text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

  • 26 октября 2018
  • 12

Здоровье детей, его сохранение и укрепление – такая же важная тема для педагогов и родителей, как и получение хороших образовательных результатов. Ведь ребенок большую часть дня проводит в школе, а значит, организация его учебной деятельности оказывает немалое влияние на здоровье не только в детстве, но и будущем.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе служат основой для многих программ, которые направлены на укрепление здоровья учеников, формирование привычки здорового образа жизни. Рассмотрим основные способы их реализации.

Понятие и цели здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Согласно определению Международной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, социального и психического удовлетворения, чувство полноты жизни. Таким образом, отсутствие патологий и нарушений в работе систем и органов, еще не является полной картиной здорового человека.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС представляют собой реализацию профилактических мероприятий с целью сбережения и приумножения ресурса здоровья детей.

Физиологическое и психосоматическое развитие ребенка на этапе начальной школы является определяющим фактором формирования здоровья на всю жизнь. Вызывают тревогу данные системы здравоохранения, согласно которым в последнее время снижаются качественные показатели здоровья школьников.

Результаты медосмотров показывают, что только 20–30% школьников можно считать здоровыми, в то время как у остальных обнаруживаются врожденные или приобретенные нарушения. Поэтому так остро сейчас стоит вопрос улучшения методик здоровьесбережение в начальной школе. Учителям в своей педагогической деятельности следует руководствоваться «портретом выпускника младшей школы», где одной из наиболее важных характеристик выступает соблюдение правил ЗОЖ.

Согласно определению профессора, кандидата медицинских наук Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии – это система взаимосвязанных мер, педагогических приемов, которые направлены на решение задач по сбережению и росту потенциала психического и физического здоровья обучающихся. Педагогические технологии представляют собой набор практических педагогических и психологических шагов, воспитательных действий, которые обеспечивают достижение заданных образовательных результатов и целей по развитию личности ребенка.

Педагогическая технология состоит из:

  • совокупности научных психолого-педагогических установок, учитывающих возрастные особенности ребенка и позволяющих грамотно распределить учебные нагрузки;
  • таких условий и содержания воспитательного и образовательного процесса, которые помогают создать благоприятную атмосферу для школьников, обеспечить отсутствие стресса, адекватность требований;
  • практические методы организации образовательного процесса, учитывающие индивидуальные эмоциональные и интеллектуальные особенности ребенка, при этом обеспечивающие его достаточную двигательную активность.

Таким образом, можно выделить следующие цели здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

  • воспитание ответственного отношения к здоровью и человеческой жизни;
  • формирование базовых знаний о ЗОЖ;
  • обучение навыкам оказания первой медицинской помощи.

Целями здоровьесберегающих технологий для взрослых будут:

  • формирование валеологического сознания у ребенка;
  • сохранение здоровья педагогов;
  • организация просветительских мероприятий для родителей.

Здоровьесбережение в начальной школе: основные меры по сохранению здоровья детей

В рамках реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС проводятся основные меры по сохранению здоровья, которые можно разделить на группы:

  1. Медико-профилактические: мониторинг здоровья учеников, подготовка рекомендаций по решению проблем со здоровьем, контроль физического развития, организация и контроль питания, ознакомление с оздоровительными техниками, контроль соблюдения гигиенических требований СанПиНа.
  2. Физкультурно-оздоровительные: оборудование комфортных классных кабинетов с пространством для физической активности, спортзалов с необходимым оборудованием и инвентарем, бассейна; проведение процедур закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа; профилактика неправильной осанки и плоскостопия; организация подвижных игр.
  3. Меры, направленные на сохранение психологического комфорта и социальную реализацию ученика: использование учителями положительного стимулирования, исключение авторитарных методов; создание условий для релаксации; проведение психологических тренингов для формирования позитивной мотивации, навыков самоанализа, развития сильных качеств личности; беседы; ролевые и дидактические игры; интерактивные методы обучения.

Как внедрить здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС?

Рассмотрим опыт организации работы школы по программе «Здоровье». В начале года составляется план мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья. В его основе лежит комплексная программа «Здоровье». Также план содержит дни, недели, отдельные праздники здоровья, профилактические меры и исследования здоровья учеников.

Для успешной организации здоровьесбережения в начальной школе с учетом ФГОС руководство должно взять на себя такие функции:

  • контроль реализации программы;
  • организация здорового полноценного питания;
  • проведение мероприятий во внеурочное время;
  • организация работы спортзала и спортсекций после уроков;
  • функционирование кабинета психологической помощи и социальной службы;
  • контроль качества занятий физкультуры, рассмотрение проблем валеологической культуры на уроках.

В обязанности классного руководителя входят:

  • создание требуемых санитарно-гигиенических условий;
  • проведение мероприятий с детьми и родителями по поддержанию здоровья, профилактике простудных заболеваний и травматизма;
  • проведение встреч детей с медработниками в форме бесед, дискуссий, конкурсов;
  • диагностика уровня психического и физического здоровья детей, их уровня знаний в области личной гигиены и безопасности жизнедеятельности.

В качестве алгоритма по внедрению здоровьесберегающих технологий по ФГОС можно рассматривать следующую последовательность действий:

  1. Выявление направлений отрицательного влияния учебной организации на здоровье детей и осознание необходимости решения этой проблемы.
  2. Объединение педагогов и стимулирование их осознания ответственности за здоровье детей.
  3. Освоение необходимых здоровьесберегающих технологий, обретение компетенций.
  4. Использование полученных знаний, умений и навыков на практике при взаимодействии между педагогами, медработниками, учениками и родителями.

Педагогические методы, направленные на решение задач по здоровьесбережению (методика В.Ф. Базарного)

Доктор медицинских наук В.Ф. Базарный доказал, что классическая система обучения не учитывает природу ребенка, что приводит к угасанию его активности. Он разработал собственную методику по здоровьесбережению младших школьников, которая предусматривает:

  1. Оборудование классов ростомерными партами и конторками с наклонной поверхностью (до 16 градусов), которые позволяют ребенку менять положение тела, сменяя динамические и статические позы. Ребенок определяет время проведения за партой или конторкой самостоятельно. Такой подход помогает укрепить мышечный каркас спины, улучшить осанку и работу сердечно-сосудистой системы, активизировать работу нервной системы.
  2. Для наглядных материалов используется методическая подвеска крест, где сенсорно-дидактический материал располагается на таком уровне, чтобы ребенок мог встать на цыпочки и снять карточку. Это позволяет предупредить близорукость и сохранить телесную динамику.
  3. Использование на уроках настенного панно «Экологическое путешествие», изображающего природные объекты, которые расположены по законам перспективы. Это развивает воображение и творческий потенциал.
  4. Применения тренажера, который состоит из разноцветных траекторий для физкультурных пауз. Дети совершают движение головой и глазами, «прорисовывая» эти траектории.
  5. Раздельное обучение мальчиков и девочек, их общение на переменах и во время внеклассных занятий.

Учет здоровьесберегающих технологий при организации уроков в начальной школе

Для внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС следует придерживаться таких рекомендаций:

  • соблюдать правила пробуждения активного интереса: обучать навыкам самостоятельной работы с информацией, полемизировать, задавать вопросы, слышать оппонента;
  • чередовать работу с разными каналами восприятия информации, учитывая различные способы восприятия мира;
  • проводить физкультминутки для профилактики переутомления;
  • использовать методы, которые побуждают к самовыражению и развивают инициативность (беседы, дискуссии, обсуждение в группах);
  • использование творческих методов проведения уроков;
  • создание и поддержание благожелательной обстановки;
  • популяризация здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии: освещение в федеральных документах

Актуальность темы здоровьесбережения младших школьников подтверждается и местом, которое отводится этому вопросу в федеральных документах. В Законе «Об образовании РФ» 273-ФЗ описывается, что включает в себя понятие охраны здоровья обучающихся, какие условия должны создаваться образовательной организацией, каковы должны быть обеспечены условия для детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении.

Важность применения здоровьесберегающих технологий отмечена и во ФГОСе. В документе учтены потребности различных групп детей, в том числе учеников с ограниченными возможностями здоровья. Согласно ФГОС, привитие бережного отношения к здоровью и осознание его как ценности выступает одной из ведущих установок.

Таким образом, вопросы здоровьесбережения у младших школьников должны учитываться при организации их учебной и внеурочной деятельности. Это поможет укрепить и, при необходимости, поправить здоровье детей, сформировать мотивацию и выработать привычки здорового образа жизни.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.