Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя

361

Индивидуальная образовательная программа учащегося: проектирование

В истории российского образования идея индивидуализации образовательного процесса присутствовала всегда. В 2002 г. в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (далее – Концепция профильного обучения) была сформулирована цель: «способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями»1. В Концепции профильного обучения говорится, что «как минимум начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов»2.

Понятие индивидуальности используется там, где надо подчеркнуть одно из самых важных свойств человека – его самодеятельность, возможность действовать по собственной программе, реализовывать свои цели, принимать собственные решения. Психолого-педагогические исследования познавательного мотива учебной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования и развития общеучебных умений обучающихся показывают, что у учащихся начальных классов формируются умения анализировать, сопоставлять факты, прогнозировать и оценивать свою деятельность, выбирать виды учебной деятельности обучающихся. На это указывают и результаты международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)3.

Почему тогда в начале XXI в. реализация Концепции профильного обучения не привела к индивидуализации образовательного процесса? Возможно, этому препятствовала существующая в то время «зуновская» парадигма образования. Возможно, неготовность педагога к организации индивидуальных форм обучения.

С изменением миссии меняются цели и задачи современного образования. Новые образовательные результаты обучающихся могут формироваться только в деятельности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей. Универсальным видом такой совместной деятельности становится проектирование. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС), определяет требования не только к образовательным результатам, но и к условиям их формирования и развития. Главным технологическим ресурсом остается учитель. Внедрение ФГОС ориентирует его на обновление своих профессиональных компетенций. «Обучить» новым компетенциям учителя, работающего в «зуновской» парадигме, традиционными средствами на курсах повышения квалификации практически невозможно. Привнесение активных методов в формальное образование педагогов без продолжения подобной деятельности в практике образовательной организации (далее – ОО) тоже не дает положительных результатов. Необходимо перестраивать совместную деятельность участников образовательного процесса и ориентировать ее в первую очередь на профессиональное развитие педагога.

Векторы развития участников образовательного процесса направлены параллельно, согласно им виды учебной деятельности обучающихся должны применяться в общих формах деятельности участников образовательных отношений. Индивидуальная образовательная программа учащегося4 (далее – ИОП) является результатом совместной деятельности  ученика (пример оформления см. в приложении). ИОП обучающегося можно рассматривать как продукт проектирования его собственной деятельности, направленной на решение возникших образовательных задач. Проектирование и реализация ИОП создает образ индивидуального образовательного маршрута (траектории), а он, в свою очередь, является «проектируемой дифференцированной образовательной программой, обеспечивающей выбор субъекта при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации»5. Для того чтобы человек чувствовал себя в жизни уверенно, необходимо создать систему, которая помогала бы ему самореализоваться в наиболее желаемом для него самого направлении.

Виды учебной деятельности обучающихся и педагога, продуктом которых является индивидуальная образовательная программа учащегося, невозможна без глубокого осмысления последовательности совместных действий участников образовательных отношений. Выбор и реализация того или иного индивидуального образовательного маршрута (траектории) обучающегося определяются комплексом факторов:

  • особенностями, интересами, потребностями ученика и его родителей (законных представителей) в достижении образовательного результата;
  • профессионализмом педагога, сопровождающего реализацию индивидуальной образовательной программф учащегося;
  • возможностями удовлетворить образовательные потребности учащихся.

Формальное образование можно рассматривать как процесс и результат реализации основной образовательной программы общего образования в условиях ОО.

Неформальное образование – процесс и результат интеграции общего и дополнительного образования, проявляющиеся участием в конференциях, конкурсах, смотрах, других видах деятельности.

Информальное образование – процесс и результат самообразования обучающегося, спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде: общения, чтения, посещения учреждений культуры, путешествий, средств массовой информации и т. д.

Проектирование ИОП обучающегося строится на преемственности основного и дополнительного образования в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности и направлено на интеграцию формального, неформального и информального образования обучающегося.

Индивидуальная образовательная программа учащегося: алгоритм подготовки

Рассмотрим алгоритм проектирования ИОП. Проектирование ИОП – технология деятельности обучающегося и педагога. Педагог выполняет функцию наставника, к мнению которого может прислушаться учащийся. Проектирование включает в себя несколько этапов:

I этап – подготовительный;

II этап – целеполагание;

III этап – деятельностный;

IV этап – рефлексивный;

V этап – аналитический.

На подготовительном этапе педагог создает ситуацию, в которой обучающийся понимает рассогласование между желанием удовлетворить потребность в виде определенного образовательного результата, выбирает виды учебной деятельности обучающихся. Педагог и учащийся совместно выявляют проблемы, которые необходимо решить для получения желаемого образовательного результата.

Если девятиклассник хочет принять участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ) по химии, то ему предстоит дать ответы на следующие вопросы:

  • Что я хочу в данный момент? (Ответ: занять призовое место в школьном этапе ВсОШ по химии.)
  • Что мне необходимо сделать для осуществления своей мечты? (Ответ: войти в команду участников школьной олимпиады.)
  • Какие образовательные результаты будут отвечать моим желаниям? (Ответ: отметка «5» по химии, умение решать задачи и упражнения по всем темам программы.)
  • Что я умею сейчас? (Ответ: решать задачи по отдельным темам.)
  • Как я определяю свои умения? (Ответ: умение составлять уравнения реакций методом электронного баланса, решать задачи по уравнению реакции, др.)
  • Как их можно выразить (количественно, качественно)? (Ответ: из всех задач по темам решаю половину (50%), но этот результат лучше, чем в начале учебного года.)

На этом этапе учащийся может понимать уровень своих результатов (высокий, средний, низкий), если он знает критерии оценки деятельности (умений). Педагог составляет перечень критериев вместе с обучающимся. Важно подвести ученика к осмыслению ответов на следующие вопросы.

  • Почему мои образовательные потребности не соответствуют моим реальным образовательным результатам?
  • Что мне необходимо сделать, чтобы мои желания совпадали с моими возможностями?
  • Какие образовательные результаты я хочу иметь?
  • Что мне нужно изменить в себе, чтобы получить желаемый результат?

Этапы и виды учебной деятельности обучающихся

Этап целеполагания предусматривает определение цели и задач, выбор видов учебной деятельности обучающихся, которые они будут решать для достижения желаемого результата. Однако часто случается так, что ученик не может самостоятельно сделать что-то. И причины могут быть разными. Одна из них – незнание того, что он на самом деле желает, и неумение правильно поставить перед собой цель. Целеполагание – процесс выработки умения ставить цель деятельности, что очень важно для формулирования ожидаемых результатов деятельности. Он осуществляется и педагогом, и обучающимся.

Деятельностный этап – собственно проектирование и реализация ИОП. Учащийся понимает, что цель – некий образ желаемого результата, и занимает активную позицию в учебно-познавательной деятельности. Педагог играет роль консультанта, осуществляющего педагогическую поддержку. Он отвечает только на вопросы, которые вызывают затруднения ученика.

В процессе проектирования ИОП может возникнуть необходимость привлечения дополнительных ресурсов, о которых ученик не знает. Роль педагога – помочь обучающемуся не обеспечением готовыми ресурсами, а инициированием его деятельности на поиск возможных ресурсов и механизмов их привлечения. Например, информационный запрос может возникнуть, если недостаточно источников информации для решения задачи. В этом случае ученик сам находит пути и источники получения информации.

В случае затруднения обучающегося в решении учебно-познавательных задач педагог организует коррекцию его учебной деятельности, которая проявляется в изменении организации образовательного процесса, выбирая новые задания и другие виды учебной деятельности обучающихся.

В процессе проектирования ИОП у обучающегося могут возникнуть неверие в свои силы, неадекватная самооценка, снижение мотивации, пессимизм. В этом случае ученик нуждается в психолого-педагогической поддержке. Педагог, учитывая частные случаи в работе по проектированию и реализации ИОП, осуществляет консультационную деятельность. Таким образом, выстраивается путь к получению ожидаемых образовательных результатов.

Важно соблюдать логику в планировании деятельности, выбирая виды учебной деятельности обучающихся:

  • постановка цели;
  • формулировка задач;
  • прогнозирование новых образовательных результатов, которые могут быть измерены;
  • применение критериев и инструментов оценки промежуточных результатов;
  • описание привлекаемых ресурсов и необходимых условий;
  • соблюдение сроков выполнения действий.

Индивидуальная образовательная программа учащегося в процессе реализации демонстрирует промежуточные результаты деятельности, которые он может оценить. Для этого необходимы критерии оценки деятельности учащегося на каждом этапе проектирования ИОП и индивидуального образовательного маршрута школьника. В определении критериев ему помогает педагог. Только в этом случае он сможет определить качество полученных результатов и сравнить их с желаемыми результатами. Если полученные и ожидаемые результаты не совпадают, необходимо выяснить причины несоответствия. Причины могут иметь междисциплинарный характер. Например, для определения степени окисления элементов в составе сложных веществ необходимо повторить действия с целыми числами противоположных знаков. Ученик формулирует возникшие проблемы на основе анализа причин отклонений полученных и планируемых результатов.

Важно добиться понимания обучающимся возможных препятствий достижения цели и получения планируемых результатов, а также причин возникновения рисков как ситуаций неопределенности. Выполняя функцию наставника, учитель помогает обучающемуся продумать пути устранения препятствий. Например, отсутствие возможности решить задачи всех имеющихся сборников по химии может быть связано с болезнью учащегося. В этом случае педагог формирует для ученика дидактический комплект с описанием алгоритмов решения типичных задач.

Следующий этап – рефлексивный, задача которого – оценивание образовательных достижений учеником. Рефлексию можно проводить, используя следующие вопросы.

  • Что получилось в процессе проектирования ИОП?
  • Что не получилось и почему? Что мешало?
  • Какие качества сформировались в процессе проектирования ИОП? Будут ли применимы эти качества в жизни? Когда и где?
  • Какие учебные и личностные достижения сопутствовали и будут сопутствовать процессу реализации ИОП?

Структура ИОП обучающегося представлена в приложении. Анализируя ее содержание и алгоритм действий обучающегося при разработке ИОП, очевидным становится значение ее проектирования и реализации. У учащегося формируются следующие умения:

  • анализировать;
  • выявлять противоречия и видеть проблемы деятельности;
  • ставить цели и формулировать задачи;
  • прогнозировать результаты по каждой запланированной задаче и уметь проверять их;
  • планировать свою деятельность для решения поставленных задач с учетом возможных угроз, препятствующих образовательному процессу;
  • осуществлять рефлексию.

Нельзя не отметить значимость процесса проектирования учебной деятельности в профессиональном росте педагога. Особым этапом его деятельности при проектировании и реализации ИОП обучающегося является аналитический этап. Педагог анализирует виды учебной деятельности обучающихся, деятельность ученика и собственную деятельность, делает выводы и корректирует действия участников образовательных отношений, в т. ч. родителей, которые прямо заинтересованы в образовательных результатах своего ребенка.

Педагог продумывает направления сопровождения при реализации ИОП:

  • конструирование информационно-образовательной среды, включающее в себя необходимые ресурсы;
  • консультирование по образовательному запросу обучающихся;
  • создание условий для психолого-педагогического сопровождения проектирования и реализации ИОП;
  • осуществление индивидуальной педагогической поддержки ученика в проектировании, которой является индивидуальная образовательная программа учащегося и ее реализация.

Таким образом, параллельно с развитием образовательных достижений ученика происходит профессиональный рост педагога.

_______________________

1Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». – Примеч. автора.

2Там же. – Примеч. авт.

3Подробнее см.: PIRLS (Электронный ресурс): www.timssandpirls.bc.edu/pirls2011/international-results- pirls.html. – Примеч. авт.

4Гоглова М.Н. Индивидуальная образовательная программа педагога: проектирование и научнометодическое сопровождение // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (19-21 июня 2012 г.) / под общ. ред. Л.Н. Горбуновой. М.: ФГАОУ ДПО «АПК и пПрО», 2012. – Примеч. авт.

5Тимофеева С.В. Ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. С. 24. – Примеч. авт.

Приложение

Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя

Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя

Индивидуальная образовательная программа учащегося: значение для ученика и учителя



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль