Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя

446

Индивидуальная образовательная программа учащегося: проектирование

В истории российского образования идея индивидуализации образовательного процесса присутствовала всегда. В 2002 г. в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (далее – Концепция профильного обучения) была сформулирована цель: «способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями»1. В Концепции профильного обучения говорится, что «как минимум начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов»2.

Понятие индивидуальности используется там, где надо подчеркнуть одно из самых важных свойств человека – его самодеятельность, возможность действовать по собственной программе, реализовывать свои цели, принимать собственные решения. Психолого-педагогические исследования познавательного мотива учебной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования и развития общеучебных умений обучающихся показывают, что у учащихся начальных классов формируются умения анализировать, сопоставлять факты, прогнозировать и оценивать свою деятельность, выбирать виды учебной деятельности обучающихся. На это указывают и результаты международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)3.

Почему тогда в начале XXI в. реализация Концепции профильного обучения не привела к индивидуализации образовательного процесса? Возможно, этому препятствовала существующая в то время «зуновская» парадигма образования. Возможно, неготовность педагога к организации индивидуальных форм обучения.

С изменением миссии меняются цели и задачи современного образования. Новые образовательные результаты обучающихся могут формироваться только в деятельности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей. Универсальным видом такой совместной деятельности становится проектирование. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС), определяет требования не только к образовательным результатам, но и к условиям их формирования и развития. Главным технологическим ресурсом остается учитель. Внедрение ФГОС ориентирует его на обновление своих профессиональных компетенций. «Обучить» новым компетенциям учителя, работающего в «зуновской» парадигме, традиционными средствами на курсах повышения квалификации практически невозможно. Привнесение активных методов в формальное образование педагогов без продолжения подобной деятельности в практике образовательной организации (далее – ОО) тоже не дает положительных результатов. Необходимо перестраивать совместную деятельность участников образовательного процесса и ориентировать ее в первую очередь на профессиональное развитие педагога.

Векторы развития участников образовательного процесса направлены параллельно, согласно им виды учебной деятельности обучающихся должны применяться в общих формах деятельности участников образовательных отношений. Индивидуальная образовательная программа учащегося4 (далее – ИОП) является результатом совместной деятельности  ученика (пример оформления см. в приложении). ИОП обучающегося можно рассматривать как продукт проектирования его собственной деятельности, направленной на решение возникших образовательных задач. Проектирование и реализация ИОП создает образ индивидуального образовательного маршрута (траектории), а он, в свою очередь, является «проектируемой дифференцированной образовательной программой, обеспечивающей выбор субъекта при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации»5. Для того чтобы человек чувствовал себя в жизни уверенно, необходимо создать систему, которая помогала бы ему самореализоваться в наиболее желаемом для него самого направлении.

Виды учебной деятельности обучающихся и педагога, продуктом которых является индивидуальная образовательная программа учащегося, невозможна без глубокого осмысления последовательности совместных действий участников образовательных отношений. Выбор и реализация того или иного индивидуального образовательного маршрута (траектории) обучающегося определяются комплексом факторов:

  • особенностями, интересами, потребностями ученика и его родителей (законных представителей) в достижении образовательного результата;
  • профессионализмом педагога, сопровождающего реализацию индивидуальной образовательной программф учащегося;
  • возможностями удовлетворить образовательные потребности учащихся.

Формальное образование можно рассматривать как процесс и результат реализации основной образовательной программы общего образования в условиях ОО.

Неформальное образование – процесс и результат интеграции общего и дополнительного образования, проявляющиеся участием в конференциях, конкурсах, смотрах, других видах деятельности.

Информальное образование – процесс и результат самообразования обучающегося, спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде: общения, чтения, посещения учреждений культуры, путешествий, средств массовой информации и т. д.

Проектирование ИОП обучающегося строится на преемственности основного и дополнительного образования в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности и направлено на интеграцию формального, неформального и информального образования обучающегося.

Индивидуальная образовательная программа учащегося: алгоритм подготовки

Рассмотрим алгоритм проектирования ИОП. Проектирование ИОП – технология деятельности обучающегося и педагога. Педагог выполняет функцию наставника, к мнению которого может прислушаться учащийся. Проектирование включает в себя несколько этапов:

I этап – подготовительный;

II этап – целеполагание;

III этап – деятельностный;

IV этап – рефлексивный;

V этап – аналитический.

На подготовительном этапе педагог создает ситуацию, в которой обучающийся понимает рассогласование между желанием удовлетворить потребность в виде определенного образовательного результата, выбирает виды учебной деятельности обучающихся. Педагог и учащийся совместно выявляют проблемы, которые необходимо решить для получения желаемого образовательного результата.

Если девятиклассник хочет принять участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ) по химии, то ему предстоит дать ответы на следующие вопросы:

  • Что я хочу в данный момент? (Ответ: занять призовое место в школьном этапе ВсОШ по химии.)
  • Что мне необходимо сделать для осуществления своей мечты? (Ответ: войти в команду участников школьной олимпиады.)
  • Какие образовательные результаты будут отвечать моим желаниям? (Ответ: отметка «5» по химии, умение решать задачи и упражнения по всем темам программы.)
  • Что я умею сейчас? (Ответ: решать задачи по отдельным темам.)
  • Как я определяю свои умения? (Ответ: умение составлять уравнения реакций методом электронного баланса, решать задачи по уравнению реакции, др.)
  • Как их можно выразить (количественно, качественно)? (Ответ: из всех задач по темам решаю половину (50%), но этот результат лучше, чем в начале учебного года.)

На этом этапе учащийся может понимать уровень своих результатов (высокий, средний, низкий), если он знает критерии оценки деятельности (умений). Педагог составляет перечень критериев вместе с обучающимся. Важно подвести ученика к осмыслению ответов на следующие вопросы.

  • Почему мои образовательные потребности не соответствуют моим реальным образовательным результатам?
  • Что мне необходимо сделать, чтобы мои желания совпадали с моими возможностями?
  • Какие образовательные результаты я хочу иметь?
  • Что мне нужно изменить в себе, чтобы получить желаемый результат?

Этапы и виды учебной деятельности обучающихся

Этап целеполагания предусматривает определение цели и задач, выбор видов учебной деятельности обучающихся, которые они будут решать для достижения желаемого результата. Однако часто случается так, что ученик не может самостоятельно сделать что-то. И причины могут быть разными. Одна из них – незнание того, что он на самом деле желает, и неумение правильно поставить перед собой цель. Целеполагание – процесс выработки умения ставить цель деятельности, что очень важно для формулирования ожидаемых результатов деятельности. Он осуществляется и педагогом, и обучающимся.

Деятельностный этап – собственно проектирование и реализация ИОП. Учащийся понимает, что цель – некий образ желаемого результата, и занимает активную позицию в учебно-познавательной деятельности. Педагог играет роль консультанта, осуществляющего педагогическую поддержку. Он отвечает только на вопросы, которые вызывают затруднения ученика.

В процессе проектирования ИОП может возникнуть необходимость привлечения дополнительных ресурсов, о которых ученик не знает. Роль педагога – помочь обучающемуся не обеспечением готовыми ресурсами, а инициированием его деятельности на поиск возможных ресурсов и механизмов их привлечения. Например, информационный запрос может возникнуть, если недостаточно источников информации для решения задачи. В этом случае ученик сам находит пути и источники получения информации.

В случае затруднения обучающегося в решении учебно-познавательных задач педагог организует коррекцию его учебной деятельности, которая проявляется в изменении организации образовательного процесса, выбирая новые задания и другие виды учебной деятельности обучающихся.

В процессе проектирования ИОП у обучающегося могут возникнуть неверие в свои силы, неадекватная самооценка, снижение мотивации, пессимизм. В этом случае ученик нуждается в психолого-педагогической поддержке. Педагог, учитывая частные случаи в работе по проектированию и реализации ИОП, осуществляет консультационную деятельность. Таким образом, выстраивается путь к получению ожидаемых образовательных результатов.

Важно соблюдать логику в планировании деятельности, выбирая виды учебной деятельности обучающихся:

  • постановка цели;
  • формулировка задач;
  • прогнозирование новых образовательных результатов, которые могут быть измерены;
  • применение критериев и инструментов оценки промежуточных результатов;
  • описание привлекаемых ресурсов и необходимых условий;
  • соблюдение сроков выполнения действий.

Индивидуальная образовательная программа учащегося в процессе реализации демонстрирует промежуточные результаты деятельности, которые он может оценить. Для этого необходимы критерии оценки деятельности учащегося на каждом этапе проектирования ИОП и индивидуального образовательного маршрута школьника. В определении критериев ему помогает педагог. Только в этом случае он сможет определить качество полученных результатов и сравнить их с желаемыми результатами. Если полученные и ожидаемые результаты не совпадают, необходимо выяснить причины несоответствия. Причины могут иметь междисциплинарный характер. Например, для определения степени окисления элементов в составе сложных веществ необходимо повторить действия с целыми числами противоположных знаков. Ученик формулирует возникшие проблемы на основе анализа причин отклонений полученных и планируемых результатов.

Важно добиться понимания обучающимся возможных препятствий достижения цели и получения планируемых результатов, а также причин возникновения рисков как ситуаций неопределенности. Выполняя функцию наставника, учитель помогает обучающемуся продумать пути устранения препятствий. Например, отсутствие возможности решить задачи всех имеющихся сборников по химии может быть связано с болезнью учащегося. В этом случае педагог формирует для ученика дидактический комплект с описанием алгоритмов решения типичных задач.

Следующий этап – рефлексивный, задача которого – оценивание образовательных достижений учеником. Рефлексию можно проводить, используя следующие вопросы.

  • Что получилось в процессе проектирования ИОП?
  • Что не получилось и почему? Что мешало?
  • Какие качества сформировались в процессе проектирования ИОП? Будут ли применимы эти качества в жизни? Когда и где?
  • Какие учебные и личностные достижения сопутствовали и будут сопутствовать процессу реализации ИОП?

Структура ИОП обучающегося представлена в приложении. Анализируя ее содержание и алгоритм действий обучающегося при разработке ИОП, очевидным становится значение ее проектирования и реализации. У учащегося формируются следующие умения:

  • анализировать;
  • выявлять противоречия и видеть проблемы деятельности;
  • ставить цели и формулировать задачи;
  • прогнозировать результаты по каждой запланированной задаче и уметь проверять их;
  • планировать свою деятельность для решения поставленных задач с учетом возможных угроз, препятствующих образовательному процессу;
  • осуществлять рефлексию.

Нельзя не отметить значимость процесса проектирования учебной деятельности в профессиональном росте педагога. Особым этапом его деятельности при проектировании и реализации ИОП обучающегося является аналитический этап. Педагог анализирует виды учебной деятельности обучающихся, деятельность ученика и собственную деятельность, делает выводы и корректирует действия участников образовательных отношений, в т. ч. родителей, которые прямо заинтересованы в образовательных результатах своего ребенка.

Педагог продумывает направления сопровождения при реализации ИОП:

  • конструирование информационно-образовательной среды, включающее в себя необходимые ресурсы;
  • консультирование по образовательному запросу обучающихся;
  • создание условий для психолого-педагогического сопровождения проектирования и реализации ИОП;
  • осуществление индивидуальной педагогической поддержки ученика в проектировании, которой является индивидуальная образовательная программа учащегося и ее реализация.

Таким образом, параллельно с развитием образовательных достижений ученика происходит профессиональный рост педагога.

_______________________

1Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». – Примеч. автора.

2Там же. – Примеч. авт.

3Подробнее см.: PIRLS (Электронный ресурс): www.timssandpirls.bc.edu/pirls2011/international-results- pirls.html. – Примеч. авт.

4Гоглова М.Н. Индивидуальная образовательная программа педагога: проектирование и научнометодическое сопровождение // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (19-21 июня 2012 г.) / под общ. ред. Л.Н. Горбуновой. М.: ФГАОУ ДПО «АПК и пПрО», 2012. – Примеч. авт.

5Тимофеева С.В. Ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. С. 24. – Примеч. авт.

Приложение

Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя

Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя

Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль