Вопрос
У ученика 2 класса образовалась академическая задолженность на конец учебного года и он был условно переведен в 3 класс. Летом на ПМПК ребенку был присвоен статус ребенка ОВЗ и рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР вариант 7.. 1 — 4 года. Нужно ли такому ребенку проводить аттестацию по ликвидации академической задолженности?
Ответ
Да, нужно. Даже если родители представили заключение ПМПК, то все равно необходимо предоставить ребенку возможность ликвидировать задолженности (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если ученик не ликвидирует задолженность в установленные сроки, разработайте адаптированную программу с учетом того, что ребенок не освоил программу, примите во внимание особенности и потребности ребенка. Например, если у ребенка нет проблем с предметом литература, но тяжело дается математика. Предусмотрите большее количество часов на математику, а количество часов по литературе сократите. Если ученик успешно ликвидирует задолженности, разработайте адаптированную программу для 3 класса. Количество часов учебного плана должно соответствовать ФГОС и быть индивидуализированным с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья (Письмо министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 07-818). Предметы, которые не вошли в перечень занятий с учителем, ребенок может изучать иными способами, в том числе с помощью дистанционных технологий. Уменьшите объем рабочей программы, если это необходимо.
Обоснование
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п.3, ч.1, ст. 34.
<…>Обучающимся предоставляются академические права на:
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами<…>
Из рекомендации
<…> Как перевести условно
Условно переводите в следующий класс учеников, которые не прошли промежуточную аттестацию по уважительной причине (например, из-за болезни) или имеют академическую задолженность (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Академическая задолженность возникает, когда ученик:
- получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам;
- не проходил промежуточную аттестацию без уважительной причины (прогулял).
Внимание: учеников 9-го класса условно перевести в 10-й класс нельзя.
Решение об условном переводе принимает педсовет или иной орган, который предусмотрен уставом школы. Он устанавливает в протоколе сроки и способы ликвидации задолженности. Порядок аттестации должников закрепите в локальном акте. Например, в положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Когда пройдет срок, предоставленный на ликвидацию задолженности, педсовет подтверждает перевод в следующий класс или устанавливает новый срок. Ученик
может пройти промежуточную аттестацию по одному предмету дважды в течение года с момента появления академической задолженности (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На основании решения педсовета издайте приказ.
Если ученик не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки, предложите родителям выбрать один из трех вариантов дальнейшего обучения ребенка:
1) повторное;
2) по адаптированной образовательной программе на основании рекомендаций ПМПК;
3) по индивидуальному учебному плану.<…>
Положение утв. Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, п.21
<…>В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.<…>
Из рекомендации
Как разработать адаптированную основную образовательную программу для детей с ОВЗ
<…> Для обучающихся с ОВЗ образовательную программу определяет только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В заключении ПМПК должно быть указано:
1) образовательная программа (одна из нижеперечисленных):
- вариант АООП начального общего образования (для первых классов 2016/17 учебного года) – ФГОС НОО ОВЗ определяет 26 вариантов АООП;
- вариант АООП обучающихся с умственной отсталостью (для первых классов 2016/17 учебного года такой категории детей) – ФГОС образования УО определяет два варианта АООП;
- АООП начального общего образования (для обучающихся во 2–4 классах глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра детей);
- АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- АООП основного общего образования (для обучающихся в 5–9 классах глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра детей);
- АООП среднего общего образования (для обучающихся в 10–11 классах глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра детей);
2) форма обучения (очная, очно-заочная, заочная);
3) направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог)) и иные условия.<…>