text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Как организовать работу школы по профилактике суицидов среди учащихся?

  • 15 мая 2017
  • 122

Вопрос

В связи с участившимися случаями выявления учащихся, посещающих сообщества с аутоагрессивной направленностью, таких, как "Синий кит" и другие, перед школой стоит вопрос: как вести работу в случае выявления таких учащихся? Как составить план индивидуальной работы с такими учащимися? Какие психологические диагностики существуют по выявлению аутоагрессивной направленности? Как организовать работу школы по профилактике суицидов среди учащихся?

Ответ

В первую очередь следует организовать работу школы по профилактике суицида и аутоагрессии. Среди таких мер выделяют работу с учащимися по правилам поведения в сети «Интернет». Об этом подробно описано в статье журнала «Справочник педагога-психолога. Школа», № 1, январь 2017 «Безопасность в социальной сети: психологические мастерские для подростков».

В Справочной системе «Образование» размещены следующие статьи по теме:

Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 1, январь 2015).

Работа с педагогами и родителями по предупреждению суицидального поведения детей (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 6, июнь 2015).

Суицид в подростковой среде: выявление и скрытая профилактика (Журнал «Справочник классного руководителя», № 3, март 2016).

Для выявления подростков, находящихся в группе риска, используют индикаторы суицидального риска – признаки, которые указывают на суицидальную готовность личности.

Различают:

  1. Словесные – видны в контексте беседы: сообщения о чувстве беспомощности; фразы, связанные с прощанием с жизнью, («последний раз смотрю на любимые фотографии…»); шутки о желании умереть; сообщения о плане или методе самоубийства; амбивалентность оценки значимых событий или людей (колебания между любовью и ненавистью); медленная и маловыразительная речь; самообвинения.
  2. Эмоциональные – внимание на контекст словесных посланий и невербальные сообщения (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова); переживание горя, чувство вины, неудачи, собственной малозначимости; опасения или страхи; выраженная растерянность; импульсивные действия.
  3. Поведенческие – внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или важной деятельности. Например, опрометчивые или безрассудные поступки, связанные с риском для жизни или здоровья; склонность к применению алкоголя и наркотических веществ; потребность во врачебной помощи без особой необходимости (при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней). Явная депрессия выражается в сниженном настроении, заторможенности, тоске. Признаки: расставание с любимыми вещами («Так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне…»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («Достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «А как вот эти таблетки действуют, почувствуешь что-нибудь или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом и своей собственной в частности.

О методах диагностики учащихся, подверженных аутоагрессии, читайте в статье Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 2, февраль 2015).

Если у учащихся выявлены суицидальные наклонности, или были зафиксированы случаи попыток детей лишить себя жизни, с ними следует проводить работу. Примерные методики и схемы практических занятий, которые можно применять в работе школы по профилактике суицидов приведены в статьях:

Программа групповых практических занятий «Мы выбираем жизнь!» для детей с суицидальным поведением (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 3, март 2015).

Аутоагрессия подростка: пусть мне будет хуже (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 12, декабрь 2015).

Работа с подростками, имеющими суицидальные намерения (Журнал «Справочник классного руководителя», № 4, апрель 2016).

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.