-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Академическая задолженность в школе

28 мая 2025
2178
Средний балл: 0 из 5

Образовательные учреждения сталкиваются с проблемой отставания учащегося по одному или нескольким предметам. Это затрагивает не отдельные школы, а систему образования в целом.

Если в учебном учреждении есть обучающиеся с отрицательными оценками в четверти, полугодии или за учебный год, нужно внимательно рассмотреть ситуацию. Она может сигнализировать о глубоких проблемах, требующих комплексного подхода для решения.

В этой статье рассмотрим, почему в школах возникает академическая задолженность. Как бороться с таким явлением. Какие меры принимать для устранения неуспеваемости при семейном обучении.

Академическая задолженность в школе: что это

Академическая задолженность — это ситуация, когда школьник не освоил программу учебного предмета или нескольких предметов в установленные сроки.

Это может выражаться в неудовлетворительных оценках, непосещении занятий, невыполнении контрольных работ. Важно понимать, что неуспеваемость — это не только проблема обучающегося. Это сигнал для образовательного учреждения, педагогов, родителей о необходимости принятия мер.

Причины возникновения  академической задолженности у учащегося

Неполное усвоение образовательной программы может быть обусловлено различными причинами. Они могут быть связаны как с личными особенностями школьника, так и с внешними факторами.

Среди причин академической задолженности можно выделить следующие:

  • Пробелы в знаниях. Ребенок не усвоил предыдущий материал, и это мешает ему понять новый. Это может быть вызвано пропуском аудиторных занятий, недостаточным вниманием на уроках, сложностью предмета для конкретного учащегося.
  • Отсутствие мотивации. Школьник не интересно учиться. Он не видит смысла в учебе. Это может быть связано с отсутствием поддержки со стороны родителей, негативным опытом в школе, личными проблемами.
  • Проблемы со здоровьем. Физическое или психическое самочувствие обучающегося может влиять на способность к обучению. Неуспеваемость связывают с хроническими заболеваниями, стрессом, другими факторами.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Конфликты с родителями, отсутствие поддержки, недостаток внимания к обучению ребенка могут негативно сказываться на его успеваемости.
  • Неподходящая методика преподавания. Ребятам может быть сложно усваивать учебную программу из-за стиля преподавания педагога или используемых обучающих материалов.
  • Трудности в обучении. У некоторых ребят могут быть диагностированы дислексия, дисграфия или другие специфические трудности в обучении, требующие специального подхода.
  • Недостаток времени. Занятость внешкольными мероприятиями. Отсутствие организованного режима дня. Чрезмерное увлечение гаджетами. Другие виды деятельности, которые отвлекают от учебно-воспитательного процесса.
А ВЫ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЕТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ В ШКОЛЕ?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: В какой ситуации педагог применяет в обучении детей стресс-тактику?

Последствия академической задолженности могут быть весьма серьезными и иметь долгосрочный характер. Они затрагивают не только образовательную сферу, но и личностное развитие ребенка.

Отставание может привести к дальнейшему снижению успеваемости и потере интереса к обучению. Школьник начинает чувствовать себя неудачником. Теряет уверенность в своих силах. Становится менее мотивированным к обучению.

Неуспеваемость может стать причиной стресса, тревоги, депрессии, других психологических проблем. Ребенок испытывает чувство вины, стыда, беспомощности. Это негативно сказывается на его самооценке, эмоциональном благополучии.

У ребят могут ухудшаться отношения со сверстниками, учителями, родителями. Дети чувствуют себя изолированными, отверженными. Это затрудняет социальную адаптацию.

Отставание препятствует переходу в следующий класс или получению аттестата о среднем образовании.

Как ликвидировать академическую задолженность

Ликвидация академической задолженности — командная деятельность. Важную роль играет классный руководитель, который является связующим звеном между учеником, родителями и учителями-предметниками. Классный руководитель отслеживает успеваемость ребят в своем классе. Выявляет тех, кто не успевает. Информирует об этом законных представителей. Координирует взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами для разработки индивидуального плана помощи обучающемуся.

Учителя-предметники отвечают по своему предмету и за объективную оценку знаний ребят. Они обязаны своевременно выявлять пробелы в знаниях. Информировать их об имеющейся академической задолженности и предоставлять возможности для ее ликвидации. Педагоги разрабатывают дополнительные задания. Проводят консультации и оказывают персональную помощь детям, испытывающим трудности.

А ВЫ ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАЛИ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: Когда надо завершить занятия по дополнительным программам для учеников 7–10 лет?

Для ликвидации неуспеваемости привлекают заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который координирует работу по школе в целом.  Рекомендуем сотрудничать с психологом, социальным педагогом, законными представителями обучающихся.

Для устранения неуспеваемости у отдельного обучающегося или группы школьников рекомендуем предпринять следующие меры:

  1. Выявить причину. Понять, почему у школьника возникла проблема.
  2. Составить план. Предусмотреть конкретные шаги, сроки, ответственных работников.
  3. Организовать дополнительные занятия. Это могут быть персональные занятия с учителем, занятия в малых группах, онлайн-курсы.
  4. Контролировать выполнение плана. Регулярно проверяйте, как ребенок продвигается в выполнении плана. При необходимости вносите коррективы.
  5. Обеспечить поддержку и мотивацию. Хвалите учащихся за достижения. Помогайте справляться с трудностями.

Устранение неуспеваемости зависит и от самого обучающегося. Чтобы избежать задолженности или справиться с ней, ученикам нужно:

  1. признать проблему;
  2. определить причины отставания, понять, что именно мешает усваивать учебный материал;
  3. разработать план, включающий в себя дополнительные занятия, консультации с учителями-предметниками, классным руководителем, самостоятельную работу;
  4. прилагать усилия;
  5. обращаться к педагогам, родителям, одноклассникам за помощью.

Неуспеваемость часто следствием наличия пробелов в знаниях, которые накопились у ребенка в предыдущих классах или по определенным темам текущего курса. Для выявления этих пробелов педагоги используют различные методы:

  • проведение диагностических работ, что позволяет определить, какие темы и разделы учебной программы усвоены учеником недостаточно хорошо;
  • беседа с учеником помогает выявить причины трудностей и определить, какие именно темы вызывают затруднения;
  • анализ ошибок в контрольных работах позволяет выявить типичные ошибки и определить, какие знания необходимо повторить и закрепить;
  • устные опросы помогают установить пробелы в знаниях, проверить понимание ключевых концепций.

Если неуспеваемость ликвидировать не удалось, может потребоваться повторное прохождение курса в следующем учебном году.

Академическая задолженность на семейном обучении: как ликвидировать

На домашнем обучении за успеваемость ученика отвечают родители.  Для ликвидации неуспеваемости законным представителям следует:

  • Самостоятельно выявить причины отставания. Проанализируйте, какие факторы могли привести к неуспеваемости. Возможно, требуется изменить учебный план, методику преподавания или найти дополнительные ресурсы.
  • Составить индивидуальный план ликвидации пробелов. План должен учитывать особенности ребенка, его темп обучения.
  • Найти квалифицированного репетитора. Если родители не обладают достаточными знаниями или опытом, нужно обратиться к профессиональному репетитору, который преподает конкурентную дисциплину или предмет.
  • Использовать дополнительные ресурсы. Практикуйте работу на онлайн-площадках. Используйте курсы и учебные пособия в Интернете.
  • Обеспечить регулярный контроль и поддержку. Законные представители должны регулярно проверять успехи сына, дочери. Оказывать необходимую поддержку.
  • Подготовиться к аттестации. На семейном обучении ребята проходят аттестацию в образовательной организации. Нужно подготовиться к аттестации по предметам, по которым возникла неуспеваемость.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.