-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Образовательные результаты по ФГОС

13 марта 2023
12536
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Образование

В статье вы узнаете о критериях образовательных результатов по ФГОС и требования к их формулировкам.

Понятие «образовательный результат»

Это конкретные достижения учащихся, которые ожидается получить при реализации учебной программы ФГОС. Их можно увидеть, оценить и измерить. Они выражаются в уровне знаний, компетенции обучающихся, проявлении их способностей. С учетом этих результатов становится понятно, что способен делать ученик по завершении определенного этапа обучения, какой уровень знаний он получил, в чем преуспел, а над чем стоит еще поработать. 

Сюда же относятся способы взаимодействия с учебным материалом, которые освоили школьники для успешного решения образовательных задач в теории и практике, применимых как к абстрактным моделям, так и к реальной жизни. 

Предлагаем вам образцы справок по результатам мониторинга качества образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных, а также уровня сформированности функциональной грамотности.

Виды образовательных результатов

Образование — реализация программ развития, воспитания и обучения в виде совокупности целенаправленных действий в интересах семьи, человека и общества. Результаты, которые дает образовательная программа ООО, можно определять по уровню следующий показателей: 

  • знания,
  • умения,
  • навыки,
  • опыт,
  • компетенции,
  • нравственные установки.

Все эти компоненты образования предоставляются в определенном объеме и сложности в зависимости от подготовки и возраста учащихся. Они даются с целью интеллектуального, творческого, духовного и физического, а также профессионального роста. Кроме всестороннего развития ученика, проводится удовлетворение его интересов и познавательных потребностей. 

К новому формату образовательных результатов относятся универсальные учебные действия (УУД). Часть из них хорошо знакома педагогам и работа с ними давно отточена, а способы измерения понятны и давно известны. В то же время необходимо изучение, тщательная проработка и применение на практике новых требований программы, предусмотренных ФГОС. 

Требования к формулировке образовательных результатов

Чтобы педагог мог достичь задач, поставленных образовательной программой по ФГОС, необходимо правильно сформулировать те достижения, которые должны показать обучающиеся. Один из основных критериев — четкая и определенная цель, к которой нужно привести каждого учащегося. Обычно они краткосрочны и составляют продвижение шаг за шагом по учебной программе. Качество результатов определяется педагогом в зависимости от особенностей класса и имеющихся ресурсов.

Читайте далее: Как организовать единое информационное пространство школы, чтобы повысить образовательные результаты >>>

Общие требования к формулировке:

  • Определенность, четкость. Описание приобретенных знаний всего, чему научились дети, не может быть двусмысленным. 
  • Полнота. При формулировании ожидаемых результатов не следует использовать слова или фразы, требующие расшифровки, дополнительной конкретизации. 
  • Законченность. Описывается только конечное достижение, а не процесс обучения, который к нему привел. Например, по ФГОС недопустимы фразы типа «совершенствование навыков» или «углубление знаний». 
  • Информативность. Точное описание итогов с учетом представления деятельности или ситуации, которой можно проверить освоение обучающимися необходимых навыков. 
  • Очевидность. Формулировка должна быть рассчитана на понимание всеми, кто участвует в образовательном процессе и его проверке. 

Полученные навыки, развивающие в ученике гармоничную личность, должны иметь наглядную форму, чтобы их можно было подтвердить и измерить педагогическими инструментами.

Примеры формулировок образовательных результатов по ФГОС для начальных, средних и выпускных классов

Знание основ гражданского единства, гордость за родную страну и ее историю. Восприятие своей национальной принадлежности в полиэтничном российском населении. 

личностные

Классы с 1 по 4, начальное образование

Появление социально-ориентированного взгляда, уважительного отношения к другому мнению, чужой истории, культуре и религии.

Адаптация к постоянным изменениям в мире, мотивация к обучению, постижение смысла образования.

личностные

Классы 1-4, начальное

Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самоконтроль поведения на основе нравственности и моральных принципов. Сформированы основы этики общения, доброжелательность и эмпатия.

Нацеленность на здоровый образ жизни, соблюдение безопасности. 

личностные

Классы 1-4, начальное

Умение ставить цели, искать пути их достижения и способы решения проблем, находить нужную информацию.

метапредметные

Классы 1-4, начальное образование

Навыки планирования, контроля и анализирования своих действий на пути к достижению цели.  

метапредметные

Классы 1-4

Способность слушать собеседника, участвовать в диалоге. Уважение к другой точке зрения, умение признавать свои ошибки и выходить из конфликтов.

метапредметные

Классы 1-4

Освоение знаний о русском языке как государственном в РФ, навыки устной и письменной коммуникации в формате диалога и монолога.

предметные 

Классы с 1 по 4, начальное образование

Дружелюбное отношение к носителям другого языка, знакомство с иностранной культурой. 

предметные 

Классы 1-4, начальное

Освоение математических терминов, их значений. Развитие логического мышления, воображения, формирование компьютерной грамотности.

предметные 

Классы 1-4

Восприятие целостности и многообразия окружающего мира, формирование системы безопасного поведения в обычной жизни и при ЧС

предметные 

Классы 1-4

Способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, художественному и эмоциональному восприятию.

предметные 

Классы 1-4

Получение первичного опыта в практической преобразовательной деятельности.

предметные 

Классы 1-4

Стремление к гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, сохранению и укреплению здоровья.

предметные 

Классы 1-4, начальное

Воспитание патриотизма, уважения к Родине, интереса к истории многонационального народа России.

личностные

классы с 5 по 9, основная программа ФГОС

Становление ответственности, готовности к саморазвитию, осознанному выбору и построению индивидуального пути в образовании с учетом профессиональных предпочтений, интересов, способностей.

личностные

классы с 5 по 9, основная программа

Освоение требований поведения в социуме, расширена коммуникативная компетентность с людьми разных возрастов и социальных систем.

личностные

классы с 5 по 9, основная программа ФГОС

Восприятие роли семьи для человека и общества, семейных ценностей, уважительное отношение к близким.

личностные

классы с 5 по 9, основная программа

Умение ставить цели своего обучения, самостоятельно формировать новые задачи, реализовывать способы достижения желаемого, находить альтернативные пути, повышать эффективность за счет четкого планирования. Чувствовать мотивацию к обучению, заинтересованность в развитии и познавательной деятельности. 

метапредметные

классы с 5 по 9, основная программа

Освоение навыка оценки своей работы, умение видеть соотношение действий с достигаемой целью, анализировать предложенные условия и в соответствии с ними находить лучший вариант действий. В процессе продвижения к намеченному результату при необходимости корректировать свои шаги с учетом изменения ситуации.

метапредметные

классы с 5 по 9, основная программа

Усовершенствованы способности организовать взаимодействие с педагогами и одноклассниками, настраиваться на сотрудническое общение и ведение совместной учебной деятельности для получения нужного итога. Эффективно работать как самостоятельно, так и в группе сверстников — согласовывать решения, учитывать мнения, разрешать конфликты. Корректно выражать свою позицию, владеть своей речью на письме и в разговоре.

метапредметные

классы с 5 по 9, основная программа

Уважение к родной и мировой культуре, интерес к русскому языку, расширение словарного запаса, ценностное отношение в качестве носителя, видение связи литературного, интеллектуального и нравственного развития личности с ростом в социуме. Знание культурного наследия, сохранение традиций.

предметные 

классы с 5 по 9, основная программа

Компетентность обучающихся в особенностях иностранного языка, осознание важности для профессионального и личностного роста в его изучении. Навыки письменной и устной речи, знание зарубежной культуры. 

предметные 

классы с 5 по 9, основная программа

Становление социальной ответственности, укрепление ценностей и смыслов, правовая осознанность, толерантность, знание основ Конституции РФ. Постижение систем взаимодействий в обществе, социализация. Видение своей роли в разнообразном и быстро меняющемся мире. 

предметные 

классы с 5 по 9, основная программа

Закрепление экологического мышления, усвоение влияния социальных, политических и экономических процессов на качество жизни людей и состояние окружающей среды. Умение задавать экологическую направленность в любом проекте или деятельности.

предметные 

классы с 5 по 9, основная программа

Понимание роли математических и информационных наук в жизни человека и общества, развитии экономики, производства, медицины и других сфер. Осознание целостной картины мира с научной точки зрения. Умение формулировать предположения, экспериментировать, анализировать результаты, выполнять учебно-исследовательскую и проектную работу.

предметные 

классы с 5 по 9, основная программа

Укрепление патриотизма, уважения к своей истории и народу, становление гражданской позиции, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину. Знание происхождения и значения государственных символов. 

Осознание конституционных прав каждого гражданина и норм правопорядка. Созревание мышления активного и ответственного члена общества, уважение к законодательной системе.

Принятие национальных и общечеловеческих традиций, поведенческих норм, демократических ценностей. 

личностные

Классы 10-11 

Формирование мировоззрения, которое соответствует последним научным тенденциям. Познание особенностей других культур, толерантное отношение к разному уровню развития науки и общественных норм. Осознание своей индивидуальной личности в многокультурном мире. 

Понимание необходимости саморазвития для личностного роста и социальной значимости, самореализации и проявления своих способностей на пользу обществу и для повышения качества своей жизни. Готовность к непрерывному обучению для соответствия постоянно меняющимся требованиям профпригодности.

Ответственность за свои действия, самостоятельное планирование и выбор творческих направлений.

личностные

Классы 10-11

Развитость нравственного поведения в обществе, готовность к конструктивному диалогу с другими обучающимися с целью достижения компромисса.

Умение в коллективе ставить общие цели, продуктивно работать в группе для их реализации. Взаимодействовать с людьми разных возрастов в процессе общественно значимой или проектной работы. 

Представление о негативном влиянии дискриминации, экстремизма, национализма в обществе.

Способность оценивать и корректировать свое поведение в соответствии с общественными правилами, нравственными нормами и человеческими ценностями. 

личностные

Классы 10-11

Уяснение эстетики окружающего мира, творчества, спорта, быта, отношений.

Принятие ценностей здоровой, активной и безопасной жизни. Потребность в физическом развитии, спортивных занятиях, правильном питании. 

Забота о психологическом здоровье — своем и других людей. 

Осознание разрушающего влияния алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей.

Знание основ первой медицинской помощи. 

личностные

Классы 10-11

Осознанный подход к выбору своей будущей профессии. Поиск путей по реализации своих планов, проявления способностей и интересов. Принятие ответственности за свой выбор. Отношение к профессиональному образованию как к возможности быть участником решения государственных и общественных проблем, а также реализации личных потребностей.

Принятие семейных ценностей и их значимости. Серьезное отношение к созданию собственной семьи в будущем. 

личностные

Классы 10-11

Навык самостоятельной постановки цели, составление плана по ее достижению, контроль и корректировка действий в зависимости от промежуточных результатов.

Умение находить и эффективно использовать все ресурсы для учебной деятельности. В зависимости от ситуации выбирать самую выигрышную стратегию.

Умение проверять и давать критическую оценку полученной информации и источникам, из которых она взята.

метапредметные

Классы 10-11

Навык продуктивной коммуникации в рамках проекта или совместной деятельности для достижения общей цели. Уважение к мнениям других участников обсуждения, готовность рассматривать ситуацию с из позиции, способность не допускать или урегулировать конфликты.

Умение логично и адекватно обосновать свою точку зрения, определять стратегию поведения с учетом гражданской позиции и моральных принципов.

Понимание смыслов своих действий в процессе достижения цели, способность оценивать уровень своих знаний, определять границы познания и с учетом этого ставить новые задачи в познавательной деятельности.

метапредметные

Классы 10-11

Осознание значимости родного языка в жизни общества и государства. 

Умение свободно общаться на разные темы и в любых форматах. Восприятие основ лингвистики, происхождения слов, правильное их использование в речи на письме и в разговоре.

Осознание связи развития личности в творческом, интеллектуальном и нравственном направлении с социальным ростом.

Формирование интереса к чтению как к источнику знаний о других культурах. Становление уважительного отношения к родной и иностранным традициям, литературе, искусству. 

Повышен уровень свободного владения языком. Расширение словарного запаса и его использование в письменной и устной речи с учетом правил и норм речевого этикета.

Представление о русском языке, как о развивающемся явлении, носителе родной культуры, средстве межнационального общения народов, населяющих РФ.

предметные 

Классы 10-11

Сознание значимости изучения иностранного языка для формирования всесторонне развитой личной, успешной самореализации и социального роста, достижения образовательных целей, профессионального развития. Формирование навыков для коммуникации с использованием иностранной речи по правилам его употребления и с учетом норм грамматики. 

Отношение к иностранному языку как к инструменту межнационального общения.

Способность видеть и принимать различия культур речи в России и за рубежом.

Знание об особенностях культуры стран, в которых изучаемый иностранный язык является государственным или общеупотребимым. Умение строить предложения и речевые обороты на основании специфики языка.

Переход на высокий уровень владения иностранным языком, необходимый для свободного общения с носителями и грамотного письма.

Способность получать информацию из иностранных источников, используя для этого полученные знания по грамматике и широкий словарный запас. Применение полученных сведений для самообразования и для достижения поставленных образовательных задач.

предметные 

Классы 10-11

Сформированы ценностные и смысловые аспекты, активная гражданская позиция и мировоззрение. Осмысление российской народной идентичности гражданина. Уважение к многонациональному населению страны с разными культурами и собственными языками. Толерантность к различиям культур разных народов. Знание основ Конституции РФ.

Осознание роли своей личности, общества и родной страны в большом, разнообразном и быстро меняющемся мире.

предметные 

Классы 10-11

Становление критического мышления и его использование при оценке получаемой информации из разных источников. Умение анализировать и сравнивать результаты методов исследований, применяемых в развитии общественных наук. 

Навык целостного и адекватного восприятия экономических, социальных и природных явлений. Знание обстановки в разных сферах жизни общества.

Умение получать, структурировать и оценивать информацию — научные теории, гипотезы, факты, которые связаны с общественным развитием. Навыки проверки получаемых данных. Осознавание своей роли в социальной жизни.

Знание о разнообразных взглядах и теориях в сфере общественных наук.

предметные 

Классы 10-11

Представление о значимости математических и информационных наук в формировании социальных и культурных явлений. Осознание взаимосвязи математики и информатики со всеми сферами жизни человека.

Становление логического, математического, алгоритмического мышления. Умение применять этот навык в процессе принятия решений, достижения целей, выполнения различных учебных задач.

Понимание значения математики в общемировой культуре. Представление о точных науках как об универсальном языке, который позволяет изучать и описывать процессы и явления во всех сферах жизни человечества. 

Осознание роли информационных технологий в обществе, знание основных правовых норм при использовании компьютерного программного обеспечения и сервисов в интернете. Принятие этических принципов в работе с информационными технологиями. Осведомленность об ответственности каждого человека, который участвует в сознании или использовании цифровых продуктов. Осознание этических норм и законов о распространении информации.

Знание фактов о влиянии информационных технологий на развитие культуры и науки, понимание их важности в разных сферах — экономике, политике, юриспруденции, медицине, эргономике, социальной системе.

предметные 

Классы 10-11

Формирование правдивой картины мира на основании научных исследований, фактов, доказательств. Целостное представление об устройстве природных и социальных явлений.

Усвоение принципов, по которым взаимосвязаны естественные науки. Представление об их влиянии на природные системы, а также человеческие сферы деятельности — экономическую, социальную, культурную, технологическую.

предметные 

Классы 10-11

Получение навыков проектной, исследовательской, учебной и творческой деятельности на базе созданных для этого необходимых условий. Получение и укрепление мотивации к самостоятельному углублению знаний вне школы, саморазвитию и самовоспитанию.

Умение находить научно обоснованную информацию, обрабатывать полученные сведения, анализировать и проверять на правдивость, обобщать и структурировать, формулировать выводы.

Проведение исследовательской и экспериментальной работы с учетом правил безопасности. Умение пользоваться лабораторным оборудованием и инструментами с соблюдением техник предосторожности.

Принятие и проявление экологического мышления. Знание основ здорового и безопасного образа жизни, предполагающего защиту себя, своей семьи и окружающего мира. Осведомленность о возможных угрозах и мерах по защите. 

Способность практического применения знаний о правильных действиях в случае наступления опасных или чрезвычайных ситуаций разного происхождения — природного, техногенного,  социального.

Навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим в опасных и чрезвычайных ситуациях. Умение работать самостоятельно и в группе.

предметные 

Классы 10-11

«Качественное школьное образование, на мой взгляд, – это гармоничное соединение воспитания и обучения, когда одно «пропитано» другим, неотделимо от другого.»

Министр просвещения России,
Кравцов Сергей Сергеевич

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.