-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Организационный момент урока в начальной школе

16 мая 2025
7616
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Образование

Начало урока — это важный этап, который задает тон всей учебной деятельности. Правильно проведенный организационный момент урока в начальной школе дисциплинирует класс, помогает младшим школьникам быстро включиться в работу и настроиться на продуктивное взаимодействие. В статье рассмотрим задачи организационного момента, примеры эффективных приемов, советы по управлению вниманием учащихся и ошибки, которых стоит избегать.

Начало урока — это важный этап, от него зависит весь дальнейший ритм работы. У младших школьников особенно важно правильно провести организационный момент, ведь именно он помогает маленьким ученикам переключиться с шумной перемены на урок, настроиться на учебу и почувствовать уверенность в своих силах.

Оргмоменты для уроков в начальной школе

⚡Сценарная карта урокаСкачайте бесплатно

Хорошо продуманный оргмомент решает сразу несколько задач. Он не только дисциплинирует, но и создает атмосферу доверия и радости от предстоящей работы. Через игровые приемы, добрые слова или небольшие сюрпризы учитель может за несколько минут успокоить расшалившихся ребят, заинтересовать тех, кто еще не включился, и мягко направить энергию класса в нужное русло.

Организационный момент на уроке в начальной школе должен выполнять следующие задачи:

  • Настроить на урок — переключить внимание с перемены на учебную деятельность.
  • Создать положительный психологический настрой — снизить тревожность, заинтересовать.
  • Организация дисциплины — мягко, без давления, установить рабочий порядок.
  • Активизировать познавательную деятельность — включить мышление через небольшие задания.

Виды оргмоментов:

  • Традиционные

Приветствие (стоя/сидя, с элементами игры): «Здравствуйте, юные исследователи! Садитесь, пожалуйста, те, у кого сегодня хорошее настроение!». Проверка готовности (в игровой форме): «Проверим, все ли готовы к путешествию в страну знаний: учебник — паспорт, ручка — компас, тетрадь — карта!».

  • Игровые (для 1-2 классов)

Мини-игра на внимание: «Если согласны — хлопните, если нет — топните: Сегодня пятница? (Топ) У нас урок математики? (Хлоп)». Загадка или ребус, связанные с темой урока.

  • Мотивационные

Неожиданный предмет (коробка с секретом, письмо от сказочного героя). Музыка или видео (короткий отрывок, связанный с темой).

  • Рефлексивные (для 3-4 классов)

«Продолжите фразу: Сегодня я жду от урока…». «Поднимите карточку: готов работать, нужна помощь, устал».

Протокол хода урокаСкачать протокол

Как удержать внимание:

  • Для гиперактивных — дать «разрядку» (2 прыжка на месте, глубокий вдох-выдох).
  • Для медлительных — индивидуальный контакт («Сашенька, ты с нами?»).
  • Для рассеянных — тактильные сигналы (легкое касание плеча, звоночек).

Ошибки в проведении оргмомента:

  • Затягивание (дольше 3-5 минут).
  • Сухой тон (без эмоций, как формальность).
  • Неучет состояния класса (если дети возбуждены, нужен успокаивающий прием).
  • Одинаковые приемы каждый день (ученики привыкают и перестают реагировать).

Карта оценки качества урокаСкачать карту оценки

Орг. момент на уроках в начальной школе — это «мостик» между отдыхом и учебой. Чем разнообразнее и эмоциональнее он будет, тем легче пройдет весь урок. Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией учащихся и находите «свои» приемы.

Как интересно начать урок по разным предметам

Удачный старт пробуждает интерес, снижает тревожность и помогает плавно переключиться с перемены на учебный процесс. Предлагаем необычные и эффективные способы начать уроки по основным предметам.

Русский язык / Чтение

Начало урока русского языка — это возможность увлечь, пробудить интерес к языку и мягко настроить на учебную деятельность.

1. «Зашифрованное слово»

На доске пишут слово с пропущенными буквами (например, «м_л_ко»). Дети должны восстановить его и объяснить правило (в данном случае — безударная гласная в корне). Можно усложнить: дать несколько вариантов («молоко», «малако», «молако») и попросить выбрать правильный.

Показатели оценки качества урока

Показатели оценки качества урока

Скачать документ

2. «Собери пословицу»

На партах разложены карточки с частями пословиц или поговорок. Задача: быстро найти свою пару и объяснить смысл:

  • «Без труда…» — «…не вытащишь и рыбку из пруда».
  • «Слово не воробей…» — «…вылетит — не поймаешь».
3. «Грамматическая угадайка»

Учитель достает из мешочка предметы (яблоко, перо, карандаш) и просит:

  • Назвать слово по последнему звуку предыдущего (яблокооса).
  • Определить количество слогов.
  • Придумать предложение с этим словом.
4. «Ожившие буквы»

Дети получают карточки с буквами. По сигналу они должны встать в таком порядке, чтобы получилось слово (например, «школа»). Дополнительное задание: назвать соседние буквы в алфавите.

5. «Ошибка в письме»

На доске — «письмо» от сказочного героя с ошибками:
«Здраствуйте, ребята! Я чюствую себа отлично!»
Задача: найти и исправить ошибки, объяснив правила.

6. «Ритмический диктант»

Учитель отстукивает ритм (3 хлопка — пауза — 2 хлопка). Учащиеся записывают «ударные» слоги цифрами (3-2) и придумывают слово с таким количеством слогов («ма-ши-на» — 3).

7. «Слова-невидимки»

На доске написано слово, но некоторые буквы «исчезли» (закрыты листочками). Ученики по памяти восстанавливают его и объясняют правило:

  • «ле_ной» (дети вспоминают, что это «лесной» — проверочное слово «лес»).

Анализ карты оценки качества урока по «вертикали»

Анализ карты оценки качества урока по «вертикали»

Скачать анализ карты урока


8. «Грамматическая эстафета»

Класс делится на команды. Первый участник записывает слово на заданное правило («жи-ши»), следующий придумывает свое — и так по цепочке. Побеждает команда, которая не ошибется и закончит быстрее.

9. «Буквы-хамелеоны»

Учитель показывает карточки со словами, где одна буква выделена цветом («рука», «рыба»). Дети должны назвать все звуки, которые может обозначать эта буква ([р], [р’]).

10. «Волшебный мелок»

Учитель рисует на доске контуры буквы (например, «Д»), а ученики угадывают ее с первых линий. Можно усложнить: дорисовать букву до целого слова («дом»).

Форма мониторинга качества уроков

Форма мониторинга качества уроков

Скачать форму мониторинга

Советы для учителя:

  • Поддерживайте интригу: «Сегодня мы раскроем секрет одной коварной буквы…».
  • Используйте движения: «Встаньте, если в вашем имени есть буква А».
  • Связывайте с жизнью: «Представьте, что все знаки препинания исчезли. Что будет?».

Эти приемы занимают 3-5 минут, но значительно повышают вовлеченность.

Математика

Математика — это не только цифры и примеры, но и увлекательные открытия. Чтобы урок начался с интереса и вовлек всех детей, попробуйте эти необычные способы.

1. «Числовая разминка» (Быстрая активизация знаний, повторение свойств чисел)

Учитель называет число (например, 7). Учащиеся хором называют его «соседей» (6 и 8), удваивают (14), делят пополам (3,5 для 4 класса). Можно усложнить: «Назовите число, которое больше 5, но меньше 10 и делится на 2».

2. «Математическая зарядка» (Физическая разминка + повторение счета)

Учитель дает команды: «Подпрыгните столько раз, сколько углов у квадрата!» (4). «Присядьте на число, которое стоит между 2 и 4!» (3), «Хлопните в ладоши, если 5 + 3 = 9!» (все молчат, так как неверно).

А ВЫ ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАЛИ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: Когда надо завершить занятия по дополнительным программам для учеников 7–10 лет?

3. «Загадочный сундук» (Тактильное восприятие + интрига)

В коробке лежат предметы разной формы (куб, шар, цилиндр). Дети на ощупь определяют их, считают грани (углы) и формулируют тему («Сегодня изучаем объемные фигуры!»).

4. «Живые примеры» (Вовлечение всего класса, повторение арифметики)

На карточках написаны числа (3, 5, +, =). Ученики встают в порядке, чтобы получился пример (3 + 5 = 8). Остальные решают его устно.

5. «Графический диктант» (Тренировка внимания и пространственного мышления)

Учитель диктует: «2 клетки вправо, 1 вниз, 3 влево…». Дети рисуют по инструкции и угадывают фигуру (дом).

6. «Числовой лабиринт» (Закрепление свойств чисел: четные/нечетные, кратные)

На доске — таблица с числами, где спрятан «путь» (например, все четные числа). Учащиеся по цепочке называют числа, следуя правилу, и выходят к «финишу».

7. «Волшебные часы» (Практическое применение времени)

Учитель рисует на доске часы со стрелками (3:15). Дети должны назвать время и решить задачу: «Сколько минут прошло с 3:00?».

8. «Счетная эстафета» (Работа в команде + повторение действий)

Класс делится на команды. Первый участник записывает число, следующий — действие (+, –), третий — второе число и т.д. В конце команды решают получившийся пример.

9. «Математическая сказка» (Развитие воображения + закрепление счета)

Учитель начинает: «Жило-было Число 5. Однажды оно встретило Число 3…». Дети продолжают историю, используя арифметику («И вместе они стали 8!»).

10. Оргмомент «Дружеский старт» (создает командный настрой, активизирует внимание)

Дети встают в парах. По команде учителя говорят: «Сегодня у нас все получится!», хлопают друг другу по руке или делают дружеское рукопожатие. Учитель добавляет: «А теперь вместе повторим правило (или тему урока)!». Можно передавать друг другу мячик, называя математические термины или слова на изученное правило.

А ВЫ - КРУТОЙ УЧИТЕЛЬ?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: Выберите неверное утверждение о требованиях ФГОС-2021 к рабочим программам

Советы для учителя:

  • Связывайте с жизнью: «Представьте, что вы кассиры в магазине…».
  • Используйте соревнование: «Кто быстрее решит?».
  • Добавляйте юмор: «Если бы числа умели говорить, чтобы они рассказали?».

Организационный момент в начальных классах должен длиться не дольше 5 минут и плавно подводить к теме урока.

Окружающий мир

Уроки окружающего мира — это удивительное путешествие в мир природы, науки и общества. Чтобы заинтересовать с первых минут, используйтек креативные способы начала занятий:

1. «Тайный след» (создает эффект путешествия, активизирует познавательный интерес)

Перед уроком разложите на полу «следы» (вырезанные из бумаги) зверей или стрелки-указатели. Дети по цепочке идут по следам, находя на каждом остановочном пункте картинку с вопросом («Чей это след?», «Какое это растение?»).

2. «Чемодан исследователя» (развивает наблюдательность, создает интригу)

Покажите настоящий чемодан с предметами, связанными с темой урока:

  • при изучении полезных ископаемых — кусочки угля, гранита;
  • при изучении растений — гербарий, семена.

Предложите угадать, о чем пойдет речь на уроке.

3. «Звуки природы» (развивает слуховое восприятие, экологическую культуру)

Включите аудиозапись природных звуков (пение птиц, шум дождя, шелест листьев). Дети должны определить, какое это явление природы, какое время года можно связать с этими звуками, какие животные могут так «разговаривать».

4. «Загадочный объект» (создает эффект таинственности, развивает логическое мышление)

Положите на стол предмет, завернутый в ткань. Постепенно приоткрывайте его, предлагая угадать, что это может быть, как это связано с темой урока, какие свойства имеет этот объект.

5. «Живая картина» (развивает художественное восприятие, экологические знания)

Покажите репродукцию картины природы (например, Шишкина), но часть изображения закройте. Предложите детям угадать, что изображено на скрытом фрагменте, определить время года, назвать растения/животных, которые могут быть на картине.

6. «Письмо от эколога» (формирует экологическое сознание, мотивирует на поиск решения)

Прочитайте письмо от имени лесника/эколога с проблемной ситуацией: «В лесу пропали птицы. Помогите разобраться, почему?», «В реке стало меньше рыбы. В чем причина?».

Знаете ли вы нестандартные формы проведения уроков
Ответьте на 3 вопроса и получите подарок.
Вопрос №1: Что такое “перевернутое обучение”?

7. «Природный конструктор» (развивает системное мышление)

Раздайте детям карточки с изображениями частей растений (корень, стебель, листья), элементов экосистемы (дерево, птица, солнце). Предложите собрать целое и объяснить связи.

8. «Угадай по описанию» (развивает аналитические способности)

Дайте поэтапное описание объекта: «Это бывает высоким и низким» (дерево/кустарник), «Летом зеленое, осенью желтое» (лист), «Под ним прячутся звери» («дерево»).

9. «Научная лаборатория» (создает серьезный настрой на исследование)

Встретьте детей в белом халате и очках. Объявите: «Сегодня мы — ученые-исследователи. Нам предстоит выяснить...». Покажите лабораторное оборудование (лупы, микроскоп, колбы).

10. «Календарь природы» (систематизирует наблюдения за природой)

Покажите календарь с сегодняшней датой. Предложите детям назвать время года, вспомнить приметы этого сезона, рассказать, что происходит в природе.

Советы для учителя:

  • Используйте натуральные объекты (шишки, листья, камни) — это вызывает больший интерес, чем картинки.
  • Связывайте с личным опытом детей: «Кто видел такую птицу у нас во дворе?».
  • Создавайте проблемные ситуации: «Что будет, если исчезнут все насекомые?».
  • Применяйте элементы театрализации — наденьте шляпу путешественника, возьмите в руки компас.

Технология / ИЗО

1. «Волшебная коробка»
В коробке — инструменты (ножницы, кисточка) или материалы (глина, ткань). Дети ощупывают предмет и пытаются догадаться, чем будут заниматься.

2. «Живая картина»
Учитель показывает репродукцию (например, «Утро в сосновом лесу»), но закрывает часть изображения. Ученики предполагают, что там может быть, а затем сравнивают с оригиналом.

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: Каким должен быть индивидуальный авторизованный доступ ко всем ресурсам школы для учеников?

Музыка / Ритмика

1. «Дирижер тишины»
Учитель «дирижирует»: когда руки подняты — дети поют или хлопают, когда опущены — замирают. Постепенно ритм усложняется.

2. «Угадай мелодию»
Звучит отрывок из произведения («Времена года» Вивальди). Кто первый назовет явление природы, о котором идет речь?

Советы для любого предмета начальных классов:

  • Связывайте с жизнью: «Представьте, что вы ученые, которым нужно разгадать тайну…».
  • Используйте движение: «Встаньте, если ваш ответ «да», останьтесь сидеть, если «нет».
  • Добавляйте юмор: «Сегодня к нам на урок заглянул инопланетянин. Он просит помочь ему разобраться в…».

Оргмомент должен длиться не больше 3–5 минут и плавно подводить к теме. Чередуйте приемы, чтобы сохранить эффект неожиданности.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.