите время для вопросов и обратной связи, чтобы каждый учитель мог высказать свои мысли.
Составить развернутый план можно по следующей схеме.
Введение
1.1. Определение целей и задач
1.2. Описание актуальности темы заседания
Организационные вопросы
2.1. Состав участников
2.2. Определение даты и времени собрания
2.3. Подбор помещения и технические средства для презентации
Подготовка материалов
3.1. Сбор информации по теме заседания
3.2. Подготовка презентаций, документов и раздаточных материалов
3.3 Создание повестки дня и регламента заседания
В рекомендации читайте, какие коллегиальные органы должны быть в школе и как организовать их работу. Есть инструкция, чтобы провести общий или малый педсовет, совещание при директоре. Внутри также найдете готовые образцы приказов и протоколов.
Проведение педсовета
4.1. Открытие заседания: приветственное слово и знакомство с повесткой
4.2. Рассмотрение основных вопросов с обсуждением и выступлениями
4.3. Подведение итогов и принятие решений
Заключение
5.1. Формулирование рекомендаций и планов на будущее
5.2. Оценка эффективности работы педагогического собрания
5.3. Установление сроков для выполнения решений и следующих шагов
Итоговый отчет
6.1. Составление отчета о проведении заседания
6.2. Рассылка отчета участникам и заинтересованным лицам.
Введение к педсовету начинается с четкой формулировки целей и задач, что позволит участникам сосредоточиться на главных темах обсуждения. Актуальность темы обеспечивается данными о текущих проблемах в учебном процессе, необходимостью внедрения новых педагогических подходов.
Организационные вопросы включают состав участников. Подготовка материалов — основной этап. Сбор информации, создание презентаций и раздаточных материалов способствует более глубокому пониманию тематики заседания. Правильно составленная повестка дня, регламент обеспечивают порядок в ходе обсуждений. Помогают избежать затягивания времени.
Проведение собрания педагогического коллектива включает:
- открытие заседания;
- обсуждение основных вопросов;
- подведение итогов.
Важно не только принимать решения, но и формулировать рекомендации. Оценка эффективности работы педсовета позволит выявить сильные и слабые стороны. Сделать последующие заседания более продуктивными.
Образец развернутого плана подготовки педагогического совета в общеобразовательной организации
Этап подготовки |
Описание действий |
Ответственные |
Сроки |
1. Определение темы |
Выбор актуальной темы педагогического собрания, согласование с администрацией |
Завуч, учитель-методист |
За месяц до педсовета |
2. Сбор материалов |
Подготовка необходимых материалов и ресурсов для обсуждения |
Учителя, завуч |
За 3 недели до собрания |
3. Приглашение участников |
Уведомление учителей, руководства и других заинтересованных лиц о дате и теме |
Секретарь |
За 2 недели до заседания |
4. Подготовка презентации |
Создание презентации и раздаточных материалов для участников |
Учитель-методист |
За неделю до мероприятия |
5. Проведение репетиции |
Проведение репетиции выступлений и обсуждений с ведущими |
Завуч, учителя |
За 3 дня до заседания
|
6. Проведение педсовета |
Осуществление самого мероприятия, управление временем и обсуждениями |
Завуч, ведущий (докладчик) |
В день педсовета
|
7. Анализ и обратная связь |
Сбор отзывов и анализ проведённого мероприятия на базе собранных материалов |
Завуч, учителя |
В течение недели после заседания
|
⚡Популярные образцы документов для работы в июле | ||||||
![]() | Приказ об отчислении обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию в 2025 году | ![]() | ||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() |