Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Что подразумевается под дополнительными образовательными программами в школе?

  • 14 декабря 2018
  • 43

Вопрос

Что подразумевается под дополнительными образовательными программами в школе?

Ответ

Школа помимо основных общеобразовательных программ может осуществлять реализацию программ дополнительных общеобразовательных программ. Это могут быть общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Для этого школа получает лицензию. Дополнительные общеобразовательные  программы могут быть художественной, спортивно-оздоровительной  и др. направленности.

Обоснование

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 ч. 4 ст. 23

<…>Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:<…>

<…>общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения<…>

Из рекомендации

Дополнительные общеразвивающие программы

<…>Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее – дополнительные общеразвивающие программы) являются определяющими для большинства образовательных организаций и преобладают среди дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008.

Дополнительные общеразвивающие программы отличаются от курсов внеурочной деятельности.

Дополнительные общеразвивающие программы направлены:

  • на создание базовых основ образованности и формирование общей культуры обучающихся, расширение их знаний о мире и о себе;
  • удовлетворение познавательного интереса и повышение информированности обучающихся в конкретной образовательной области;
  • оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающихся (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
  • накопление обучающимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Дополнительные общеразвивающие программы не выделяют каких-либо приоритетов среди способностей человека и развивают свойства личности, не ориентируя на подготовку деятелей культуры и мастеров спорта, в отличие от предпрофессиональных программ. Дополнительные общеразвивающие программы позволяют приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям, приобретать и реализовывать потребность в познании и творчестве, самореализовываться и самоопределяться личностно и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

В рамках общего развития перечень способностей человека включает следующие:

  • наблюдательность, способность воспринимать явления, факты – естественные, речевые, математические, эстетические и другие;
  • мышление, способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д.;
  • практические действия, способность создавать материальные объекты, производить ручные операции, используя (и развивая одновременно) восприятие и мышление.

Перечень способностей человека соотносится с планируемыми результатами освоения образовательных программ общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – общего образования). ФГОС общего образования определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Это сближает общее образование с дополнительным образованием и предопределяет их взаимодействие (интеграцию).

Таким образом, дополнительными общеразвивающими программами можно считать такие программы, в ходе освоения которых у обучающегося формируются универсальные учебные действия (далее – УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

При разработке дополнительной общеразвивающей программы целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие УУД. При этом каждая программа, транслирующая социокультурный опыт конкретного вида деятельности, предоставляет различные возможности для формирования учебных действий и определяет зону ближайшего развития соответствующих УУД. Так, дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности создают зону ближайшего развития для коммуникативной деятельности и для развития коммуникативных УУД; программы естественно-научной направленности – для познавательной деятельности и соответствующих ей УУД и т.д.

Для образовательных организаций дополнительного образования детей, общеобразовательных организаций первостепенный интерес представляют вопросы проектирования дополнительных общеразвивающих программ. Поэтому следует обратить внимание на типичные ошибки при подготовке таких программ.<…>

Из рекомендации

Программное обеспечение дополнительного образования

<…>Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ ).

Соответственно этому выделяются и два вида дополнительных образовательных программ (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ ):

  1. дополнительные общеобразовательные программы (в т. ч. общеразвивающие и предпрофессиональные);
  2. дополнительные профессиональные программы (в числе которых программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

Нормативно-правовыми основаниями разработки дополнительных общеобразовательных программ являются следующие документы:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41;
  • Концепция развития дополнительного образования детей;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008.<…>

Из рекомендации

Как принять в школу

<…>Образовательная организация и ее филиалы принимают на обучение на основании Порядка приема в школу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, по образовательным программам:

  1. начального общего;
  2. основного общего;
  3. среднего общего образования.

Также принимают на обучение по дополнительным программам. В таком случае порядок приема образовательная организация устанавливает самостоятельно (п. 3 Порядка приема в школу).<…>

<…>На дополнительные общеобразовательные программы принимайте любых лиц без требований к уровню образования, если иное не определяет специфика образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Самостоятельно разработайте правила приема на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. Включите туда особенности зачисления:

  • срок приема документов;
  • требования к документам для приема;
  • порядок работы с полученными документами;
  • основания для отказа в приеме документов;
  • порядок зачисления.

Срок приема документов устанавливайте с учетом срока реализации дополнительной образовательной программы и расписания занятий. Прием детей можете организовать в течение календарного года, если есть свободные места.

Перечень документов для приема устанавливайте отдельно для обучающихся школы и детей, которые не посещают школу. Например, родители, дети которых обучаются в школе, могут не предоставлять свидетельство о рождении ребенка и иные документы, подтверждающие родство. Эти документы есть в личном деле обучающегося.

В заявлениях родителей, дети которых не обучаются в школе, предусмотрите отметку об ознакомлении:

  • с уставом;
  • лицензией на образовательную деятельность;
  • образовательными программами;
  • другими документами, которые регламентируют образовательную деятельность, права и обязанности обучающихся.

Для обработки персональных данных получите согласие родителей.

Включите в правила приема последовательность действий при регистрации полученных документов или ссылку на региональный нормативный акт, которым этот порядок установлен.

Особенности приема зависят от платности обучения.

Ситуация 1. Обучение за счет средств бюджета

Требования к документам для приема на места за счет средств бюджета могут устанавливать региональные нормативные акты. В этом случае сделайте в правилах приема ссылку на соответствующий нормативный акт. Если требования к документам не утверждены, определите их самостоятельно.

Приказ о приеме на обучение за счет средств бюджета издайте после того, как получите заявление родителя и документы, необходимые для приема. Договор об образовании в этом случае заключать не нужно.

Ситуация 2. Обучение за счет родителей

До начала приема на платное обучение разместите на сайте образовательной организации, информационных стендах и в месте нахождения филиала информацию и сведения о дополнительных образовательных услугах (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706).

После приема заявления от родителя заключите с ним договор платных образовательных услуг.

Приказ о зачислении издайте в течение семи рабочих дней по аналогии с приказом о приеме на обучение в школу. Поскольку законодательством не определен срок издания приказа, закрепите его в правилах приема.

Ситуация: как принять на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта

Прием на такие программы проводите на основании результатов индивидуального отбора. Это позволит выявить способности в области физической культуры и спорта. Принимайте на обучение детей, только если отсутствуют противопоказания к занятию определенным видом спорта (ч. 6 ст. 67 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Порядок приема установлен приказом Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 731.<…>

Из рекомендации

Как получить лицензию на образовательную деятельность

<…>Получить лицензию на образовательную деятельность надо, когда организация планирует реализовывать образовательные программы (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966). Если планируете реализовать образовательные программы не только в головной организации, но и в филиале, то для него надо получить отдельное приложение к лицензии.

К лицензируемым относят программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • профессионального образования;
  • профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

дополнительного образования – общеобразовательные и профессиональные программы.<…>

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.