Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Директору поступила письменная жалоба от родительницы на то, что учитель унижал и оскорблял ребенка

  • 14 декабря 2018
  • 1091

Вопрос

Директору образовательной организации поступила письменная жалоба от родительницы на то, что учитель в течение учебного года унижал и оскорблял ее ребенка. Каков алгоритм действий руководителя в этой ситуации? Как правильно провести служебное расследование? Какое административное взыскание в этом случае должен наложить директор?

Ответ

Проведите служебное расследование. Создайте комиссию по расследованию дисциплинарного проступка, запросите объяснительную у учителя, опросите других лиц, которые могут быть свидетелями проступка. По итогам расследования составьте акт. Если обнаружили в действиях учителя  нарушения, то можете привлечь его к дисциплинарной ответственности. Работодатель сам выбирает, какое наказание назначить: замечание, выговор или увольнение. Для последнего нужны веские основания и доказательства. На практике очень сложно доказать факт унижения и психического насилия над обучающимся, поэтому уволить работника будет сложно. Суд может принять сторону работника и восстановить его в должности. Также можете предложить родителю созвать комиссию по урегулированию споров.

Обоснование из рекомендации

Как организовать профилактику нарушений дисциплины среди обучающихся

<…>Внимание: не применяйте физическое или психическое насилие по отношению к обучающимся (ч. 3 ст. 43 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Когда поддерживаете дисциплину, уважайте человеческое достоинство обучающихся и педагогических работников.<…>

Из рекомендации

Ответственность педагогических работников за нарушение требований профессиональной этики

<…> В связи со спецификой педагогической деятельности ТК РФ прямо предусматривает основание для увольнения педагогического работника за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом в судебной практике несовместимость с продолжением работы является предметом доказывания, которое не всегда решается в пользу администрации учебного заведения. Оптимальный вариант – принятие этических норм, правил, кодекса профессиональной этики в качестве локального нормативного документа, обеспечивающего ответственность педагогического работника в случае нарушения установленных требований.

Пример: Обзоры судебной практики показывают, что аморальным проступком, позволяющим уволить педагога, как правило, является рукоприкладство по отношению к обучающимся на работе. Также аморальным может считаться проступок, совершенный вне учебного заведения (в быту), о котором становится известно из письменного сообщения органов правопорядка (например, педагогический работник обнаружен пьяным в состоянии, позорящем человеческое достоинство, и т. п.).

Кроме того, пункт 2 статьи 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога за применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. Как показывает судебная практика, доказать психическое насилие над личностью в условиях педагогического процесса весьма сложно, поскольку данный процесс предполагает определенное психическое воздействие на ребенка. Сложность состоит в том, чтобы разграничить допустимое педагогической этикой воздействие (например, постоянное предъявление определенных требований) и недопустимое. К последнему могут быть отнесены нарушения достоинства обучающегося, унизительное высмеивание его перед классом, группой и т. п. При этом допустимость или недопустимость психического воздействия во многом зависит от особенностей личности ребенка.

Законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 3 ч. 1 ст. 48) установлена обязанность педагогических работников уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. За исключением описанных случаев нарушение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность при условии, что обязанность прописана в уставе или локальных нормативных актах.

Внимание: нередко пострадавшие в результате унижения их чести и достоинства участники образовательных отношений обращаются в суд с заявлением о возмещении морального вреда. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает в таком случае взыскание денежной компенсации за вред, причиненный педагогическим работником чести, достоинству, деловой репутации. Аналогичную ответственность гражданское законодательство устанавливает и за причинение вреда деловой репутации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Отметим также, что педагогические работники несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

Кроме того, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ педагогические работники несут повышенную по сравнению с другими гражданами административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ в виде административного штрафа в размере, установленном частью 2 статьи 6.10.<…>

Из рекомендации

Как привлечь работника к дисциплинарной ответственности

<…>Чтобы работник не смог оспорить взыскание в суде и потребовать компенсацию, строго соблюдайте процедуру.

Шаг 1. Зафиксируйте факт проступка

Подтвердите документально факт нарушения трудовой дисциплины. Пусть непосредственный руководитель провинившегося работника составит служебную записку или комиссия по расследованию дисциплинарного проступка – акт.

Совет: чтобы подтвердить отсутствие работника на работе, сделайте отметку в табеле учета рабочего времени.

Шаг 2. Запросите у работника объяснение

Попросите работника письменно объяснить, почему он совершил проступок. Если причина уважительная, например, работник опоздал из-за сбоя в работе общественного транспорта, дисциплинарное взыскание не применяйте. Просьбу изложите письменно.

Работник обязан представить объяснительную записку в течение двух рабочих дней (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Если по истечении этого срока записки не будет, составьте акт.

Шаг 3. Издайте приказ о взыскании

Если вы решили привлечь работника к дисциплинарной ответственности, издайте об этом приказ. Унифицированной формы приказа о дисциплинарном взыскании нет, поэтому составьте его в произвольной форме. Укажите в приказе проступок, который совершил работник, и взыскание, которое к нему применяется.

Если взыскание – это увольнение, издайте приказ об увольнении по унифицированной форме № Т-8. Эта форма необязательна, но лучше использовать ее – в ней есть все необходимые реквизиты. Издавать приказ о дисциплинарном взыскании в этом случае не нужно.

Ознакомьте работника с приказом под подпись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом, составьте акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).

Шаг 4. Внесите сведения о взыскании в кадровые документы

Если работник получил замечание или выговор, сведения о дисциплинарном взыскании в трудовую книжку не вносите. В личную карточку такие сведения вносить также не обязательно, однако вы вправе это сделать – например, для внутреннего учета.

Если работник был уволен, внесите в трудовую книжку запись о прекращении трудового договора с учетом основания увольнения, а личную карточку закройте в общем порядке (п. 5.3 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).<…>

Из рекомендации

Комиссия по урегулированию споров: как сформировать и решать споры

<…>Комиссию по урегулированию споров руководитель создает, чтобы разрешить разногласия между участниками образовательных отношений, в том числе когда есть конфликт интересов педагогического работника, когда применяют локальные акты и привлекают обучающегося к дисциплинарной ответственности.<…>

<…> Вопросы о том, как создать комиссию, организовать ее работу, как принимать решения и исполнять их, закрепите в локальном акте образовательной организации. Это может быть Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Локальный акт утверждает руководитель или коллегиальный орган управления, если это входит в его компетенцию по уставу. До утверждения документа учтите мнение советов обучающихся, родителей, представительных органов работников и обучающихся, если они есть.

Уполномоченные органы в ходе контрольно-надзорных мероприятий в сфере образования проверяют наличие документа о деятельности комиссии (письмо Рособрнадзора от 6 марта 2015 г. N 01-50-89/05-1217).<…>

<…> Компетенцию комиссии по урегулированию споров определила часть 2 статьи 45 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Комиссия разбирает обращения участников образовательных отношений:

  1. родителей несовершеннолетних обучающихся и обучающихся – на педагогов, других работников образовательной организации;
  2. работников – на действия коллег, администрации, обучающихся и родителей.<…>

<…> Комиссия рассматривает разногласия участников образовательных отношений по заявлению одной из сторон конфликта:

  • обучающихся;
  • родителей или законных представителей;
  • работников образовательной организации.<…>

<…> Решения комиссии по урегулированию споров обязательны для всех участников образовательных отношений. Срок исполнения решений комиссия устанавливает самостоятельно, поэтому в локальном акте его указывать не надо (ч. 4 ст. 45 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Сторона конфликта может обжаловать решение комиссии (ч. 5 ст. 45 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Сделать это она может в общем порядке, в частности, в суде. Порядок обжалования в положение о комиссии не включайте, потому что рассматривать эту жалобу будет тот же состав комиссии, а это – не объективно. Связано это с тем, что никакой другой орган управления не вправе принимать решения, которые входят в компетенцию комиссии.<…>

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.