-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Адаптация к школе

15 июля 2023
1190
Средний балл: 0 из 5

При поступлении ребенка в школу его психологическое и физическое состояние зависит от способности к адаптации. Многие дети испытывают трудности, на которые педагогам необходимо обратить внимание. Адаптация к школе первоклассников может длиться от пяти недель до семи месяцев. Задача учителя — вовремя заметить проблемы и помочь учащимся с ними справиться.

Что такое адаптация к школе

Период привыкания первоклассника — сложное время в жизни малыша, которому необходимо включиться в незнакомую общественную систему. Школьник приспосабливается к новым условиям, круг его общения меняется. 

Психологи выделяют несколько причин, почему у ребенка возникают трудности в период привыкания к школе:

  • В дошкольном учреждении дети были старшими, первоклассники — самые младшие в школе.
  • Изменился распорядок дня — малыши привыкли к щадящему комфортному режиму, теперь от них требуют строгую дисциплину и четкий режим дня.
  • Дети переходят от обучения в игровой форме к учебной познавательной деятельности. 
  • Система требований изменилась и стала жестче. Школьники обязаны выполнять домашние задания.
  • Вокруг ребенка много новых лиц — одноклассников, взрослых, с которыми нужно устанавливать контакт.

Длительность периода привыкания к школе зависит от таких обстоятельств и факторов:

  • психологического личностного развития и индивидуальных возможностей первоклассника;
  • уровня готовности к образовательной среде;
  • степени сформированности коммуникативных навыков.

Цель периода адаптации — помочь учащимся адекватно включиться в новую социальную ситуацию. О том, что ученик первого класса успешно адаптировался, говорят следующие признаки:

  • Школьник установил контакт с педагогом.
  • Обучающийся понимает, какие у него обязанности, и выполняет школьные требования.
  • У ребенка налажены взаимоотношения с ребятами из класса. Он не создает конфликтных ситуаций в школе.
  • Ученик владеет необходимыми для его возраста учебными знаниями, умениями и навыками.
Вопрос №1: Какие типы учреждений используют Инструкцию № 157

ФГОС предлагает список условий успешного адаптационного периода учащегося первого класса. Федеральный документ закрепил три обязательных направления, которые необходимо учитывать при организации педагогической среды в начальных классах:

  • системно-деятельностное;
  • ориентированное на личность;
  • здоровьесберегающее.

При построении процесса обучения учитывайте индивидуальные возможности ребенка. Применяйте методику раскрытия “Я-концепции” каждого первоклассника. 

Также ФГОС рекомендует при создании условий для обучения учащихся первых классов учитывать два вида адаптации к школе:

  1. Физический. Педагоги ежедневно наблюдают за самочувствием каждого ребенка и оценивают уровень работоспособности. Родители должны контролировать сон и аппетит малыша. О проблемах в адаптационном периоде свидетельствует обострения хронических болезней.

  1. Психологический. Оценивайте по таким критериям:

  • уровень мотивации к обучению;
  • развитие эмоциональных, волевых и познавательных процессов;
  • готовность к самооцениванию;
  • общее настроение.

Выделяют три уровня, по которым оценивается адаптация ребенка к школе:

  1. Высокий:

  • Стремительное привыкание ребенка к новым условиям — от 2 до 6 недель.
  • Положительная мотивация к обучению — учащийся быстро и с легкостью усваивает новый материал.
  • Способность решать сложные задачи.
  • Сформированность навыков самообразования.
  • Ответственное отношение к поручениям.
  • Крепкое здоровье.
  • Дружеские отношения с одноклассниками.
  1. Средний:

  • Длительное привыкание к школьным условиям — от 2 до 3 месяцев. При этом ученик не испытывает негативных переживаний относительно посещения школы.
  • Незначительные изменения в настроении, признаки легкой усталости. 
  • Понимание объяснений педагога на уроке, проявление заинтересованности, усвоение программного материала.
  • Способность справляться с типовыми задачами, внимательность и усидчивость.
  • Добросовестное отношение к поручениям педагога.
  • Дружеское общение с учениками класса.
  1. Низкий:

  • Значительные проблемы в период привыкания к школьной жизни.
  • Отрицательное отношение к обучению.
  • Нарушение дисциплины.
  • Фрагментарное усвоение программного материала.
  • Отсутствие интереса к учебе.
  • Преимущественно подавленное настроение, жалобы на плохое самочувствие.
  • Отсутствие желания общаться со сверстниками.

Если учитель не создает благоприятных условий для привыкания ребенка к школе и не оказывает психологическую помощь, ученик достигнет только среднего уровня. 

ФГОС ставит перед образовательным учреждением задачу — организовать психолого-педагогические условия, которые способствуют созданию комфортной среды для личностного развития, сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Вопрос №1: Какие типы учреждений используют Инструкцию № 157

Этапы адаптационного периода

Условно процесс привыкания малыша к школьной жизни делят на три этапа:

  1. Ориентировочный. Дети на первоначальном этапе присматриваются к новой обстановке, осторожно изучают правила и условия. Они нерешительны и напряжены, резко реагируют на изменения и проявляют тревогу. Ориентировочный этап длится от 2 до 3 недель.
  2. Приспособление неустойчивого характера. Малыш начинает приспосабливаться к школе. Пытается найти оптимальные варианты поведения. Реакции проявляет менее эмоционально. Продолжительность этапа — 3 недели-месяц.
  3. Устойчивое удовлетворительное привыкание. Школьник уверен, что выбрал верный формат поведения. Малыш понимает, что теперь ученик, значит, должен учиться и вести себя соответственно. Длительность этапа — от месяца до года.

Особенности адаптации первоклассников

Если учащийся не проходит три этапа, у него происходит дезадаптация, которую можно определить по таким признакам:

  • У малыша резко изменилось поведение. Например, был активным и жизнерадостным, стал грустным и пассивным.
  • Исчез познавательный интерес, у ребенка нет желания ходить в школу.
  • Не любит беседовать о школьной жизни, переводит такие разговоры на другую тему.
  • Приходит домой уставшим и вялым или перевозбужденным.
  • Жалуется на ухудшение самочувствия — боли в животе, голове, часто болеет простудами.
  • Ближе к выходным улучшается настроение, к вечеру воскресенья становится грустным и апатичным. Может быть незначительное повышение температуры тела.
  • Малыш часто капризничает, плачет, стал раздражительным.
  • Жалуется, что в школе к нему плохо относятся одноклассники и учитель.

Также о дезадаптации говорят такие клинические проявления:

  • бессонница;
  • потеря аппетита;
  • появление тиков;
  • энурез;
  • повышенная тревожность.

Если наблюдаете у ребенка три из перечисленных признаков, это значит, что проблема есть и ее нужно решать. Психологи отмечают, что дезадаптация не связана с ленью или отсутствием желания стараться у малыша. Она возникает, когда у ребенка не хватает сил, чтобы справиться с огромным количеством изменений, которые происходят одновременно.

Причины дезадаптации:

  • Психологические, умственные и физические перегрузки. Стресс настолько сильный, что детский организм не может с ним справиться. Появляются психосоматические симптомы — тошнота и рвота, энурез, повышение температуры.
  • Отсутствие позитивного контакта с учителем. Педагог начальных классов — главная фигура для коллектива. Учитель ведет уроки, помогает справляться с трудностями. Если первоклассник боится обратиться к нему с просьбой о помощи и за советом, адаптационный процесс будет сложным.
  • Проблемы в общении с учениками класса. В группе риска находятся ребята, которые не посещали дошкольное учреждение, а также те, кто единственные дети в семье. У них не сформированы коммуникативные навыки, умение заводить знакомства, находить общий язык со сверстниками.
  • Неправильный тип воспитания в семье. Если родители проявляют жестокость по отношению к малышу, он будет молчать на уроках из-за страха сделать ошибку. В семьях с гиперопекой вырастают дети, которые не могут взять на себя ответственность. Им сложно привыкнуть к новой среде и окружению. 

Обратите внимание на ребят из группы риска, которые чаще всего не могут адаптироваться к образовательной среде. Симптомы детей группы риска:

  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • частые заболевания;
  • эмоциональные нарушения — агрессия, чрезмерная застенчивость, повышенная тревожность;
  • временная ЗПР;
  • дислексия.

Таким школьникам нужно особое внимание и поддержка педагога. Чтобы адаптация к школе прошла успешно, соблюдайте такие условия:

  • Планируйте учебно-познавательное направление с учетом особенностей шестилетнего возраста.
  • Создайте в классе комфортную среду для взаимодействия.
  • Проводите оздоровительно-профилактические мероприятия.
  • Организуйте щадящий график уроков с постепенным переходом к обычному режиму.
  • Соблюдайте санитарно-гигиенические нормы.
  • Спланируйте активный и интересный досуг во внеурочное время.
  • Сотрудничайте с родителями по формированию позитивного отношения семьи к новому статусу малыша.
  • Постоянно контролируйте уровень адаптации школьников.

Проблемы, возникающие у учащихся, которые не адаптировались к процессу обучения:

  • Хроническая неуспеваемость. Дети, у которых низкая работоспособность, имеют плохую успеваемость. Также причиной проблемы может быть несформированность учебных навыков и умений.
  • Отказ от деятельности. Ребята, обделенные вниманием дома и в классе, на уроках отвлекаются и не слушают педагога. 
  • Негативная демонстрация. Школьник нарушает дисциплину, чтобы привлечь к себе внимание. Любой вид наказания воспринимает как поощрение.
  • Вербализм. Особый тип развития личности, когда речь развита, а образное и логическое мышление — на низком уровне. У такого малыша завышенная самооценка, он производит впечатление смышленого ученика, но не может справиться с практическими заданиями.
  • Проявление лени. Причин проявлению лени много — не сформирована познавательная сфера, неуверенность в себе, особенности темперамента. У таких ребят замедлен процесс достижения целей и снижен интерес к жизни школы и класса.

Чтобы помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям, определите и устраните причину дезадаптации. Проводите мероприятия, которые направлены на становление положительной мотивации к обучению. Поддержите малыша, окажите ему эмоциональную и моральную помощь.

Разработайте программу адаптация к школе первоклассников. Включите в документ такие обязательные мероприятия:

  • проведение диагностики;
  • организацию корректирующих и адаптационных занятий;
  • взаимодействие с родителями.

В сентябре поручите педагогу-психологу организовать мониторинг стартовых возможностей учащихся. Цель диагностических мероприятий — определение уровня адаптация учащихся первых классов по трем направлениям:

  • определение уровня сформированности эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • отслеживание адаптационных процессов детей.

Педагог-психолог должен согласовать время проведения мониторинга с учителем первого класса, родителями и директором образовательного учреждения.

Проводите диагностические мероприятия в середине учебного дня. Первые и последние уроки не подходят для мониторинга, поскольку малыши не готовы в эти периоды внимательно воспринимать новую информацию.

Используйте разные диагностические методики, например, контроль динамики развития учащегося. Также организуйте индивидуальную диагностику. Фиксируйте устные ответы ребят и поведенческие особенности, которые проявляют обучающиеся во время мониторинга. 

Назначьте повторную диагностику, чтобы выявить динамику развития учащегося. На основании итогов контроля оформите профиль динамики развития учащихся. Это поможет оценить уровень, на котором находится школьник. 

Разработайте рекомендации для коллег, как выстраивать работу с первоклассниками. Записывайте динамику личностного развития. Профиль добавьте в личную карту обучающегося.

По результатам мониторинга скорректируйте план работы психолога на учебный год. Включите психологическое сопровождение обучающихся в условиях внедрения обновленного ФГОС НОО и перехода на ФОП. 

Укажите в планировании направления педагогической деятельности. Включите такие формы работы:

  • консультации родителей и учеников;
  • групповые занятия с учащимися;
  • практические семинары для коллег;
  • общие родительские собрания.

По результатам контроля соберите малый педагогический совет. Пригласите учителей первых классов, социального педагога и психолога. В повестку дня включите такие вопросы:

  • Оценивание динамики первоклассников по итогам диагностики.
  • Определение уровня эффективности образовательно-воспитательной деятельности.
  • Планирование коррекционных и развивающих занятий.
  • Необходимость привлечения к сотрудничеству других специалистов.
  • Рекомендации коллегам и родителям по взаимодействию с шестилетками.
  • Необходимость организации повторного контроля.

Поручите учителям, которые преподают в первых классах, скорректировать рабочие программы согласно итогам диагностики и добавить такие направления:

  • учебные ситуации, которые помогают малышам привыкнуть к процессу обучения;
  • индивидуальную и групповую деятельность с учетом психических процессов шестилеток и умений, характерных возрасту.

Для коллег проведите индивидуальное консультирование и организуйте мастер-классы, чтобы помочь им грамотно выстроить работу с учащимися в адаптационный период. Посещайте уроки в первых классах и контролируйте, как учителя выполняют рекомендации.

Организуйте общее собрание для родителей учащихся первых классов. Познакомьте их с итогами мониторинга. Расскажите о проблемных моментах и внутреннем потенциале школьников. 

Предложите родителям записаться на индивидуальное консультирование к психологу образовательного учреждения, чтобы получить подробную информацию о результатах мониторинга по своему ребенку. 

На консультации расскажите об изменениях, которые происходят в адаптационном процессе ребенка. Дайте родителям советы по развитию и воспитанию малыша с учетом его  индивидуальных возможностей. 

Составьте для первоклассника индивидуальный образовательный маршрут. Такие маршруты разработайте для учеников группы риска и ребят с высокими показателями дезадаптации.

Все рекомендации фиксируйте в журнале консультаций. Ознакомьте с записями родителей и коллег под подпись. 

Как работать с первоклассниками с низким стартовым уровнем

Учащиеся, у которых низкий стартовый уровень, сложно привыкают к школе, социуму, новым требованиям и условиям. В первую очередь определите причину, почему стартовый уровень ниже нормальных показателей. 

К наиболее распространенным причинам относят:

  • Низкий уровень подготовки к образовательной среде. К началу обучения малыш должен быть готов обучаться по системе, которую выстраивает педагог. Если его речь, мышление, логика и память слабо развиты, ему будет сложно привыкнуть к школе.
  • Коммуникативные трудности. Если у школьника не развиты коммуникативные умения и навыки, он не сможет наладить контакт с одноклассниками и учителем. Впоследствии эта проблема перерастет в серьезные комплексы.
  • Неблагополучная атмосфера в семье. Ребятам из неблагополучных семей сложно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  • Искажение личностного развития. Учащиеся с низкой самооценкой, тревожные и агрессивные, часто проявляют деструктивное поведение.
  • ОВЗ. Для малышей с ОВЗ необходимо коррекционное обучение и воспитание по специальным программам.

Повысить стартовый уровень можно двумя способами:

  1. Разработать профилактическую программу. Спланируйте щадящий график для учащегося. Распределяйте учебную и воспитательную нагрузку с учетом психических особенностей обучающегося. Включите в профилактическую программу организацию жизнедеятельности школьника в образовательном учреждении, семье и других социальных группах.

  1. Составьте коррекционную программу.

В основе программы лежит психокоррекционное воздействие на учащегося. Используйте такие методики:

  • сказкотерапию;
  • психологические игры;
  • семейную терапию;
  • психорегулирующие занятия.

Для групповых мероприятий в игровой форме выбирайте методики, которые направлены на развитие познавательной сферы и коммуникативных навыков обучающихся. Цель занятий — научить детей управлять собственным поведением и с помощью общения с окружающими людьми  расширить свои социальные роли. 

При взаимодействии с группой школьник начнет шире понимать собственные возможности. Создавайте ситуации успеха, чтобы развить способность учащегося к самоактуализации.

Организуйте поддержку родителям и учителям. Проводите для них консультации в индивидуальной и групповой форме.

Если возникнет необходимость, составьте и реализуйте программу по психологической поддержке ребят с низким стартовым уровнем.

⚡Популярные образцы документов для работы в мае

Приказ об окончании учебного года
скачать .doc
Стенд по ГИА-2024
скачать .doc
Должностные инструкции работников лагеря дневного пребывания
скачать .doc
План педсовета по допуску к ГИА-2024
скачать .doc
ВСЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В МАЕ

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.