×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Эффективная начальная школа

6 октября 2021
1869
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Образование

Год за два - такую возможность предоставляет учащимся программа ускоренного обучения для младших школьников. Сегодня мы расскажем, что такое «Эффективная начальная школа», обсудим цели программы «Эффективная начальная школа» и содержание программы «Эффективная начальная школа», а также плюсы и минусы программы ускоренного обучения в начальной школе.

Что такое «Эффективная начальная школа»

«Эффективная начальная школа» — экспериментальный проект, который предусматривает освоение программы начального образования за три года вместо четырех. Ключевое отличие в схеме ускоренной программы приходится на первый год обучения:

  • В течение первого полугодия учащиеся проходят программу 1-го класса.

  • С января школьников переводят в статус второклассников — за следующее полугодие они осваивают программу 2-го класса.

При успешном результате учащиеся за первый год осваивают двухлетнюю программу обучения. Количество учебных часов при этом увеличивается незначительно — основного эффекта достигают за счет интенсификации процесса обучения, совершенствования способов обучения и их содержания. В 3-м и 4-м классах дети учатся в общем режиме — это необходимо для формирования основных предметных и метапредметных компетенций.

Если в обычный 1-й класс запишут любого ребенка соответствующего возраста, то программа ускоренного обучения в начальной школе рассчитана на детей, которые получили хорошую подготовку в дошкольном учреждении. Как правило, от детей, поступающих в экспериментальный класс, требуют умения читать, считать до ста, приветствуется дополнительная подготовка в дошкольных подготовительных группах.

Другие требования:

  1. Возраст ребенка — от 6,5 до 8 лет на момент поступления в школу, то есть 1 сентября.

  2. Основная группа здоровья.

  1. Психологическая готовность будущего первоклассника — у ребенка должны быть:

  • уравновешенная психика;
  • хорошая умственная работоспособность;
  • достаточный уровень развития познавательных процессов — внимание, память, восприятие, мышление;
  • высокая мотивация к обучению.
Физиологическая готовность, которая подразумевает:
  • хорошее развитие мелкой моторики, обеспечивающее готовность к письму;
  • достаточный словарный запас;
  • хорошо развитый речевой аппарат, нормативное произношение звуков.

Уровень готовности определяют на основании результатов независимой диагностики. Имеет значение и готовность самих родителей: они должны помогать ребенку реализовать требования программы и обеспечить доступ к необходимым информационным ресурсам при выполнении домашних заданий.

Не каждый школьник способен обучаться в ускоренном режиме «1-3». Если у ребенка возникнут сложности с усвоением программы, его в любое время можно перевести в класс, где используют стандартную модель «1-4».

Цели программы «Эффективная начальная школа»

Программа «Эффективная начальная школа» рассчитана на детей, которые обладают повышенной учебной мотивацией. Поэтому ключевая цель проекта — поддержка мотивированных учащихся, изначально лучше готовых к школе. Такие дети быстрее усваивают новые знания, и образовательный процесс при стандартной схеме обучения может оказаться для них чрезмерно затянутым. В результате возрастет риск того, что мотивация к обучению постепенно снизится.

Среди других целей программы:

  • Возможность индивидуального развития детей, которые опережают своих сверстников по психофизиологическим показателям.

  • Эффективная организация процесса обучения младших школьников с сохранением у них высокого уровня познавательной мотивации.

  • Создание образовательной среды, которая способствует повышению уровня образования и обеспечивает формирование ключевых компетенций у школьников с различным уровнем подготовки.

  • Содействие проявлению и формированию у каждого ребенка творческой реализации собственных возможностей.

  • Сохранение и поддержание индивидуальных инициатив каждого учащегося, формирование у них устойчивых личностных характеристик, которые востребованы в процессе обучения.

  • Реализация образовательных запросов родителей или иных законных представителей ребенка.

Содержание программы «Эффективная начальная школа»

Ускоренное обучение в начальной школе осуществляется по УМК «Школа России». Учебный план отличается от стандартного своей интенсивностью — преимущественно в первый год обучения. Дети проводят в школе больше времени — количество часов увеличивают за счет двух часов иностранного языка еженедельно плюс дополнительный урок математики. Чтобы избежать максимальной перегрузки детей, убрали один из трех уроков физкультуры в неделю. Его перенесли во внеурочную деятельность и оставили обязательным для посещения. С первого дня школьникам задают домашние задания — при стандартной программе обучения первоклашки их не получают.

В целом план занятий выглядит таким образом:

Период обучения

Предельно допустимая нагрузка

Кол-во уроков в день

Кол-во обязательных предметов

Домашние задания

Внеурочная деятельность

1-й год обучения (станд.)

21

4-5 уроков (5 уроков — 1 раз в неделю.

8

нет

10 час.

1-е полугодие 1-го года обучения (ускор.)

23

4-5 уроков (5 уроков — 3 раза в неделю).

9

нет

10 час.

2-е полугодие 1-года обучения (ускор.)

23

4-5 уроков (5 уроков — 3 раза в неделю).

9

есть

10 час.

2-й год обучения

23

4-5 уроков

10

есть

10 час.

3-й год обучения

23

4-5 уроков

11

есть

10 час.

За первый год обучения дети осваивают программу двух классов — это предполагает совершенствование содержания учебных программ, в частности:

  • Оптимальное распределение времени, которое отводится на изучение каждой дисциплины.

  • Рациональный подбор учебных материалов: следует более четко дифференцировать основную и дополнительную информацию.

  • Логический переход от уже пройденного и закрепленного материала к новой теме, активное использование новых знаний для повторения уже изученного.

  • Рациональное использование учебного времени.

Методы обучения тоже требуют усовершенствования, это возможно обеспечить за счет:

  • Использования разнообразных вариантов проблемного обучения.

  • Активного применения в процессе обучения коллективных видов познавательной деятельности — работа в паре или группе, ролевые и деловые игры.

  • Более широкого диапазона средств и приемов, которые помогают стимулировать творческий потенциал школьников.

  • Применения инновационных и здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

  • Усиления межпредметных связей.

Ключевую роль отводят методам контроля и оценки результатов обучения. Мониторинг знаний должен носить аналитический характер, чтобы своевременно выявлять имеющиеся пробелы в знаниях.

Программа ускоренного обучения в начальной школе предполагает проведение независимой диагностики образовательных результатов в декабре и апреле. Промежуточная аттестация осуществляется с учетом полного объема результатов обучения, которые утверждены в образовательной программе НОО на основании ФГОС.

img-0

«Одной из целей национального развития нашей страны указом Президента поставлено развитие талантов каждого ребёнка...»

Министр просвещения России,
Кравцов Сергей Сергеевич

Плюсы и минусы программы ускоренного обучения в начальной школе

Ключевое преимущество программы — возможность «сэкономить» целый год: вместо четырех лет ребенок проводит в начальной школе три года.

  • Возможность для индивидуального развития детей в соответствии с их способностями. Если уровень развития ребенка выше, чем у сверстников, ему не придется скучать на уроках, по много раз повторяя то, что он и так уже знает.

  • Широкая вариативность использования образовательных программ.

  • Комфортные условия реализации программы ускоренного обучения — максимум 25 человек в классе, отдельный кабинет, возможность дополнительного финансирования.

  • Повышенный уровень образования — как правило, классы по ускоренной программе ведут сильные учителя, обычно высшей категории.

  • Высокая замотивированность родителей на обучение ребенка, они активно участвуют в жизни школы.

Основной недостаток программы ускоренного обучения — повышенная нагрузка, к которой может оказаться готов не каждый ребенок. Увеличен объем не только школьных занятий, но и внеурочной деятельности, которой уделяется очень много внимания. Ежедневно ребенку нужно выполнять и домашние задания, которые также отличаются сложностью и интенсивностью. Среди других минусов:

  • Высокий риск выбиться из учебного ритма. При таком уровне нагрузки детям не рекомендуют пропускать уроки, в том числе и по уважительным причинам. Если ребенок будет часто болеть, «догнать» своих одноклассников впоследствии будет практически невозможно.

  • Повышенный уровень стресса — школьник зачастую испытывает психологическое давление со стороны взрослых, может бояться не соответствовать ожиданиям. В результате возможны серьезные психологические проблемы.

  • Вероятность неудовлетворительного результата диагностики, что автоматически означает переход ребенка в другой класс, где обучаются по стандартной схеме 1-4. Школьнику придется менять коллектив, учителя, что тоже не очень позитивно сказывается на его психоэмоциональном состоянии.

Если ребенок активно стремится к получению новых знаний, отличается усидчивостью, высоким уровнем социализации — «Эффективная начальная школа» поможет ему реализовать имеющиеся способности. А если программа будет даваться тяжело, лучше перевести его в обычный класс, чтобы он смог продолжить обучение в более спокойном и привычном ритме.

Материал проверен экспертами Актион Образование

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.