Чтобы понимать свои сильные и слабые стороны, а также внешние факторы, применяют swot анализ школы. Конкретный пример такого метода рассматриваем в статье.
Школа — это не только образовательное учреждение, но и сложная система, функционирующая в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Для результативного развития и принятия стратегических решений важно понимать не только внутренние процессы, но и внешние факторы, которые влияют на учебное заведение. Один из простых и при этом действенных инструментов для такого анализа — это SWOT–анализ. Он позволяет оценить сильные и слабые стороны школы, а также выявить возможности и угрозы, исходящие из внешнего окружения. В данной статье мы рассмотрим, как провести оценку учебного заведения, на что обратить внимание, и как использовать полученные данные для планирования развития образовательной организации.
Цели инструмента:
- Выявление сильных и слабых сторон школы. Сбор объективной информации помогает понять, что в школе работает эффективно, а какие направления требуют доработки или изменения. Это могут быть учебные достижения, кадровый состав, материально–техническая база, взаимодействие с родителями.
- Формирование стратегии развития. Это отправная точка для подготовки программы развития школы, корректировки образовательной политики, подготовки к аккредитации или самообследованию.
- Определение приоритетов в работе. Сравнив имеющиеся ресурсы и внешние условия, школа может сконцентрироваться на наиболее перспективных или проблемных направлениях. Это позволяет эффективно распределять усилия и ресурсы.
- Прогнозирование рисков. Угрозы, выявленные при анализе, позволяют заранее предусмотреть возможные негативные сценарии — будь то отток учеников, снижение финансирования или нехватка кадров.
- Повышение вовлеченности педагогического коллектива. Участие в оценке помогает педагогам чувствовать свою значимость, лучше понимать цели школы и активно участвовать в ее развитии.
Конкретные задачи SWOT–анализа в образовательной организации:
- Провести диагностику текущего состояния учреждения;
- Объективно оценить качество образовательного процесса;
- Выявить потребности учеников, родителей и педагогов;
- Сформулировать задачи на краткосрочную и долгосрочную перспективу;
- Подготовить обоснования для участия в конкурсах, грантах, проектах;
- Поддерживать систему внутришкольного контроля качества образования;
- Улучшить имидж школы и повысить доверие со стороны сообщества.
Самодиагностика нужна, чтобы обеспечить актуальность программы развития. SWOT-анализ позволит определить сильные и слабые стороны организации, перспективы ее развития. Удобно представить результаты анализа в виде таблицы.
Инструмент может проводиться:
- ежегодно — при подведении итогов учебного года;
- при разработке программы развития или обновлении Устава;
- перед участием в конкурсах, проектах, аккредитации;
- при изменении внешних условий (например, снижение числа учеников или внедрение новых ФГОС).
Цели и задачи данного инструмента направлены на построение устойчивой и стратегически ориентированной модели управления школой, в центре которой — качество образования, благополучие учеников и профессиональное развитие педагогов.
Как провести SWOT–анализ школы
Чтобы образовательное учреждение могла развиваться стратегически, принимать обоснованные управленческие решения и адаптироваться к изменениям, ей необходимо четкое понимание своих сильных и слабых сторон, а также тех внешних факторов, которые могут способствовать развитию или, наоборот, мешать ему. Один из простых, но результативных инструментов анализа — это SWOT–анализ.
Метод стратегического планирования, который позволяет выявить:
- S (Strengths) — Сильные стороны
- W (Weaknesses) — Слабые стороны
- O (Opportunities) — Возможности
- T (Threats) — Угрозы
Он применяется в бизнесе, но используется и в образовании — в том числе для оценки школ, колледжей, вузов.
Этапы проведения метода в школе
- Подготовка
Перед началом анализа важно:
- Определить цель анализа: например, разработка стратегии развития школы, подготовка к аттестации, оценка эффективности управления и т. д.
- Сформировать рабочую группу: в нее могут входить администрация школы, педагоги, представители родительского сообщества и даже старшеклассники.
- Собрать данные: изучить текущую документацию, результаты внешних и внутренних оценок, опросы учеников, родителей и учителей.
- Анализ внутренних факторов (S и W)
Внутренние факторы — это то, что находится под контролем образовательной организации. На этом этапе группа определяет:
Сильные стороны (Strengths):
- Квалифицированный педагогический состав
- Современное оборудование и ресурсы
- Успешные выпускники
- Высокие результаты ЕГЭ/ОГЭ
- Активная внеурочная деятельность
Слабые стороны (Weaknesses):
- Высокая текучесть кадров
- Недостаточное финансирование
- Проблемы с дисциплиной
- Низкий уровень ИКТ–компетенций у педагогов
- Ограниченные возможности для инклюзии
- Анализ внешних факторов (O и T)
Внешние факторы — это то, что школа не может контролировать напрямую, но что влияет на ее работу.
Возможности (Opportunities):
- Государственные программы поддержки образования
- Партнерство с вузами и организациями
- Внедрение цифровых технологий
- Повышение интереса родителей к качественному образованию
Угрозы (Threats):
- Снижение рождаемости (уменьшение контингента)
- Жесткая конкуренция с другими учебными учреждениями
- Изменения в законодательстве
- Рост социальной напряженности

Скачать образец карты анализа
- Составление SWOT–матрицы
Полученные данные оформляются в виде таблицы:
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Сильные стороны (S) |
Возможности (О) |
… |
… |
Слабые стороны (W) |
Угрозы (T) |
… |
… |
Затем важно проанализировать взаимосвязи:
- Как сильные стороны можно использовать для реализации возможностей
- Какие слабости могут усилить влияние угроз
- Что необходимо изменить внутри учебного заведения, чтобы использовать внешние возможности
- Как можно минимизировать риски

Скачать форму анализа
- Выводы и план действий
На основании анализа формулируются:
- Стратегические цели школьного учреждения
- Конкретные мероприятия по улучшению слабых сторон
- Планы по использованию возможностей
- Меры по снижению угроз
Желательно, чтобы этот план включал ответственных лиц, сроки и критерии оценки результатов.
Такой анализ — это инструмент, который помогает школе взглянуть на себя со стороны, оценить текущее положение и принять обоснованные решения для будущего развития. Его главная ценность — в простоте и наглядности, а также в том, что он объединяет взгляд разных участников образовательного процесса. Проводя такой анализ регулярно, образовательная организация может адаптироваться к вызовам времени и обеспечить устойчивое развитие на годы вперед.
Пример SWOT–анализа школы для разных направлений
SWOT–анализ позволяет системно подойти к оценке текущего состояния образовательной организации и определить, какие ресурсы можно использовать для роста, а какие риски необходимо учесть. Особенно полезен он при планировании стратегии учебного учреждения, подготовке к аккредитации, разработке программ развития или внедрении новых направлений деятельности. Важно, что такой анализ можно проводить не только в целом по школе, но и по отдельным аспектам ее работы.
Перед тем как приступить к заполнению SWOT–матрицы, важно:
- Сформировать рабочую группу — в нее входят представители администрации, учителя, классные руководители, возможно, школьный психолог, ИКТ–специалист и представители родительского сообщества.
- Собрать объективную информацию — через анализ успеваемости, анкетирование, изучение отчетности, наблюдения, мониторинг внешней среды.
- Разделить направления — это помогает сфокусироваться на конкретных задачах и не смешивать разноплановые данные.
Чтобы проверить, соответствует ли кадровый состав школы требованиям ФГОС, проведите его анализ по уровням образования. Для этого оцените укомплектованность кадрами, уровень квалификации и непрерывность профессионального развития сотрудников.
- По учебному направлению
Цель: Выявить факторы, которые влияют на качество образования, и определить пути повышения результатов обучения.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокий уровень ЕГЭ/ОГЭ по ключевым предметам |
Перегруженность программ, особенно в старших классах |
Опытные педагоги с высокой квалификацией |
Недостаточная индивидуализация обучения |
Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах |
Отсутствие поддержки для детей с трудностями в обучении |
Дополнительные занятия для мотивированных учеников |
Ограниченное количество профильных классов |
Возможности (Opportunities) |
Угрозы (Threats) |
Введение обновленных ФГОС |
Повышение требований к результатам |
Онлайн–платформы и современные цифровые ресурсы |
Эмоциональное выгорание учителей |
Партнерство с вузами и профориентационными центрами |
Рост учебной нагрузки на учеников |
Участие в проектах, поддерживаемых государством |
Родительское давление и завышенные ожидания |
Этот анализ помогает выявить необходимость в разработке программ поддержки для слабых учеников, обновлении подходов к профориентации и рационализации учебной нагрузки.
- По воспитательной работе
Цель: оценить эффективность системы воспитания, взаимодействие с учениками и родителями, влияние школьной среды.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие школьного самоуправления |
Несистемная воспитательная работа |
Проведение традиционных мероприятий (День знаний, Последний звонок и др.) |
Недостаток кадров (психолог, социальный педагог) |
Вовлеченность родительского комитета |
Недостаток программ, ориентированных на современного подростка |
Поддержка волонтерских и патриотических инициатив |
Формальный подход к индивидуальным воспитательным планам |
Возможности |
Угрозы |
Участие в федеральных и региональных проектах (например, «Навигаторы детства») |
Влияние социальных сетей и интернет–контента |
Гранты на воспитательные мероприятия |
Снижение родительского авторитета |
Сотрудничество с общественными организациями |
Рост тревожности и психологических проблем у детей |
Создание школьных медиа и клубов |
Повышенное внимание к профилактике девиантного поведения, не всегда конструктивное |
Анализ в воспитательной работе может показать необходимость выстраивания системы ценностей, усиления профилактики и формирования позитивной школьной среды.
Возьмите инструкцию, чтобы проанализировать внеурочную деятельность по требованиям ФОП. Выделили направления анализа и для каждого предложили экспертные подсказки, как собрать информацию, и готовые формы для анализа. Также воспользуйтесь сервисом, чтобы провести анализ внеурочных занятий.
- По методической работе
Цель: повысить уровень профессиональной подготовки педагогов и улучшить внутреннюю систему сопровождения.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Опытные учителя-наставники |
Недостаточная системная поддержка молодых специалистов |
Методические объединения по предметам |
Устаревшие формы методической работы |
Традиция педагогических советов и открытых уроков |
Отсутствие внутренней системы менторства |
Возможность внутреннего повышения квалификации |
Формальное проведение самоанализа учителей |
Возможности |
Угрозы |
Онлайн–платформы для профессионального роста (Лекториум, МЭО и др.) |
Частая смена стандартов и требований |
Включение в региональные и федеральные проекты |
Повышенные требования к отчетности |
Возможность сертификации педагогов на новые компетенции |
Недостаточная мотивация к саморазвитию у отдельных сотрудников |
|
Отток молодых педагогов из профессии |
Такой анализ позволяет увидеть, какие ресурсы можно направить на развитие кадрового потенциала, как снизить текучесть и повысить интерес к педагогической деятельности.
- По цифровому направлению
Цель: оценить уровень цифровизации школы и подготовленность коллектива к работе в условиях цифровой трансформации образования.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Обеспеченность компьютерной техникой |
Разный уровень цифровой грамотности у педагогов |
Использование цифровых платформ в обучении (МЭШ, ЯКласс и др.) |
Недостаток оборудования в некоторых кабинетах |
Подготовленные ИКТ–специалисты |
Плохая интернет–связь в отдельных зонах |
Обучение цифровым навыкам с младших классов |
Отсутствие интеграции цифровых решений в воспитательную и внеурочную деятельность |
Возможности |
Угрозы |
Программы «Цифровая образовательная среда» и «Цифровая школа» |
Угроза информационной безопасности |
Проведение онлайн–мероприятий и вебинаров |
Цифровая перегрузка педагогов и учеников |
Внедрение ИИ и адаптивного обучения |
Недоверие родителей к онлайн–обучению |
Использование цифровой среды для анализа учебных достижений |
Зависимость от технических сбоев |
SWOT–анализ помогает сформировать цифровую стратегию школы и направить ресурсы туда, где это даст наибольший эффект: будь то обучение педагогов или улучшение инфраструктуры.
Проанализировать данные о работе по формированию функциональной грамотности и составить справку вам поможет инструкция. В ней эксперты Системы учли требования ФОП и рекомендации Минпросвещения об оценке функциональной грамотности (письмо от 13.01.2023 № 03-49).
Проведение метода по направлениям — это способ понять, в каком состоянии находится образовательная организация, и какие шаги необходимо предпринять для ее развития. Такой подход позволяет:
- Выявить реальные сильные стороны и использовать их как опору;
- Сформулировать конкретные меры по устранению слабых мест;
- Не упустить перспективы развития;
- Подготовиться к возможным рискам и угрозам.
Это действенный инструмент, который позволяет образовательной организации объективно взглянуть на собственные ресурсы, проблемы и перспективы развития. Он помогает администрации, педагогам и другим участникам образовательного процесса выстраивать стратегию, основанную на реальных данных, а не на предположениях.
Проводя регулярную оценку, школа может:
- выявлять и усиливать конкурентные преимущества;
- своевременно устранять внутренние слабости;
- использовать внешние возможности для роста;
- предупреждать и минимизировать возможные угрозы.
Важно, чтобы анализ не оставался формальностью, а становился основой для принятия решений, разработки программ развития, планов методической работы и воспитательных стратегий.
Таким образом, грамотное применение метода способствует созданию гибкой, устойчивой и ориентированной на успех модели образовательного учреждения, готовой к вызовам времени и требованиям современного образования.
⚡Популярные образцы документов для работы в июле | ||||||
![]() | Приказ об отчислении обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию в 2025 году | ![]() | ||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() |