×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Приемы создания ситуаций успеха в учебной деятельности (на примере информатики и ИКТ)

27 марта 2015
599
Средний балл: 0 из 5

Учитель информатики имеет возможность создавать ситуации успеха в учебной деятельности, тем самым развивая у ученика стремление учиться и познавать новые технологии. Каковы приемы управления ситуацией учащегося? Как разнообразить урок?

Задачи учителя, связанные с управлением ситуацией учащегося

Перечисление основных задач учителя информатики и информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на современном этапе развития образования позволяет выявить требования не только к методическому оснащению и содержанию предметного обучения, но и к личностной составляющей его профессиональной компетентности:

  • помогать обучающемуся сформировать компетенции в использовании ИКТ для реализации целей практической деятельности в течение всей его последующей жизни;
  • обеспечивать грамотную коммуникацию участников образовательного процесса, в т. ч. организацию обратной связи по выполненным заданиям (посредством телефона, электронной почты и компьютерных конференций);
  • поддерживать мотивацию обучения на протяжении всего курса и др.

Задачи учителя, связанные с управлением ситуацией учащегося, представлены в таблице.

Задачи учителя как субъекта, управляющего образовательным процессом

Основные направления

Управленческие решения с ориентацией во времени

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Отбор содержания и организация обучения

Разработка плана учебного занятия и схемы его реализации

Определение критериев отбора содержания учебного материала блока, курса. Разработка плана действий по результативному освоению выбранного содержания

Определение параметров образовательных результатов выпускника, разработка рабочей программы по учебному предмету

Формирование системы мотивации учащихся к обучению

Разработка системы поощрений и стимулирования за эффективную работу на конкретном учебном занятии

Изучение проблем и технологий мотивации учащихся

Определение перспективных технологий мотивации к обучению с учетом возможных изменений целей и задач организации образовательной деятельности обучающихся отдельного класса, образовательной организации (далее – ОО)

Проектирование системы оценки качества, эффективности результатов обучения

Разработка системы оценок деятельности каждого ученика в течение учебного занятия

Формирование системы оценок результатов обучения по всему блоку, курсу (например, портфолио)

Выделение главного в оценке, осуществление прогноза динамики развития потенциала ученика

Развитие внутренних ресурсов учащихся

Разработка методов и способов, направленных на развитие учащихся в ходе учебного занятия

Разработка программы развития творческих и исследовательских способностей учащихся (например, элективных курсов)

Оценка имеющихся потенциальных возможностей и направлений развития учащихся с учетом целей и задач образовательной программы ОО

Рефлексия собственной деятельности по обучению

Определение возможных отклонений от задуманного плана учебного занятия и планирование способов устранения нежелательных отклонений

Определение линии продвижения учащихся по освоению блока, курса в соответствии с личностными индивидуальными интересами и потребностями

Разработка долговременной системы определения соответствия с требованиями к уровню подготовки выпускника ОО

Учитель информатики и ИКТ, организующий образовательную деятельность учащихся в компьютерном классе, выполняет одновременно несколько функций:

  • как учитель он проводит занятия по учебному предмету, помогает учащимся в их профессиональном самоопределении, обеспечивает правильное и эффективное использование электронных образовательных ресурсов;
  • в качестве консультанта он координирует познавательный процесс учащихся, проводит групповые занятия, индивидуально консультирует по различным вопросам изучаемого курса;
  • как организатор (менеджер) образовательного процесса он управляет проведением групповых занятий, контролирует выполнение учащимися графика образовательной деятельности (прохождение промежуточных тестов и итогового тестирования, подготовка к экзаменам и др.).

Консультации являются одной из форм руководства образовательной деятельностью учащихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного предмета, помогают педагогу оценить уровень развития таких внутренних ресурсов учащегося, как интеллект, внимание, память, воображение и мышление для целенаправленной помощи.

Матрица внутренних ресурсов обучающегося в создании ситуаций успеха в учебной деятельности

Ситуация успеха в учебной деятельности каждого ученика – не только увеличение присвоенной им учебной информации, но прежде всего постоянный рост учебных возможностей. Управление ситуацией учащегося требует от учителя информатики и ИКТ четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. Образовательная среда должна мотивировать ученика на достижение образовательных результатов, в т. ч. совершенствовать его познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств. Параметры ситуации успеха в учебной деятельности ученика также должны отражать эти требования. Практический опыт управления индивидуальной деятельностью обучающегося показал, что можно спроектировать матрицу внутренних ресурсов обучающегося1 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного общего образования (приложение). Работая с матрицей внутренних ресурсов обучающегося, учитель оперирует следующими понятиями:

обученность – объем и глубина знаний ученика по предмету, уровень владения предметными умениями и знаниями. Оценивается в баллах (отметка по предмету);

обучаемость – уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика: репродуктивный, продуктивный (прикладной), творческий;

внимание – направленность и сосредоточенность ученика на чем-то конкретном. Внимание можно характеризовать по определенным параметрам: объем, распределение, концентрация, устойчивость. Именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности, а также как следствие при стрессовых состояниях или при переутомлении учащихся;

свойства памяти являются одним из важных факторов, определяющих комфорт выполнения заданий учеником. Такую же дидактическую роль (основы для выбора тех или иных форм учебной работы для индивидуализации или дифференциации учебного процесса) играет доминирование полушарий головного мозга;

модальность определяет ведущий канал приема, переработки и выдачи информации (аудиальный, визуальный или кинестетический);

уровень развития мотивационно-волевой сферы определяется одним из четырех вариантов:

– социально-духовный (профессиональная и личностная);
– социальный (профессиональная);
– познавательный (эффективная учебная деятельность);
– базовый (врожденная);

личностная сфера – это характеристика индивидуальных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (формирование универсальных учебных действий (далее – УУД) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования).

Чтобы научиться целенаправленно выбирать или проектировать приемы, необходимые для создания ситуаций успеха во всех видах учебной деятельности и развития конкретного ученика, охарактеризованного по матрице учебной деятельности, учителю необходимо выявлять и зримо представлять «дидактический потенциал» каждого задания по тем же параметрам, по которым мы характеризуем ученика. Именно этот прием сопоставления обучаемости как совокупности внутренних ресурсов учебного успеха ученика с дидактическим потенциалом каждого учебного задания лежит в основе технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика – ИСУД2.

Особенности личностно ориентированного занятия в создании ситуаций успеха в учебной деятельности

Индивидуализированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта учащегося, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций в процессе обучения. В цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности. Типичный пример такого подхода возможно представить заданиями различного уровня сложности, дозированием помощи учителя, уровневой дифференциацией, а также групповой работой в рамках модели полного усвоения знаний. Характерным признаком индивидуализации образовательной деятельности является право и возможность обучаемого выбирать тот уровень изучения любого предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который ученикам необходимо усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит их с результатами, которых они должны достичь.

В основе данной формы дифференциации лежат не только общие способности учеников, но и их интересы. Обучаемый может выбрать минимальный уровень изучения предмета не потому, что не способен изучить его глубже, а потому, что его интересы лежат в другой познавательной области.

Чтобы индивидуализировать работу с каждым учащимся, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Технология индивидуализации образовательной деятельности предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля личностного развития ученика в ходе получения образования. Занятие (учебное занятие, урок и т. п.) – это ситуация успеха в учебной деятельности, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

При организации личностно ориентированного занятия профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.

Учителю необходимо продумывать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учеников (как результат их предшествующего обучения на различных дисциплинах и собственного жизненного опыта). Также необходимо продумать, что следует сделать, чтобы обсудить неверные версии не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. В процессе диалога необходимо иметь возможность обсудить все версии. Основные особенности личностно ориентированного занятия:

  • конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии;
  • продумывание возможностей для самореализации учащихся;
  • предоставление учащимся возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
  • поощрение высказанных оригинальных идей и гипотез;
  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
  • стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
  • стремление к созданию ситуации успеха в учебной деятельности для каждого учащегося;
  • привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к занятию;
  • использование субъектного опыта и опора на личный опыт каждого учащегося;
  • продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учеников.

Картотека заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и матрица внутренних ресурсов обучающегося, позволяет как реализовать ситуацию успеха в учебной деятельности (выбрать формы работы, удобной ученику), так и целенаправленно создать ситуации учебных затруднений3. В подобных картотеках описаны отдельные примеры приемов и форм учебной деятельности, дидактический потенциал которых позволяет учителю гибко и оперативно управлять ситуацией учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. Содержание практически каждого приема можно представить себе в качестве способа деятельности ученика в различных обстоятельствах на любом этапе урока.

Развитие высших психических функций, способов восприятия информации, активизация деятельности ведущего полушария мозга

Приемы развития внимания на уроках информатики и ИКТ

Для развития внимания учитель использует прием «Корректурная проба». Пример задания для учащихся: найдите все термины по теме в последовательности букв, напишите их значение:

Приемы создания ситуаций успеха в учебной деятельности  (на примере информатики и ИКТ)

Следущий прием – «Соотношение букв и цифр в таблицах» – дает учащимся возможность восстановить утверждение, согласиться или опровергнуть его. Учащиеся читают таблицы без помощи рук, отслеживая последовательность глазами (форма 1).

Форма 1

Таблицы для составления фразы при использовании приема «Соотношение букв и цифр»

Приемы создания ситуаций успеха в учебной деятельности  (на примере информатики и ИКТ)

Фраза, которую необходимо составить с помощью формы 1: «Моделирование – метод познания окружающего мира».

Активизация процессов памяти в создании ситуаций успеха в учебной деятельности

Активизации процессов памяти способствует деятельность учащихся по подготовке или решению кроссвордов, филвордов, сканвордов. При их разгадывании косвенно осуществляется повторение материала и проверка уровня его усвоения по любому из разделов информатики и ИКТ.

Например, в текстовом процессоре MS Word группа учащихся оформляет кроссворд, а затем предлагает одноклассникам отгадать его, заполнив ячейки соответствующими буквами (форма 2).

Форма 2

Кроссворд, подготовленный в текстовом процессоре MS Word

Приемы создания ситуаций успеха в учебной деятельности  (на примере информатики и ИКТ)

Задания кроссворда:

По горизонтали:
1. Устройство для отображения текстовой или графической информации.
2. Светочувствительный элемент для соприкосновения с экраном монитора.
3. Устройство для ввода числовой и текстовой информации.
4. Устройство для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации.

По вертикали:
1. Устройство распознавания звука.
2. Устройство ввода-вывода информации.
3. Устройство распознавания изображения.
4. Графический планшет для ввода изображения.
5. Графопостроитель для распечатки высококачественной документации больших размеров.
6. Шаровой манипулятор портативных ПК.
7. Устройство ввода-вывода информации для магнитных лент.
8. Устройство ввода видеоизображения.

Филворд (форма 3) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов», но могут изгибаться под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. Решение заключается в следующем: нужно в поле кроссворда, заполненном буквами, найти слова, являющиеся ответами приведенных определений. Все буквы найденного слова необходимо вычеркнуть. Два раза одна и та же буква не может быть зачеркнута. После решения кроссворда незачеркнутых букв не должно остаться. Если после того, как все определения найдены, в поле кроссворда остались буквы, то следует решить еще одну задачу: из этих букв нужно сложить слово, которое и будет разгадкой кроссворда.

Форма 3

Филворд «Форт Microsoft»

Приемы создания ситуаций успеха в учебной деятельности  (на примере информатики и ИКТ)

В филворде «Форт Microsoft» зашифрованы названия популярных приложений Microsoft и лишние 4 буквы. Буквы каждого из приложений расположены по правилу «хода коня». Учащимся необходимо найти все приложения. Из оставшихся букв составить загаданное слово, находящееся в этом тексте.

Ответы к филворду «Форт Microsoft»:
1. Access (В2, А1, Б3, В1, А2, В3).
2. Excel (Г3, В5, А4, Б6, Г5).
3. Explorer (Д2, Е4, Ж2, Д3, Е1, Ж3, Д2, Ж1).
4. Wordpad (А5, Б7, Г6, Б5, А7, В8, Д7).
5. Word (В6, Б4, А6, В7).
6. Paint (А3, Б1, Г2, В4, Б2).
7. PowerPoint (Ж8, Е6, Д8, Ж7, Е5, Г4, Е3, Ж5, Д4, Е2).
8. Windows (Б8, Г7, Д5, Е7, Г8, Д6, Е8).
Лишние буквы: F (А8), O (Г1), R (Д1), T (Ж4) Слово: Fort.

Развитие умения работать в различных модальностях

Модальность – это канал приема, переработки и выдачи информации. С целью развития способов (каналов) восприятия информации в управлении ситуацией учащегося возможно использовать задания на извлечение информации из представленного объекта, которым может стать любое устройство или часть устройства компьютера и т. п. Задание хорошо развивает межполушарное взаимодействие, умение задействовать для анализа любой канал приема информации (объект можно потрясти, пощупать).

Для аудиалов (или совершенствования развития слухового восприятия учащихся с иной модальностью восприятия) подходят различные виды диктантов.

Так, диктант по теме «Информационные процессы» состоит из 12 утверждений, на которые следует ответить «да» или «нет», соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке. Исправления исключаются.

Утверждения для диктанта по теме «Информационные процессы»:
1. Информация проявляется в различных информационных процессах.
2. Информационный процесс – это какое-либо действие с информацией.
3. Невозможно перечислить все информационные функции человека, т. к. человек является бесконечномерной системой.
4. К информационной деятельности человека можно отнести только сбор, преобразование и использование информации.
5. В любом информационном процессе присутствуют хранение, обработка и передача информации.
6. Информация всегда связана с информационным носителем.
7. Упорядочить информацию можно по алфавиту, тематике, индексу, мере поступления.
8. При передаче информации всегда имеется источник и приемник информации, а канал связи может отсутствовать.
9. Аналоговый сигнал нельзя преобразовать в дискретный сигнал.
10. В результате обработки информации всегда получаем новую информацию.
11. Человек может обрабатывать информацию в уме, а также с помощью вспомогательных средств.
12. Общие информационные процессы, которые осуществляет человек, можно представить через основные информационные процессы.

Буквенный диктант (слуховое восприятие информации) проводится следующим образом: учащиеся записывают только первые буквы терминов или понятий в том порядке, в котором учитель их диктует. Например:
1. Особый вид документа, в котором данные располагаются в ячейках таблицы, называется … . (Ответ: электронные таблицы).
2. Изменить формат ячеек можно на вкладке «Число» диалогового окна «Формат ячеек», вызываемого при помощи … . (Ответ: меню).
3. Основной вид операций над данными в электронных таблицах … . (Ответ: вычисления).

Затем учащимся следует задание переписать прописные (заглавные) буквы первых слов каждого ответа в таком порядке: 1 3 2. Должен получиться ответ: ЭВМ. Числовой диктант (в виде письменного задания) способствует развитию разных каналов восприятия. Например: запишите данные выражения в виде арифметических примеров, решите их (форма 4).

Форма 4

Пример заданий для проведения числового диктанта

Описание задания

Арифметические действия

1

К количеству букв в слове, обозначающем объем памяти для представления двоичного кода каждого символа в компьютерном тексте (БАЙТ – 4), прибавьте количество букв в названии стандартной таблицы кодировки (ASCII – 5)

4 + 5 = 9

2

От числа бит в двух байтах (2 × 8 = 16) вычтете количество букв в названии термина, который обозначает, где хранится текст на магнитном носителе (ФАЙЛ – 4)

16 – 4 = 12

3

Сложите значения, полученные в 1-м и 2-м пунктах (9 + 12 = 21). Результат разделите на количество букв в слове, обозначающем упорядоченный набор символов, используемых для представления информации (АЛФАВИТ – 7)

9 + 12 / 7 = 3

4

Объясните смысл получившегося числа с позиции теории информационных процессов

3 – количество основных информационных процессов: передача, хранение, обработка

Прием «Интеллект-карта» – нелинейная графическая систематизация содержания изучаемого материала с использованием иерархического типа представления информации. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления учащихся, определяет информационное поле данной темы.

В работе над интеллект-картами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать заранее определенному плану.

Система интеллект-карт позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя сформированную систему как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  • укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости);
  • выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Составление интеллект-карт используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Учащийся может составить свою или научиться читать интеллект-карту, созданную другими учащимися. Интеллект-карта отличается от системы понятий тем, что при ее создании проектирование начинается из центра – от главного обобщающего понятия и продолжается в разные стороны.

Готовая карта, как правило, напоминает рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков, причем в отличие от системы понятий сами линии могут быть разной толщины, символизируя важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий.

В интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки и т. д. Можно использовать сетевые ресурсы, позволяющие создавать интеллект-карты (mind map): mindmeister.com, bubbl.us, mind42.com, kartum.ru, popplet.com, spiderscribe.net.

Развитие мышления и различных стратегий мышления в создании ситуаций успеха в учебной деятельности

Классификация фактов, соотнесение реального факта с обобщающим словом является хорошим приемом развития мышления и целенаправленной тренировкой левого или правого полушария мозга.

Используя прием «Найти соответствие фактов и понятий», учитель просит обобщить понятия:

  • конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность, инверсия. (Ответ: логические операции);
  • сумматоры, триггеры, логические элементы. (Ответ: логические устройства компьютера).

Учащиеся устанавливают соответствие между названиями свойств информации и их сущностями (форма 5).

Форма 5

Задание для реализации приема «Найти соответствие фактов и понятий»

Свойства информации

Соедини свойство информации с его характеристикой

Сущность свойства информации

Достоверность

Достаточность для принятия решения

Понятность

Нет зависимости от чьего-либо мнения

Объективность

Отражение истинного положения дел

Актуальность

Возможность получения информации

Доступность

Информация выражена на понятном для получателя языке

Полнота

Необходимость в данный момент времени

Если одно понятие соотносится с различными реальными фактами, процессами и т. д., то такое задание хорошо развивает правое полушарие, стимулируя ученика конструировать или вспоминать реальные образы. Например, задание: сгруппируйте программы по видам программного обеспечения (прикладное, системное), среды программирования:
1. Alt Linux.
2. OpenOffice.
3. Office 2007.
4. Adobe Photoshop.
5. Nod32.
6. Dr. Web.
7. Windows XP.
8. Delphi.

Диктант «Шифровальщик» является прекрасным способом тренировки образного правополушарного мышления и межполушарного взаимодействия. Учитель диктует термины, понятия, названия объектов, их характеристики, ученики записывают их по порядку в виде символов, условных значков (нельзя использовать буквы) на последней странице тетради. Затем урок продолжается, и после двух-трех смен видов деятельности учащимся предлагается вернуться к своему зашифрованному списку и восстановить его уже в словах. Можно видоизменить это задание, предложив учащимся попарно обменяться тетрадями перед расшифровкой, чтобы усложнить дешифровку.

Развитие коммуникативных УУД на уроках информатики и ИКТ

Cинквейн

Синквейн имеет строгие правила и ограничения, которые заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное. По сути, синквейн – это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. К тому же упражнение интересное и увлекательное. Сinq по-французски значит «пять». Классический синквейн – это стихотворение особого вида – пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:
1-я строка – существительное, может быть термин, фамилия, понятие;
2-я строка – два прилагательных к данному существительному, определения предмета, темы стихотворения;
3-я строка – три глагола к данному существительному, определяющему возможности деятельности «героя» синквейна;
4-я строка – смысловое предложение, раскрывающее смысл главного слова синквейна;
5-я строка – эмоциональное отношение, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета и фактически на каждом уроке: в его начале, как начальная рефлексия, в качестве завершения урока. Примеры использования:

Цикл…
Сложный, разный.
Повторяется, работает, зацикливается.
Без цикла нельзя начистить картошку.
Важно…

Или:

Ветвление…
Полное, краткое.
Предлагает, выбирает, решает.
Нужно выбрать правильный путь.
Проблема

Кроме нетрадиционных форм (синквейн) учащиеся на уроках информатики и ИКТ готовят тексты виртуальных экскурсий, описывают проведенное исследование, создают анкеты и заполняют их с одноклассниками и учащимися других классов, работают в парах и группах, проводят презентации, готовят урок по информатике и ИКТ и т. д., участвуя в образовательной деятельности, направленной на совершенствование коммуникативных компетенций.

Создание презентации к изучаемой теме

Создать презентацию к изучаемой теме учащийся может как по плану, данному учителем, так и по плану, подготовленному самостоятельно. Например, создание презентации интернет-магазина.
1-й слайд содержит анимированное название интернет-магазина («Удачная покупка»), анимированную схему: 1-й уровень – «Товары»; 2-й уровень – «Бытовая техника», «Электроприборы», «Мебель» (для уровней предусмотрены гиперссылки и переход на них через определенное учащимся время). 2-й слайд состоит из анимированного названия «Мебель», рисунков и кнопок для перехода на первый слайд. 3-й слайд состоит из анимированного названия «Бытовая техника» и рисунков и кнопок для перехода на первый слайд. 4-й слайд состоит из анимированного названия «Электроприборы» и рисунков и кнопок для перехода на первый слайд и т. д.

Развитие познавательных УУД

Развитие основ проектной деятельности

Развить основы проектной деятельности поможет практическая групповая работа для достижения единой цели. Примером может быть организация деятельности учащихся, когда данные, полученные каждым участником, вводятся в специальную программу, позволяющую произвести общие расчеты, заполнить единую схему и т. д. Для групповой работы можно использовать сетевые ресурсы, например, совместное создание презентации. Можно предложить для выполнения совместный проект «Кто повлиял на развитие информатики?» (или химии, или физики, или математики, других предметов). На каждом слайде нужно подготовить вопросы по теме, задачи, примеры для решения и указать, кому отвечать и на какой вопрос.

Развитие понятийного аппарата

Развитию понятийного аппарата способствует работа по раскрытию смысла усвоенных перечисленных понятий. Например, в форме устной беседы с учащимися:
1. Перечислить основные элементы окна (как элемента понятий пользовательского интерфейса Windows).
2. Что понимается под системой счисления? Приведите примеры.
3. Какова роль информации на современном этапе развития общества?
4. Перечислите основные информационные процессы. В чем их сущность?
5. Что такое символ? В чем отличие символа от знака?
6. Какой метод поиска информации необходимо использовать при определении одного события из возможных?
7. По какой формуле можно найти количество информации в сообщении, с учетом вероятности наступления события?
8. Что такое логическая операция? Какие существуют базовые логические операции и какими символами они обозначаются?
9. Перечислите свойства алгоритма. Приведите примеры.
10. С чем связана смена поколений вычислительной техники?

Можно предложить раскрыть смысл усвоенных понятий в письменной форме. Например, определите усвоенное понятие по смыслу (обратное задание):
1. Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены исполнителем, – это … .
2. Предписание, разделенное на отдельные шаги, является … .
3. Если алгоритм задан с помощью предписаний, которые исполнитель может воспринимать и выполнять, то соблюдается свойство … .
4. Исполнителем алгоритма, представленного в виде блок-схемы, является … .
5. Исполнителем алгоритма, который записан на языке программирования, является … .
6. Алгоритм, записанный на определенном языке программирования, – это … .

Расширению понятийного аппарата обучающихся способствует составление предложений с одним и тем же термином. Это задание выполняется так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись:
1. При сохранении вновь созданного документа редактор вызывает диалоговое окно.
2. Для работы с текстом запускается соответствующий редактор.
3. Если редактор получает повторную команду открыть один и тот же файл, могут быть различные последствия.
4. Рисовать линии и фигуры в графическом редакторе можно исключительно с помощью мыши.
5. Чтобы упростить ввод данных в редакторе электронных таблиц, существует автозаполнение.

Используя элементы игры, учитель предлагает учащимся загадать понятие и показать его пантомимой (учащемуся нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам). Слова сгруппированы по степени сложности показа, труднее всего показывать понятия с высокой степенью обобщения:
1. Устройства компьютера: ввода, вывода, хранения, обработки.
2. Система счисления, логические элементы, алгоритм.
3. Информация, технологии, информатизация.

Развитие смыслового чтения, логических действий и операций в создании ситуаций успеха в учебной деятельности

Для развития смыслового чтения, умений работы с текстами учащихся учитель может использовать прием «Активное слушание». Активное слушание на уроках информатики и ИКТ можно проводить с опорой на визуальный ряд; с опорой на визуальный ряд и с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу и последующим обсуждением результатов; используя прием «Пометки на полях». При прослушивании информации учащиеся записывают ключевые тезисы и обозначают уровень восприятия информации следующими маркировочными знаками («Пометки на полях»):

«v» – я так и думал;

«+» – новая информация;

«+!» – очень ценная информация;

«-» – у меня по-другому;

«?» – не очень понятно, я удивлен.

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала теоретического характера.

Для использования приема «Чтения с остановками» необходима некоторая подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Текст должен быть абсолютно новым (в противном случае теряется смысл и логика использования приема).
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. На уроке он дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.

После прочтения текста учащиеся выполняют задания, развивающие логические действия и операции: анализ, синтез, сравнение, логику, вывод.

Приведем пример заданий, формирующих основные мыслительные операции для темы «Архитектура персонального компьютера».

1. Соотнесите названия устройств ПК с их функциями (формирует умение анализировать)
(форма 6).

Форма 6

Устройства и функции ПК

Устройства ПК

Функции

Монитор

Ввод информации

Клавиатура

Процессор

Вывод информации

Планшет

Обработка информации

Сгруппируйте устройства по типам применения:

принтер; монитор; клавиатура; мышь; микрофон; дегитайзер; колонки; тачпад.

2. Составьте алгоритм загрузки компьютера (направлено на формирование синтеза информации).

Обобщите ряд понятий:

материнская плата, оперативная память, винчестер, CD/DVD-дисковод, сетевая карта – это …;сканер, клавиатура, мышь, графический планшет – это … ;монитор, принтер, колонки, проектор – это … ;CD-R, DVD-RW, BD-R – это … .

3. Опишите действия, которые можно выполнять с помощью манипулятора «мышь» (формирование умения делать вывод).

Определить вид разъема процессора по фирме производителя Intel (Intel 775, Intel 475; AMD 939).

Опишите действия, которые можно производить с помощью клавиатуры.

4. Дана таблица конфигурации трех компьютеров. Определите тот, на который можно установить программу: «Алгебра и начала анализа» (формирование умения сравнивать). Минимальные системные требования:

процессор – Intel Pentium 366 МГц, оперативная память – 64MB PC-6400 800 MHz, жесткий диск – 100 Mb, видеокарта – 2 Mb, звуковая система – любая, OS – Windows /2000/XP;процессор – Intel Atom 230, материнская плата – Intel 945GC mITX, оперативная память – DDR1 512MB PC-6400 800 MHz, жесткий диск – 300 Gb, видеокарта – GeForce 8600, звуковая система – Sound HDA, корпус – Case ATX 350W silver-black, OS – Windows Vista;процессор – Intel Atom 230, материнская плата – Intel 945GC mITX, оперативная память – DDR2 512MB PC-6400 800 MHz, жесткий диск – 80 Gb, видеокарта – Intel Extreme Graphics, звуковая система – Sound HDA, корпус – Case ATX 350W silver-black, OS – Linux.

5. Уберите лишнее слово (развитие логического мышления):

монитор; колонки; принтер; сканер.

Выберите и обоснуйте внешние носители информации: оперативная память, постоянное запоминающее устройство, жесткий диск, флеш-накопитель, CD-привод.

Развитие умения смыслового сворачивания информации

Развитие умения смыслового сворачивания информации связано с развитием логических операций анализа и формулирования выводов. Представить текст можно в виде таблицы, схемы (сюда же относятся и интеллект-карты), диаграммы, карты и др. Способы сворачивания информации, которые используются на уроке информатики и ИКТ:

  • составление плана ответа (при прочтении текста учащиеся составляют план ответа);
  • сокращение слов (использование аббревиатур) в процессе конспектирования информации; использование условной символики (учащиеся в лекционном материале помечают различными символами важные абзацы, параграфы);
  • обоюдный пересказ (после прочтения определенного материала его пересказывает один учащийся, потом еще один и так по цепочке, в итоге останется самое важное);
  • озаглавливание отдельных абзацев (получается собственный план, по которому проще воспроизвести содержание параграфа);
  • формулирование вопросов (составление вопросов к тексту, ответы которые позволят раскрыть смысл темы);
  • определение ключевых слов (использование опорных слов, которые чаще повторяются и несут смысловую нагрузку);
  • построение диаграмм (позволяют сворачивать объемные статистические данные);
  • локализация информации (выделение избыточной информации);
  • аннотирование (составление краткого содержания по материалу, отвечая на конкретные вопросы – «о чем?», «как?», «какие?» и т. д.);
  • составление содержания (по главам, параграфам и др.).

Развитие умения представлять информацию в наглядно-символьной форме

Развитие умения представлять информацию в наглядно-символьной форме (таблица, графическая схема и диаграмма, карта понятий – концептуальная диаграмма, опорный конспект) может быть организовано в процессе самостоятельного изучения нового материала на уроке в индивидуальном режиме. Так, на уроке «Виды информации» учащимся необходимо изучить, что такое информация; выяснить, какие виды информации бывают; изучить, как один вид информации отличать от другого; познакомиться с различными видами информации (привести примеры) и выполнить диагностическую работу по изученному материалу.

Одним из вариантов задания является заполнение таблицы для систематизации способов восприятия, формы представления и общественного значения видов информации (визуальной, числовой, личной, графической, тактильной, мультимедийной, общественной, звуковой, обонятельной, специальной, аудиальной, текстовой, вкусовой) (форма 7).

Форма 7

Способы восприятия, формы представления и общественное значение видов информации

Способ восприятия

Форма представления

Общественное значение

Изучить способы, позволяющие отличать один вид информации от другого, можно при работе с формой 8.

Форма 8

Виды представления информации

Задание: изучите способы, позволяющие отличать один вид информации от другого. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах.

Пример

Вид информации

по способу восприятия

по форме представления

Задача по геометрии

Письмо другу

Картина на стене

Радиопередача

Телепередача

Аромат сирени

Вкус лимона

Температура воздуха

Желтый цвет

Домашним заданием для учащихся может стать следующее: распределите по видам информацию, приведенную в учебнике, предложите свои примеры, иллюстрирующие каждый вид информации.

Активное использование поисковых систем

Учебные задания, для выполнения которых используются сетевые системы:

  • организация совместной работы (обсуждение проблемы применения интернет-форумов в образовательной деятельности);
  • представление образовательных результатов в виде интернет-сайтов;
  • выполнение задания в виртуальных лабораториях.

Примеры заданий:
1. Используя возможности языка HTML, создайте электронную энциклопедию по одному из школьных предметов.
2. Используя возможности языка разметки HTML, создайте Web-сайт «Мой любимый писатель». В содержании отразите: биографические данные писателя, список его произведений, отрывки из его произведений.
3. Разработайте интерактивный тест по одной из изучаемых дисциплин, предварительно согласовав свою тему с преподавателем.

Обзор сетевых ресурсов:
1. Интерактивная доска: http://dabbleboard.com.
2. Стенгазета: http://wikiwall.ru.
3. Облако слов: http://WordItOut.com, http://Tagul.com, http://Tagxedo.com.
4. Создание игровых заданий: quizlet.com, classtools.net, LearningApps.org, Stadystack.com, Scribbler.com.

Возможные формы домашней работы учащихся в создании ситуаций успеха в учебной деятельности

Учитель информатики и ИКТ может дифференцировать или индивидуализировать домашнюю работу, если представляет особенности индивидуального стиля учебной деятельности своих учеников. Если ученик может самостоятельно преодолевать учебные трудности, связанные с некомфортной для него формой заданий, то ему можно предлагать развивающие задания. Однако, если учебная мотивация невысока, следует выбрать для домашней работы задания, которые опираются на достаточно хорошо сформированные УУД.

Примеры заданий:
1. Упражнение «Редактор» (или «Перевод с русского на русский»): прочтите выделенные на уроке сложные предложения текста и перепишите их другими словами. Уточните предложения, упростите их, но так, чтобы смысл не потерялся.
2. «Цифровой диктант»: составьте суждения по тексту параграфа, оформите их с помощью текстового редактора на листе формата А4.
3. «Конкурс на лучшую шпаргалку для устного ответа» (в шпаргалке должно быть не более 10 слов и 10 символов на каждые 3000 знаков учебного текста).
4. Создайте таблицы, используя информацию параграфа учебника (плана, изучения темы, интеллект-карты и др.).
5. Найдите информацию по проблемному вопросу. Результаты поиска оформите в виде карточки или списка с аннотированными ссылками.
6. Решите кроссворд, набор ребусов по теме.
7. Придумайте и оформите на отдельном листе с использованием текстового, графического редактора, табличного процессора кроссворд, ребус по теме.
8. Составьте синквейн, оформите на отдельном листе.
9. Напишите эссе от имени … (компьютера, любого устройства компьютера и т. п.), также возможно написание репортажа, интервью.
10. Подберите примеры из реальной жизни, иллюстрирующих законы, правила, процессы, изучаемые на уроке. Результат оформите в виде аналитической таблицы.
11. Составьте и опишите характеристики компьютера будущего.
12. Создайте рекламу или листовки социального содержания: безопасная работа в сети Интернет для владельцев компьютера, для посетителей компьютерного класса (о требованиях к безопасной работе за компьютером, против компьютерных игр и т. п).
13. Составьте числовой или буквенный диктант по изучаемой теме. Оформите его на отдельном листе с помощью текстового или графического редактора.
14. Опишите технические характеристики изучаемого устройства компьютера.
15. Проведите самостоятельное исследование в форме проектной работы, анкетирования и т. п. Опишите результаты по заданной учителем форме, подготовьте выступление и презентацию по теме исследования.
16. Создайте презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем (по плану, подготовленному самостоятельно).
17. Изучите тему вне урока без специальных дидактических материалов по собственной информационной карте.
18. Проведите исследование на базе медиалаборатории.
19. Напишите и оформите отчет об экскурсии с фотографиями (или презентации, страницы сайта, можно с использованием видеофрагментов).
20. Составьте задания для викторины, интеллектуальной игры (поощряется использование межпредметных знаний).
21. Составьте и проведите экскурсии в виртуальный музей.

Приложение

МАТРИЦА внутренних ресурсов обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к образовательным результатам

Приемы создания ситуаций успеха в учебной деятельности  (на примере информатики и ИКТ)


1Подробнее см.: Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования: сборник работ участников сетевой экспериментальной площадки / Авт.-сост. Галеева Н.Л. М.: УЦ «Перспектива», 2012.

2Галеева Н.Л., Заславский А.А. Сто и пять приемов управления ситуацией учебного успеха ученика на уроках информатики: Методическое пособие для учителя.  М.: ООО «Книга по требованию», 2013.

3Заславский А.А. Методика дифференцированного обучения информатике в системе среднего профессионального образования, основанная на использовании телекоммуникационной базы учебных материалов.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2014.


Материал проверен экспертами Актион Образование

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.