Образовательные учреждения сталкиваются с проблемой отставания учащегося по одному или нескольким предметам. Это затрагивает не отдельные школы, а систему образования в целом.
Если в учебном учреждении есть обучающиеся с отрицательными оценками в четверти, полугодии или за учебный год, нужно внимательно рассмотреть ситуацию. Она может сигнализировать о глубоких проблемах, требующих комплексного подхода для решения.
В этой статье рассмотрим, почему в школах возникает академическая задолженность. Как бороться с таким явлением. Какие меры принимать для устранения неуспеваемости при семейном обучении.
Академическая задолженность в школе: что это
Академическая задолженность — это ситуация, когда школьник не освоил программу учебного предмета или нескольких предметов в установленные сроки.
Это может выражаться в неудовлетворительных оценках, непосещении занятий, невыполнении контрольных работ. Важно понимать, что неуспеваемость — это не только проблема обучающегося. Это сигнал для образовательного учреждения, педагогов, родителей о необходимости принятия мер.
Причины возникновения академической задолженности у учащегося
Если есть школьники, которые не прошли промежуточную аттестацию хотя бы по одному предмету или не явились на нее без уважительных причин, у них возникает академическая задолженность. Перевести таких школьников в следующий класс можно только условно (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Смотрите ниже формулировку для приказа об условном переводе и используйте готовый образец.
Неполное усвоение образовательной программы может быть обусловлено различными причинами. Они могут быть связаны как с личными особенностями школьника, так и с внешними факторами.
Среди причин академической задолженности можно выделить следующие:
- Пробелы в знаниях. Ребенок не усвоил предыдущий материал, и это мешает ему понять новый. Это может быть вызвано пропуском аудиторных занятий, недостаточным вниманием на уроках, сложностью предмета для конкретного учащегося.
- Отсутствие мотивации. Школьник не интересно учиться. Он не видит смысла в учебе. Это может быть связано с отсутствием поддержки со стороны родителей, негативным опытом в школе, личными проблемами.
- Проблемы со здоровьем. Физическое или психическое самочувствие обучающегося может влиять на способность к обучению. Неуспеваемость связывают с хроническими заболеваниями, стрессом, другими факторами.
- Неблагоприятная обстановка в семье. Конфликты с родителями, отсутствие поддержки, недостаток внимания к обучению ребенка могут негативно сказываться на его успеваемости.
- Неподходящая методика преподавания. Ребятам может быть сложно усваивать учебную программу из-за стиля преподавания педагога или используемых обучающих материалов.
- Трудности в обучении. У некоторых ребят могут быть диагностированы дислексия, дисграфия или другие специфические трудности в обучении, требующие специального подхода.
- Недостаток времени. Занятость внешкольными мероприятиями. Отсутствие организованного режима дня. Чрезмерное увлечение гаджетами. Другие виды деятельности, которые отвлекают от учебно-воспитательного процесса.
Последствия академической задолженности могут быть весьма серьезными и иметь долгосрочный характер. Они затрагивают не только образовательную сферу, но и личностное развитие ребенка.
Отставание может привести к дальнейшему снижению успеваемости и потере интереса к обучению. Школьник начинает чувствовать себя неудачником. Теряет уверенность в своих силах. Становится менее мотивированным к обучению.
Неуспеваемость может стать причиной стресса, тревоги, депрессии, других психологических проблем. Ребенок испытывает чувство вины, стыда, беспомощности. Это негативно сказывается на его самооценке, эмоциональном благополучии.
У ребят могут ухудшаться отношения со сверстниками, учителями, родителями. Дети чувствуют себя изолированными, отверженными. Это затрудняет социальную адаптацию.
Отставание препятствует переходу в следующий класс или получению аттестата о среднем образовании.
Как ликвидировать академическую задолженность
Ликвидация академической задолженности — командная деятельность. Важную роль играет классный руководитель, который является связующим звеном между учеником, родителями и учителями-предметниками. Классный руководитель отслеживает успеваемость ребят в своем классе. Выявляет тех, кто не успевает. Информирует об этом законных представителей. Координирует взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами для разработки индивидуального плана помощи обучающемуся.
Учителя-предметники отвечают по своему предмету и за объективную оценку знаний ребят. Они обязаны своевременно выявлять пробелы в знаниях. Информировать их об имеющейся академической задолженности и предоставлять возможности для ее ликвидации. Педагоги разрабатывают дополнительные задания. Проводят консультации и оказывают персональную помощь детям, испытывающим трудности.
Для ликвидации неуспеваемости привлекают заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который координирует работу по школе в целом. Рекомендуем сотрудничать с психологом, социальным педагогом, законными представителями обучающихся.
Для устранения неуспеваемости у отдельного обучающегося или группы школьников рекомендуем предпринять следующие меры:
- Выявить причину. Понять, почему у школьника возникла проблема.
- Составить план. Предусмотреть конкретные шаги, сроки, ответственных работников.
- Организовать дополнительные занятия. Это могут быть персональные занятия с учителем, занятия в малых группах, онлайн-курсы.
- Контролировать выполнение плана. Регулярно проверяйте, как ребенок продвигается в выполнении плана. При необходимости вносите коррективы.
- Обеспечить поддержку и мотивацию. Хвалите учащихся за достижения. Помогайте справляться с трудностями.
Если ученик не смог ликвидировать академическую задолженность, его можно оставить на повторное обучение. Читайте, какие есть основания для повторного обучения и какие документы понадобятся.
Устранение неуспеваемости зависит и от самого обучающегося. Чтобы избежать задолженности или справиться с ней, ученикам нужно:
- признать проблему;
- определить причины отставания, понять, что именно мешает усваивать учебный материал;
- разработать план, включающий в себя дополнительные занятия, консультации с учителями-предметниками, классным руководителем, самостоятельную работу;
- прилагать усилия;
- обращаться к педагогам, родителям, одноклассникам за помощью.
Неуспеваемость часто следствием наличия пробелов в знаниях, которые накопились у ребенка в предыдущих классах или по определенным темам текущего курса. Для выявления этих пробелов педагоги используют различные методы:
- проведение диагностических работ, что позволяет определить, какие темы и разделы учебной программы усвоены учеником недостаточно хорошо;
- беседа с учеником помогает выявить причины трудностей и определить, какие именно темы вызывают затруднения;
- анализ ошибок в контрольных работах позволяет выявить типичные ошибки и определить, какие знания необходимо повторить и закрепить;
- устные опросы помогают установить пробелы в знаниях, проверить понимание ключевых концепций.
Если неуспеваемость ликвидировать не удалось, может потребоваться повторное прохождение курса в следующем учебном году.
Академическая задолженность на семейном обучении: как ликвидировать
На домашнем обучении за успеваемость ученика отвечают родители. Для ликвидации неуспеваемости законным представителям следует:
- Самостоятельно выявить причины отставания. Проанализируйте, какие факторы могли привести к неуспеваемости. Возможно, требуется изменить учебный план, методику преподавания или найти дополнительные ресурсы.
- Составить индивидуальный план ликвидации пробелов. План должен учитывать особенности ребенка, его темп обучения.
- Найти квалифицированного репетитора. Если родители не обладают достаточными знаниями или опытом, нужно обратиться к профессиональному репетитору, который преподает конкурентную дисциплину или предмет.
- Использовать дополнительные ресурсы. Практикуйте работу на онлайн-площадках. Используйте курсы и учебные пособия в Интернете.
- Обеспечить регулярный контроль и поддержку. Законные представители должны регулярно проверять успехи сына, дочери. Оказывать необходимую поддержку.
- Подготовиться к аттестации. На семейном обучении ребята проходят аттестацию в образовательной организации. Нужно подготовиться к аттестации по предметам, по которым возникла неуспеваемость.