3 месяца бесплатно при подписке в январе ЗАБРАТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Надо ли вносить изменения в части учебного плана в Целевой раздел ООП или в Содержательный?

  • 18 декабря 2018
  • 81

Вопрос

В части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, внесли новый предмет. Надо ли вносить изменения в Целевой раздел ООП или только в Содержательный?

Ответ

В целевой раздел вносить изменения не обязательно. Внесите изменения в организационный и содержательный разделы. В организационный раздел нужно внести изменения, так как в него входит учебный план, а в содержательный – рабочие программы.

Обоснование из рекомендации

Как школе разработать основную общеобразовательную программу

<…>В целевой раздел ООП включите:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты ее освоения;

3) систему оценки достижения планируемых результатов.

Пояснительная записка

В пояснительной записке к ООП опишите концепцию программы. Для этого учтите условия реализации образовательной программы, контингент обучающихся и региональную политику в образовании.

Оцените уже имеющиеся условия реализации образовательной программы и перспективные, например, которые запланировали по программе развития.

Изучите контингент обучающихся и запрос родителей на содержание образования.

Пример типового запроса родителей

Школа располагается в микрорайоне, где проживает население среднего класса. Запрос на образование в этом случае – типовой: безопасность образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ. В этом случае не придется расширять границы требований ФГОС, так как состав планируемых результатов будет максимально соответствовать этим требованиям.

Если запрос родителей выше среднего, то перечень планируемых результатов может быть шире ФГОС.

Пример запроса родителей выше среднего уровня

Родители могут запросить для детей тренинги эмоционального интеллекта или постоянный внеурочный курс по компьютерной графике.

Удовлетворить такие запросы можно двумя способами:

1) за плату – для этого включите курс в перечень платных образовательных программ, которые реализует школа;

2) бесплатно – если это позволяет объем субсидии на государственное или муниципальное задание. Для этого можно встроить тренинги эмоционального интеллекта и курс компьютерной графики в ООП. При этом в личностных образовательных результатах запланируйте формирование у учащихся эмоционального интеллекта, а в метапредметных – овладение основами компьютерной графики. Ни один из этих способов ФГОС не противоречит, но в последнем случае состав планируемых результатов будет шире типового варианта.

Проанализируйте направления региональной политики в сфере образования.

Пример разработки образовательной программы с учетом регионального проекта

Департамент образования города Москвы запустил проект «Готов к учебе, жизни и труду!», который задает курс на конвергентные образовательные практики. В рамках проекта образовательные организации интегрируют общее, дополнительное и профессиональное образование на межпредметной основе. Чтобы внедрить такие практики, московские школы разрабатывают учебные программы с межпредметным содержанием и перестраивают образовательную инфраструктуру школы. Это приводит к тому, что школы ставят в образовательных программах более широкие цели, чем те, которые определяют ФГОС общего образования. Под эти цели они планируют специфичное содержание образования и способы его организации. Поэтому ООП школ, которые участвуют в проекте департамента, существенно отличаются от своих массовых аналогов.

В пояснительной записке охарактеризуйте условия образования, запросы родителей или особенности региональной политики в пояснительной записке к ООП. Это необходимо, чтобы прописать цели образовательной деятельности и обосновать часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения включайте в целевой раздел ООП сразу после пояснительной записки. Заявленные в ООП результаты педагоги учитывают, когда составляют рабочие программы, готовят информацию для консультаций и бесед с родителями.<…>

<…>ФГОС не дает готовой формулировки результата, а содержит лишь требования к нему, поэтому формулируйте образовательные результаты самостоятельно.

Система оценки достижения планируемых результатов

В целевом разделе – сразу за перечнем планируемых результатов – укажите систему оценки их достижения.

Внимание: примерные ООП предлагают формальный вариант системы оценки достижения планируемых результатов. На основе этого варианта проектируйте собственную систему оценки, которая будет частью внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО).

Прежде чем разрабатывать и прописывать систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов в ООП, просмотрите локальные акты по оценочной деятельности школы:

  • Положение о ВСОКО;
  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
  • Положение об индивидуальном учете результатов освоения образовательных программ;
  • Положение о рабочей программе.

Отберите информацию из этих локальных актов для целевого раздела ООП:

  • об организации итогового оценивания по предметам, не выносимым на ГИА;
  • о формах промежуточной аттестации, которые практикует школа, в том числе границы применения формы учета;
  • о методах оценки достижения метапредметных результатов: освоения межпредметных понятий и сформированности универсальных учебных действий (УУД);
  • об организации психолого-педагогического мониторинга достижения личностных результатов;
  • о требованиях к материалам для оценки достижения предметных результатов и размещения этих материалов в рабочих программах;
  • об особенностях оценки результатов индивидуального проекта.

Внимание: проследите, чтобы тексты ООП и локальных актов по перечисленным пунктам совпадали и в них не было разногласий и противоречий. Иначе по итогам документарной проверки при аккредитации школы можете получить замечания от проверяющих.<…>

<…>В содержательный раздел ООП включите программы:

  • рабочие по предметам учебного плана и курсам внеурочной деятельности;
  • формирования и развития УУД;
  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (для начальной школы);
  • формирования экологической культуры и ЗОЖ (для начальной школы);
  • воспитания и социализации обучающихся (для основной и старшей школы);
  • коррекционной работы.

Программы содержательного раздела повторяют урочные и внеурочные мероприятия рабочих программ по закрепленным группам планируемых результатов.<…>

<…>В организационный раздел ООП включите:

  • учебный план;
  • план внеурочной деятельности;
  • календарный учебный график;
  • условия реализации ООП.<…>
Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.