В статье вы узнаете о критериях образовательных результатов по ФГОС и требования к их формулировкам.
Понятие «образовательный результат»
Это конкретные достижения учащихся, которые ожидается получить при реализации учебной программы ФГОС. Их можно увидеть, оценить и измерить. Они выражаются в уровне знаний, компетенции обучающихся, проявлении их способностей. С учетом этих результатов становится понятно, что способен делать ученик по завершении определенного этапа обучения, какой уровень знаний он получил, в чем преуспел, а над чем стоит еще поработать.
Сюда же относятся способы взаимодействия с учебным материалом, которые освоили школьники для успешного решения образовательных задач в теории и практике, применимых как к абстрактным моделям, так и к реальной жизни.
Предлагаем вам образцы справок по результатам мониторинга качества образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных, а также уровня сформированности функциональной грамотности.
Справка по итогам мониторинга предметных результатов учениковСкачайте бесплатноСправка по итогам мониторинга личностных результатов учениковСкачайте бесплатно
Виды образовательных результатов
Образование — реализация программ развития, воспитания и обучения в виде совокупности целенаправленных действий в интересах семьи, человека и общества. Результаты, которые дает образовательная программа ООО, можно определять по уровню следующий показателей:
- знания,
- умения,
- навыки,
- опыт,
- компетенции,
- нравственные установки.
Все эти компоненты образования предоставляются в определенном объеме и сложности в зависимости от подготовки и возраста учащихся. Они даются с целью интеллектуального, творческого, духовного и физического, а также профессионального роста. Кроме всестороннего развития ученика, проводится удовлетворение его интересов и познавательных потребностей.
К новому формату образовательных результатов относятся универсальные учебные действия (УУД). Часть из них хорошо знакома педагогам и работа с ними давно отточена, а способы измерения понятны и давно известны. В то же время необходимо изучение, тщательная проработка и применение на практике новых требований программы, предусмотренных ФГОС.
Требования к формулировке образовательных результатов
Чтобы педагог мог достичь задач, поставленных образовательной программой по ФГОС, необходимо правильно сформулировать те достижения, которые должны показать обучающиеся. Один из основных критериев — четкая и определенная цель, к которой нужно привести каждого учащегося. Обычно они краткосрочны и составляют продвижение шаг за шагом по учебной программе. Качество результатов определяется педагогом в зависимости от особенностей класса и имеющихся ресурсов.
Читайте далее: Как организовать единое информационное пространство школы, чтобы повысить образовательные результаты >>>
Общие требования к формулировке:
- Определенность, четкость. Описание приобретенных знаний всего, чему научились дети, не может быть двусмысленным.
- Полнота. При формулировании ожидаемых результатов не следует использовать слова или фразы, требующие расшифровки, дополнительной конкретизации.
- Законченность. Описывается только конечное достижение, а не процесс обучения, который к нему привел. Например, по ФГОС недопустимы фразы типа «совершенствование навыков» или «углубление знаний».
- Информативность. Точное описание итогов с учетом представления деятельности или ситуации, которой можно проверить освоение обучающимися необходимых навыков.
- Очевидность. Формулировка должна быть рассчитана на понимание всеми, кто участвует в образовательном процессе и его проверке.
Полученные навыки, развивающие в ученике гармоничную личность, должны иметь наглядную форму, чтобы их можно было подтвердить и измерить педагогическими инструментами.
Примеры формулировок образовательных результатов по ФГОС для начальных, средних и выпускных классов
Знание основ гражданского единства, гордость за родную страну и ее историю. Восприятие своей национальной принадлежности в полиэтничном российском населении. |
личностные |
Классы с 1 по 4, начальное образование |
Появление социально-ориентированного взгляда, уважительного отношения к другому мнению, чужой истории, культуре и религии. Адаптация к постоянным изменениям в мире, мотивация к обучению, постижение смысла образования. |
личностные |
Классы 1-4, начальное |
Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самоконтроль поведения на основе нравственности и моральных принципов. Сформированы основы этики общения, доброжелательность и эмпатия. Нацеленность на здоровый образ жизни, соблюдение безопасности. |
личностные |
Классы 1-4, начальное |
Умение ставить цели, искать пути их достижения и способы решения проблем, находить нужную информацию. |
метапредметные |
Классы 1-4, начальное образование |
Навыки планирования, контроля и анализирования своих действий на пути к достижению цели. |
метапредметные |
Классы 1-4 |
Способность слушать собеседника, участвовать в диалоге. Уважение к другой точке зрения, умение признавать свои ошибки и выходить из конфликтов. |
метапредметные |
Классы 1-4 |
Освоение знаний о русском языке как государственном в РФ, навыки устной и письменной коммуникации в формате диалога и монолога. |
предметные |
Классы с 1 по 4, начальное образование |
Дружелюбное отношение к носителям другого языка, знакомство с иностранной культурой. |
предметные |
Классы 1-4, начальное |
Освоение математических терминов, их значений. Развитие логического мышления, воображения, формирование компьютерной грамотности. |
предметные |
Классы 1-4 |
Восприятие целостности и многообразия окружающего мира, формирование системы безопасного поведения в обычной жизни и при ЧС |
предметные |
Классы 1-4 |
Способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, художественному и эмоциональному восприятию. |
предметные |
Классы 1-4 |
Получение первичного опыта в практической преобразовательной деятельности. |
предметные |
Классы 1-4 |
Стремление к гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, сохранению и укреплению здоровья. |
предметные |
Классы 1-4, начальное |
Воспитание патриотизма, уважения к Родине, интереса к истории многонационального народа России. |
личностные |
классы с 5 по 9, основная программа ФГОС |
Становление ответственности, готовности к саморазвитию, осознанному выбору и построению индивидуального пути в образовании с учетом профессиональных предпочтений, интересов, способностей. |
личностные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Освоение требований поведения в социуме, расширена коммуникативная компетентность с людьми разных возрастов и социальных систем. |
личностные |
классы с 5 по 9, основная программа ФГОС |
Восприятие роли семьи для человека и общества, семейных ценностей, уважительное отношение к близким. |
личностные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Умение ставить цели своего обучения, самостоятельно формировать новые задачи, реализовывать способы достижения желаемого, находить альтернативные пути, повышать эффективность за счет четкого планирования. Чувствовать мотивацию к обучению, заинтересованность в развитии и познавательной деятельности. |
метапредметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Освоение навыка оценки своей работы, умение видеть соотношение действий с достигаемой целью, анализировать предложенные условия и в соответствии с ними находить лучший вариант действий. В процессе продвижения к намеченному результату при необходимости корректировать свои шаги с учетом изменения ситуации. |
метапредметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Усовершенствованы способности организовать взаимодействие с педагогами и одноклассниками, настраиваться на сотрудническое общение и ведение совместной учебной деятельности для получения нужного итога. Эффективно работать как самостоятельно, так и в группе сверстников — согласовывать решения, учитывать мнения, разрешать конфликты. Корректно выражать свою позицию, владеть своей речью на письме и в разговоре. |
метапредметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Уважение к родной и мировой культуре, интерес к русскому языку, расширение словарного запаса, ценностное отношение в качестве носителя, видение связи литературного, интеллектуального и нравственного развития личности с ростом в социуме. Знание культурного наследия, сохранение традиций. |
предметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Компетентность обучающихся в особенностях иностранного языка, осознание важности для профессионального и личностного роста в его изучении. Навыки письменной и устной речи, знание зарубежной культуры. |
предметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Становление социальной ответственности, укрепление ценностей и смыслов, правовая осознанность, толерантность, знание основ Конституции РФ. Постижение систем взаимодействий в обществе, социализация. Видение своей роли в разнообразном и быстро меняющемся мире. |
предметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Закрепление экологического мышления, усвоение влияния социальных, политических и экономических процессов на качество жизни людей и состояние окружающей среды. Умение задавать экологическую направленность в любом проекте или деятельности. |
предметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Понимание роли математических и информационных наук в жизни человека и общества, развитии экономики, производства, медицины и других сфер. Осознание целостной картины мира с научной точки зрения. Умение формулировать предположения, экспериментировать, анализировать результаты, выполнять учебно-исследовательскую и проектную работу. |
предметные |
классы с 5 по 9, основная программа |
Укрепление патриотизма, уважения к своей истории и народу, становление гражданской позиции, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину. Знание происхождения и значения государственных символов. Осознание конституционных прав каждого гражданина и норм правопорядка. Созревание мышления активного и ответственного члена общества, уважение к законодательной системе. Принятие национальных и общечеловеческих традиций, поведенческих норм, демократических ценностей. |
личностные |
Классы 10-11 |
Формирование мировоззрения, которое соответствует последним научным тенденциям. Познание особенностей других культур, толерантное отношение к разному уровню развития науки и общественных норм. Осознание своей индивидуальной личности в многокультурном мире. Понимание необходимости саморазвития для личностного роста и социальной значимости, самореализации и проявления своих способностей на пользу обществу и для повышения качества своей жизни. Готовность к непрерывному обучению для соответствия постоянно меняющимся требованиям профпригодности. Ответственность за свои действия, самостоятельное планирование и выбор творческих направлений. |
личностные |
Классы 10-11 |
Развитость нравственного поведения в обществе, готовность к конструктивному диалогу с другими обучающимися с целью достижения компромисса. Умение в коллективе ставить общие цели, продуктивно работать в группе для их реализации. Взаимодействовать с людьми разных возрастов в процессе общественно значимой или проектной работы. Представление о негативном влиянии дискриминации, экстремизма, национализма в обществе. Способность оценивать и корректировать свое поведение в соответствии с общественными правилами, нравственными нормами и человеческими ценностями. |
личностные |
Классы 10-11 |
Уяснение эстетики окружающего мира, творчества, спорта, быта, отношений. Принятие ценностей здоровой, активной и безопасной жизни. Потребность в физическом развитии, спортивных занятиях, правильном питании. Забота о психологическом здоровье — своем и других людей. Осознание разрушающего влияния алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей. Знание основ первой медицинской помощи. |
личностные |
Классы 10-11 |
Осознанный подход к выбору своей будущей профессии. Поиск путей по реализации своих планов, проявления способностей и интересов. Принятие ответственности за свой выбор. Отношение к профессиональному образованию как к возможности быть участником решения государственных и общественных проблем, а также реализации личных потребностей. Принятие семейных ценностей и их значимости. Серьезное отношение к созданию собственной семьи в будущем. |
личностные |
Классы 10-11 |
Навык самостоятельной постановки цели, составление плана по ее достижению, контроль и корректировка действий в зависимости от промежуточных результатов. Умение находить и эффективно использовать все ресурсы для учебной деятельности. В зависимости от ситуации выбирать самую выигрышную стратегию. Умение проверять и давать критическую оценку полученной информации и источникам, из которых она взята. |
метапредметные |
Классы 10-11 |
Навык продуктивной коммуникации в рамках проекта или совместной деятельности для достижения общей цели. Уважение к мнениям других участников обсуждения, готовность рассматривать ситуацию с из позиции, способность не допускать или урегулировать конфликты. Умение логично и адекватно обосновать свою точку зрения, определять стратегию поведения с учетом гражданской позиции и моральных принципов. Понимание смыслов своих действий в процессе достижения цели, способность оценивать уровень своих знаний, определять границы познания и с учетом этого ставить новые задачи в познавательной деятельности. |
метапредметные |
Классы 10-11 |
Осознание значимости родного языка в жизни общества и государства. Умение свободно общаться на разные темы и в любых форматах. Восприятие основ лингвистики, происхождения слов, правильное их использование в речи на письме и в разговоре. Осознание связи развития личности в творческом, интеллектуальном и нравственном направлении с социальным ростом. Формирование интереса к чтению как к источнику знаний о других культурах. Становление уважительного отношения к родной и иностранным традициям, литературе, искусству. Повышен уровень свободного владения языком. Расширение словарного запаса и его использование в письменной и устной речи с учетом правил и норм речевого этикета. Представление о русском языке, как о развивающемся явлении, носителе родной культуры, средстве межнационального общения народов, населяющих РФ. |
предметные |
Классы 10-11 |
Сознание значимости изучения иностранного языка для формирования всесторонне развитой личной, успешной самореализации и социального роста, достижения образовательных целей, профессионального развития. Формирование навыков для коммуникации с использованием иностранной речи по правилам его употребления и с учетом норм грамматики. Отношение к иностранному языку как к инструменту межнационального общения. Способность видеть и принимать различия культур речи в России и за рубежом. Знание об особенностях культуры стран, в которых изучаемый иностранный язык является государственным или общеупотребимым. Умение строить предложения и речевые обороты на основании специфики языка. Переход на высокий уровень владения иностранным языком, необходимый для свободного общения с носителями и грамотного письма. Способность получать информацию из иностранных источников, используя для этого полученные знания по грамматике и широкий словарный запас. Применение полученных сведений для самообразования и для достижения поставленных образовательных задач. |
предметные |
Классы 10-11 |
Сформированы ценностные и смысловые аспекты, активная гражданская позиция и мировоззрение. Осмысление российской народной идентичности гражданина. Уважение к многонациональному населению страны с разными культурами и собственными языками. Толерантность к различиям культур разных народов. Знание основ Конституции РФ. Осознание роли своей личности, общества и родной страны в большом, разнообразном и быстро меняющемся мире. |
предметные |
Классы 10-11 |
Становление критического мышления и его использование при оценке получаемой информации из разных источников. Умение анализировать и сравнивать результаты методов исследований, применяемых в развитии общественных наук. Навык целостного и адекватного восприятия экономических, социальных и природных явлений. Знание обстановки в разных сферах жизни общества. Умение получать, структурировать и оценивать информацию — научные теории, гипотезы, факты, которые связаны с общественным развитием. Навыки проверки получаемых данных. Осознавание своей роли в социальной жизни. Знание о разнообразных взглядах и теориях в сфере общественных наук. |
предметные |
Классы 10-11 |
Представление о значимости математических и информационных наук в формировании социальных и культурных явлений. Осознание взаимосвязи математики и информатики со всеми сферами жизни человека. Становление логического, математического, алгоритмического мышления. Умение применять этот навык в процессе принятия решений, достижения целей, выполнения различных учебных задач. Понимание значения математики в общемировой культуре. Представление о точных науках как об универсальном языке, который позволяет изучать и описывать процессы и явления во всех сферах жизни человечества. Осознание роли информационных технологий в обществе, знание основных правовых норм при использовании компьютерного программного обеспечения и сервисов в интернете. Принятие этических принципов в работе с информационными технологиями. Осведомленность об ответственности каждого человека, который участвует в сознании или использовании цифровых продуктов. Осознание этических норм и законов о распространении информации. Знание фактов о влиянии информационных технологий на развитие культуры и науки, понимание их важности в разных сферах — экономике, политике, юриспруденции, медицине, эргономике, социальной системе. |
предметные |
Классы 10-11 |
Формирование правдивой картины мира на основании научных исследований, фактов, доказательств. Целостное представление об устройстве природных и социальных явлений. Усвоение принципов, по которым взаимосвязаны естественные науки. Представление об их влиянии на природные системы, а также человеческие сферы деятельности — экономическую, социальную, культурную, технологическую. |
предметные |
Классы 10-11 |
Получение навыков проектной, исследовательской, учебной и творческой деятельности на базе созданных для этого необходимых условий. Получение и укрепление мотивации к самостоятельному углублению знаний вне школы, саморазвитию и самовоспитанию. Умение находить научно обоснованную информацию, обрабатывать полученные сведения, анализировать и проверять на правдивость, обобщать и структурировать, формулировать выводы. Проведение исследовательской и экспериментальной работы с учетом правил безопасности. Умение пользоваться лабораторным оборудованием и инструментами с соблюдением техник предосторожности. Принятие и проявление экологического мышления. Знание основ здорового и безопасного образа жизни, предполагающего защиту себя, своей семьи и окружающего мира. Осведомленность о возможных угрозах и мерах по защите. Способность практического применения знаний о правильных действиях в случае наступления опасных или чрезвычайных ситуаций разного происхождения — природного, техногенного, социального. Навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим в опасных и чрезвычайных ситуациях. Умение работать самостоятельно и в группе. |
предметные |
Классы 10-11 |