-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Конспект урока "Озёра"

25 апреля 2013
4431
Средний балл: 0 из 5

Урок географии в 6 классе.


Автор:  учитель географии  МКОУ СОШ №85 г. Тайшета, Иркутской области Феськова Вера Павловна.

Цель:  Создать условия для усвоения знаний об озёрах, используя информационно – коммуникативные технологии.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о реках как составной части гидросферы с помощью составленной визитки о Бирюсе, тестового задания.
  • рассмотреть с учащимися новые понятия и термины "озеро", "сточное озеро", "бессточное озеро", сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождения озерных котловин, опираясь на презентацию,  работу с картой, заполнения Маршрутного листа.

Развивающие:

  • способствовать развитию исследовательских компетенций: самостоятельной работы с дополнительными источниками знаний;
  • мыслительных компетенций: умений анализировать, обобщать.
  • предложить учиться оценивать себя поэтапно и обобщать результативность своей работы на уроке с помощью оценочного листа;

Воспитательные: cпособствовать воспитанию чувства любви к своей Родине, гордости за свой край;

Тип урока: объяснение  нового материала, практикум.

 По завершению урока учащийся должен:

Знать: что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и пресные озера;
Уметь:
показывать озера на карте.

Технологии: урок с использованием ИКТ и проблемного обучения.

 Оборудование:    презентация  "Озёра", маршрутные  листы учащихся 26 шт., атласы "Физическая география" 6 класс, физическая карта России, полушарий,  информационные плакаты о Бирюсе, видео-фильм (фрагмент 3 мин.) «У края чарующей бездны»,  образцы известняка, соли, мела, слова - транспоранты с названиями озёр: Байкал, Онежское,…

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Дидактический и наглядный материал: Маршрутные листы, учебники,  карта полушарий и физическая карта России, атласы, фишки-указатели, параллельно демонстрируются слайды.

Ход урока
1. Организационный  момент
 Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. Я  надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.  2. Проверка домашнего задания. Работа с Маршрутным листом. Запись ответов тестов.

- Проведём интеллектуальную разминку. Проверим домашнее по теме «Реки – артерии Земли». Сл. №1 - Презентация – тест «Реки – артерии Земли».
- Записи сегодня на уроке мы будем вести ни в тетрадях, а в Маршрутных листах, которые лежат у вас на парте. Ответы на тест пишите в рамку под цифрами.

1. Углубление в земной коре, в котором протекает река:
А.Водораздел Б. Русло В.Бассейн реки

2. Площадь суши, с которой река собирает воду:
А.Исток Б. Устье В.Бассейн реки

3. Главная река с притоками:
А. Речная система Б. Речной бассейн В. Пойма

4. Начало реки
А. Русло Б. Устье В.Исток

5. место впадения реки в океан, море, океан, озеро, или другую реку
А. Исток Б. Межень В.УстьеСамопроверка. Проверяем по ключу.

- За правильный ответ ставим +.
- Выставьте оценки в оценочный лист.
- Вам нужно было в группах приготовить «Визитную карточку Бирюсы», Сл.№2, используя план в учебнике. Заслушаем несколько выступленией Попробуйте дать оценку выступлению. Сл.№3,43. Изучение нового материала.

- О чем будем говорить сегодня, поймёте, если отгадаете загадку.
Посреди поля лежит зеркало.
Само - голубое, рама - зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки,
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).

- Правильно. Это озеро. Слайд 5
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
- Озёра.
- Вы правы. Тема нашего урока - Озёра. Слайд 6. Запишите тему урока, поставьте дату в Маршрутном листе.
- Что бы Вы хотели узнать об озёрах? Отвечают.
- Целью нашего урока является узнать, что такое озеро, чем озёра отличаются от морей, как они образуются, откуда берётся вода в озере, какой она бывает, научиться описывать озеро по типовому плану. На фоне сл.№7. Чтобы достичь поставленных целей, я Вам предлагаю следующий план урока:

1. Что такое озеро?
2. Типы озёрных котловин
3. Сточные и бессточные озёра.
4. Солёность озёр
5. Практическая работа.

- Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь.
- Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки. Расскажите об озере, которое вы видели.
- Посмотрите на слайды озёр. Сл.№7,8
-- Чем отличается озеро от моря?
- В отличие от моря – озеро не является частью океана
- Чем отличается озеро от реки?
- В отличие от реки вода в нём не течёт, как поток в русле. Река – это водный поток.

Попытайтесь, сформулируйте определение понятия «озеро».

- Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника на стр. 123. Кто первым нашел определение?
- Озера – замкнутые водоёмы в природном углублении на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой.
- Сегодня Вы будете выполнять роль лимнологов - специалистов по озёрам.
- Сформулируйте правило, как правильно показывать озеро.
- По контуру озера, т.к. это замкнутый водоём.
- Природное углубление на поверхности суши называется – озерная котловина. Сл.№9

На Земле около 2 млн. озер, Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?

- Ваши версии….
- Вопрос сложный, но мы сейчас постараемся на него ответить.
- Вы сейчас самостоятельно поработаете с учебником, прочтёте материал на стр.123, со 2-го абзаца до конца стр. и найдите названия озёрных котловин. Они выделены курсивом.
- Самые большие и самые глубокие озёрные котловины образуются в результате тектонических движений земной коры.
- Кто знает какие-нибудь из этих озёр? Покажите на карте.
- Байкал – самое глубокое озеро….
-А почему оно самое глубокое?
- Каспийское.
- Смотрите – пародокс: почему- то написано Каспийское море, а мы говорим озеро. Может вкралась ошибка? Кто знает?Работа по таблице в Маршрутном листе и атласу.

1. В разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие, узкие, длинные. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера?). - Самое глубокое озеро – Байкал. Слайд №9,10

Смотрят видео о Байкале.

- Посмотрите видеофильм о Байкале. Назовите самое, самое об этом озере.
Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620м. (1637м) Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.

2. В прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. Обычно весьма крупные по площади. Самое большое в мире озеро – Каспийское. Слайд №11.
- Аральское. Слайд №12
- Аральское море практически высохло. Остались только несколько озер, которые раньше были частью моря.
Причин много. И неправильная политика руководства времен СССР, и изменение русла рек, питающих море, да и говорят, что и сама природа во многом виновата.
Хотя еще есть надежды, что море снова вернется.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. Обычно располагаются цепочкой. (Ладожское - у этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом). Слайд №13,14
- Онежское.

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире. Рассказ об этом озере заслушаем на следующем урок.
(Рассказ учащегося). Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро». Слайд15

5. Старичные озёра часто встречаются в поймах рек. Они представляют собой остатки прежних речных русел – старые русла. Имеют дугообразную форму. Эти озера маленькие, поэтому на физ. карте не обозначаются. Мы их можем найти только на топографических картах местности. Слайд № 16
- Ребята, а вы знаете название озер Тайшетского района?

Сообщение. Озеро Солонечное - знаменитое озеро! Ему около 10 тысяч лет. Оно находится на севере Тайшетского района . В пойме реки Бирюсы. Это 600 метров от села Шелаево. Оно является озером-старицей. Имеет серповидную форму. Во время половодья соединяется с рекой Бирюсой. В длину это озеро вытянулось на 200 метров, в ширину более чем на 50 метров. По берегам растут заросли тростника, иван-чая, гривастого ячменя, подорожника. А знаменито оно орехом – челимом, который занесён в «Красную книгу». Листья ореха напоминают листья берёзы. Очень ценны ядра ореха. Они содержат:…Таблица. Люди используют орех на корм скоту. Группа наших уч-ся в 2006 году вместе с учителем биологии - Галиной Ивановной побывали на этом озере. Исследовали это растение и описали его. Вот коллекция этих орехов.

- Мы выяснили происхождение озёрных котловин. А что ещё необходимо, чтобы образовалось озеро?
- Вода.
- А как вы думаете, откуда берется вода в озёрных котловинах
- Воду в озёра поставляют впадающие в них ручьи и реки, атмосферные осадки и подземные воды. А вот какая вода в озёрах и как они называются в зависимости от стока, попробуем разобраться вместе. См. Слайд 17
- Какое это озеро?
-Сточное
-Почему?
- Озёра, из которых вытекают реки, называются сточными.
- Озеро Байкал – по - вашему сточное озеро?
- По карте России определите, какая река вытекает из озера Байкал. Куда она впадает? Находят реку и показывают на карте.
- См. на сл №18
- Какое это озеро?
-Бессточное
- Почему?
- Многие озёра являются бессточными, из них не вытекают реки.
- Каспийское и Аральское моря – озёра. Это сточные или бессточные озёра? Найдите на карте.
- Все озёра, ребята, различаются по степени солености:
- Пресные – до 1 %о, солёные более 35 %о.
Вода некоторых озёр содержит много солей из-за того, что котловины расположены в легко растворимых горных породах, или эти озера являются остатками отступившего моря.
Бессточные озёра чаще всего солёные, а сточные - пресные.
- Самые солёные и бессточные озёра в нашей стране расположены в южных районах. Это озера Баскунчак, Эльтон на Прикаспийской низменности, озеро Чаны на юге Западной Сибири.
- Озеро Баскунчак называют «Солонкой России», здесь ведётся добыча соли, которую мы используем в быту. Сл.19 Показывают на карте.
- Самым солёным из озёр является Мёртвое море, солёность в котором достигает иногда 350%о. ... Слайд 20
Сообщение. Мёртвое море находится на западе Аравийского полуострова. На дне самой глубокой впадины мира, на 405 метров ниже уровня мирового океана. Это самое низкое место на земном шаре.
Мёртвое море известно своей высокой солёностью. Соленость достигает 270%о , а иногда и 350%о. В него впадает река Иордан и мелкие речушки. Ни одна речка не вытекает из Мёртвого моря.
Иногда из реки Иордан в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире.
В Мёртвом море нет ни рыбы, ни водорослей, ни морских животных. Из-за отсутствия органической жизни Мёртвое море и получило своё название.
Вода Мертвого моря настолько тяжела, что в нем невозможно утонуть. Римский консул, будущий император Веспасиан, убедился в этом, когда легионер со связанными руками, брошенный по его приказу в море, всплыл наверх.
Если умыться водой из озера, то через несколько минут лицо и руки покроется белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус.
Физ. пауза. Стороны горизонта по карте.5. Практическая работа

Сейчас, ребята, мы закрепим полученные знания в практической работе. Слайд № 21
-Описание озера по типовому плану в парах (по рядам) по физической карте России.

1 ряд- оз. Байкал, 2 ряд- оз. Каспийское, 3 ряд – оз. Аральское. На работу 3 минуты.

План описания озера Ответы
1. Название озера  
2. На каком материке находится  
3. Происхождение котловины
4. Сточное или бессточное  
5. Впадающие и вытекающие реки
6. Соленое или пресное  

 - Заслушаем выступления пар. Кто будет защищать пару договаривайтесь. (Один человек от пары – 3 человека)
Оценки. Комментирование. Посмотрите, у кого в Маршр.листе - три 5, две 5?, 4?

- Домашнее задание Записано на Маршрутном листе.
Прочитать текст учебника п.22, стр.123-124, просмотреть записи в маршрутном листе, вопросы 1 – 6, 10.Дополнительная 5 - Творческое задание!

1) Подготовить сообщение об одном из озёр: (Необычные озера мира: озеро чернил, озеро «кастрюля», горящее озеро, озеро-призрак, асфальтное озеро, сладкое озеро) Выбирайте информацию на 1-1,5 мин. – "Лимнолог".

5. Заключительный этап урока. Рефлексия.
Настало время подведения итогов урока. Выполнили мы план урока? Проверим это, посмотрев на слайд .№22. Зажмите руку в кулаке. Если будете отвечать «Да» - разжимайте палец.

1. Что такое озеро? - Ответили? -Да.
2. Типы озёрных котловин. – Ответили? - Да.
3. Сточные и бессточные озёра. – Ответили? - Да
4. Солёность озёр. - Ответили? -Да
5. Практическая работа. - Ответили? –Да

- Если вам понравился урок, помашите рукой.
- Урок закончен. До свидания!

Резервное задание Слайд 35,36

Реши кроссворд: (на обороте маршрутного листа)
Вопросы:

1 Озёра, в которые реки впадают, но не вытекают.
2 Озёра, образованные из-за обвалов.
3. Самое большое озеро по площади.
4 Озёра, расположенные в разломах земной коры.
5 Озёра, остатки старого русла реки.
6 Озёра, образованные в результате деятельности ледника.

Приложение №1

Маршрутный лист

 

    Тема урока:______________________________ Озеро - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  Типы озерных котловин

Тип котловин

Названия озёр

Тектонические в прогибах (остаточные)

 

Тектонические в разломах

 

 Ледниковые

 

 

Запрудные

 

Вулканические

 

Карстовые

 

Старицы

 

 

 Приложение №2

Описание озера по плану

План описания озера

Характеристика озера

1. Название

 

2. На каком материке находится и в какой его части

 

3. Между какими меридианами и параллелями располагается

 

4. Происхождение котловины

 

5. Сточное или бессточное.

Впадающие и вытекающие реки

 

6. Соленое или пресное

 


Материал проверен экспертами Актион Образование

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.