• Главная страница
  • » Введение в Федеральный государственный образовательный стандарт образования

Введение в Федеральный государственный образовательный стандарт образования

Из статьи «Введение ФГОС» вы узнаете:

➤ Как происходит введение ФГОС основного общего образования
➤ Как подготовиться к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт образования
➤ Что нужно для перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
➤ Как соблюсти требования ФГОС при индивидуальном подходе к обучающимся как условие введения ФГОС в образовательной организации


Также можно скачать памятку:

На федеральном уровне разработаны критерии, позволяющие провести самоаудит в школьном учреждении, результаты которого покажут, насколько образовательная организация соответствует требованиям ФГОС. Самоаудит предполагает изучение следующих параметров:: 

1. Разработка и утверждение ООП основного общего образования
2. Приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС
3. Приведение должностных инструкций педагогов в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования и принятыми в нем тарифно-квалификационными характеристиками
4. Проработка комплекса учебных материалов, учебников, пособий, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования
5. Разработана максимально эффективная и оптимальная для реализации ФГОС модель процесса обучения, включая организацию внеурочной деятельности
6. Разработка плана методической работы с педагогами, который обеспечивает эффективное сопровождение перехода на ФГОС ООП
7. Все педагоги прошли повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС
8. Кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП обеспечены и приведены в соответствии с требованиями ФГОС.

Полезный материал:
Как разработать учебный план основного общего образования в соответствии с ФГОС

Критерии готовности педагогических кадров к переходу к работе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования ООП также определены и сформулированы.

Знаете ли вы?

Педагог готов к работе по новым государственным образовательным стандартам, если:

  • Знает, что такое УУД, владеет методами определения уровня их сформированности, знает, как они формируются.
  • Знает, какие УУД могут и должны быть сформированы у ученика определённого возраста вообще и с помощью преподаваемого учебного предмета в частности.
  • Знает, на какой уровень сформированности УУД необходимо выйти в конце учебного года. Знает алгоритмы и способы УУД и владеет ими.
  • Знает, какие типы заданий работают на развитие УУД.
  • Может подобрать задания на формирование УУД для каждого урока, в рамках любой темы.

Основываясь на этих критериях, школа или детский сад разрабатывает для себя технологическую карту для проведения самоаудита готовности к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт образования.

Ведение ФГОС основного общего образования

Такая карта – не нормативный документ. Она может перерабатываться в каждом учреждении в соответствии с его спецификой: контингентом педагогов и обучающихся, доступными ресурсами для внеурочной деятельности, даже местоположение школы может влиять на проработку отдельных критериев. Поэтому здесь – только общее направление, конкретизировать каждый пункт любая организация может конкретизировать для себя.

В карте отражены все критерии готовности к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Её удобнее скомпоновать в виде таблицы, где предусмотрены графы для оценки каждого пункта одним из трех вариантов: «нет», «да», «частично или готовность полная», «в процессе создания», «отсутствует». Каждый вариант соответствует баллам от нуля до двух.

Подготовка к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт

Данный критерий оценивается в градации «Да», «Частично», «Нет» либо «Готовность полная», «В процессе создания», «Отсутствует» и соответственно баллами от 2 до 0. Этот критерий включает в себя:

  • Приказ о создании рабочей группы и утверждении дорожной карты введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Он издается в организации один раз и при необходимости состав рабочей группы может меняться, что закрепляется соответствующими дополнениями к Приказу.
  • Наличие проекта ООП, созданного с учетом требований ФГОС, на период перехода, плана внеурочной деятельности, определяющего направления, формы организации, объем внеурочной деятельности.
  • Проект изменений, вносимых в Устав школьной или дошкольной организации и проектов договор с родителями обучающихся или заменяющих их лиц.
  • Проект изменений и дополнений в Положение об оплате труда педагогов, позволяющих производить оплату видов деятельности педагогических работников, связанных с реализацией предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом образования курсов по выбору обучающихся, а также с выполнением ими индивидуального проекта.
  • Проект расписания учебных занятий, включающий внеурочную деятельность, созданного в соответствии с содержанием ООП и требованиями СанПиН.
  • Наличие договоров либо соглашений с партнёрскими сообществами, составленных с учетом образовательных потребностей учащихся.

Какие предъявляются требования к санитарно-гигиеническим условиям реализации ФГОС начального общего образования?

Ответ: Требования ФГОС подразумевают обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса и соответствие «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 и вступившим в силу 1 сентября 2011 г., которые включают требования к:

  • объему образовательной нагрузки обучающихся;
  • организации:
    -учебного процесса;
    -внеурочной деятельности обучающихся;
    -работы групп продленного дня (приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10).

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

требования фгос

Информационно-техническое обеспечение

Принятый федеральный государственный образовательный стандарт образования предусматривает формирование и развитие информационной грамотности обучающихся. Реализация этого невозможна без информационно-технического обеспечения. Этот критерий оценивается в баллах от 0 до 2 в такой градации: «Обеспечено не менее, чем на 50%», «Обеспечено не менее, чем на 75%», «Обеспечено на 100%».

  • Предоставление обучающимся безопасного доступа к сети Интернет с ограничением ресурсов, не рекомендованных для детей и подростков.
  • Обеспеченность учебных кабинетов электронным интерактивным обучающим оборудованием: планшетные устройства, системы для голосования, интерактивные доски и столы.
  • Обеспеченность учебных кабинетов современными автоматизированными рабочими местами педагога: компьютер, проектор, МФУ, программное обеспечение, созданное в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования.
  • Обеспеченность педагогов и обучающихся современными УМК по всем учебным предметам. Обеспечение обучающимся доступа к электронным образовательным информационным ресурсам.
  • Наличие и функционирование официального сайта школы/детского сада, присутствие в социальных сетях.
  • Использование педагогами, обучающимися и родителями электронного журнала, дневника.

Материально-техническое обеспечение

Этот критерий так же, как предыдущий, оценивается в баллах от 2 до 0 в такой градации: «Обеспечено на 100%», «Обеспечено не менее, чем на 75%», «Обеспечено не менее, чем на 50%». При оценивании в большей степени оценивается реальное состояние материальной базы и возможности её улучшение с привлечением бюджетных и иных средств.

  • Наличие спортивных площадок, спортивного зала и оборудования для обеспечения обучающимся возможности занятий физкультурой и спортом.
  • Наличие специально предназначенных оборудованных помещений для проведения занятий по внеурочной деятельности. Это могут быть студии, актовые и репетиционные залы, производственные мастерские и цеха, возможно, пришкольные лаборатории или опытно-огородные участки и теплицы.
  • Обеспеченность рекреационными территориями и помещениями (летний сад, пришкольный парк, читальный зал, оборудованная площадка для игр и отдыха обучающихся и педагогов).
  • Наличие отдельных оборудованных учебных кабинетов для проведения занятий с небольшими группами обучающихся. Введение федерального государственного образовательного стандарта образования основного общего образования подразумевает расширение внеурочной деятельности, для его реализации необходимы помещения.
  • Наличие столовой, предоставляющей возможность получить горячее питание всех обучающихся с учетом режима работы ОО.
  • Наличие и возможность использования при проведении урочных и дополнительных занятий комплекта учебного лабораторного оборудования, обеспечивающего проведение экспериментов и исследований.

Полезный материал:
Модернизация школьной инфраструктуры

Кадровое обеспечение

Самый важный и субъективный критерий, отсутствие которого сделает невозможным введение ФГОС основного общего образования. Он оценивается в баллах от 0 до 2 в следующей интерпретации: «Менее 50%», «50–90%», «Более 90%» или «Нет», «Один», «Более одного» в зависимости от смыслового наполнения каждого пункта:

  • Число педагогов (в процентах), имеющих высшую квалификационную категорию.
  • Наличие в штатном расписании образовательной организации квалифицированного педагога-психолога.
  • Наличие в штатном расписании социального педагога.
  • Наличие в штатном расписании ставок руководителей кружков, секций, педагогов допобразования.
  • Число педагогов, имеющих документы государственного образца, подтверждающие прохождение ими в течение последних трех лет обучение на курсах повышения квалификации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта образования ООП.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по направлениям, связанным с сопровождением проектной деятельности обучающихся, формированием и развитием метапредметных результатов.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по психологии и возрастной физиологии.
  • Число педагогов (в процентах), организующих проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в урочной и внеурочной работе.

Знаете ли вы?

На основании п. 23 Федерального государственного образовательного стандарта образования начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, в требования к кадровым ресурсам включена обязательность освоения педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ по профилю педагогической деятельности с периодичностью не реже одного раза в три года для реализации программ начального общего образования, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных организаций, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Финансово-экономическое обеспечение

Оценка по этому критерию производится в баллах от 0 до 2 и соответствует качественному определению «Нет», «Частично», «В полном объёме» или «Нет», «Эпизодическая», «Системная».

  • Определённый объём расходов, необходимый для перехода образовательной организации на федеральный государственный образовательный стандарт образования и достижения планируемых результатов, а также обоснованный механизм формирования этих расходов.
  • Возможность оказания платных образовательных услуг обучающимся и их родителям.
  • Развитие партнерства с частными, государственными структурами и организациями.
  • Возможность для школьной/дошкольной организации получения грантов на реализацию авторских проектов и методик.

Предъявляются ли какие-либо требования к финансово-экономическим условиям реализации ФГОС начального общего образования?

Ответ: Согласно п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требования к финансово-экономическим условиям выполнения основных образовательных программ начального общего образования обеспечивают возможность:

  • реализации прав граждан на получение бесплатного общедоступного общего образования;
  • исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта образования;
  • реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Смотрите видео на тему "Методические и организационные аспекты введения ФГОС"

Лариса Фальковская, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся как условие введения ФГОС в образовательной организации

В принятом федеральном государственном образовательном стандарте образования определено требование обеспечения обучающимся возможности определения индивидуального образовательного маршрута.

Этот критерий также оценивается баллами от 0 до 2 в соответствии с долей обучающихся, соответствующих каждому пункту «Менее 50%», «50–90%», «Более 90%»:

  • Наличие у обучающихся портфолио индивидуальных достижений
  • Наличие у обучающихся индивидуальной программы обучения

Оценки в баллах по каждому критерию суммируются и итоговое их число даёт возможность оценить степень готовности ОО к введению ФГОС.

Документы для скачивания:

 Вебинары
  • 26 сентября 2017 г.
  • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

  • Вавилова А. А.
    Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

    Подробнее
  • 26 октября 2017 г.
  • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
  • Карданова Е. Ю.
    Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

    Подробнее





© МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль