text

Бесплатный вебинар: "Какие документы разместить на сайте образовательной организации?" Участвовать бесплатно

Справочник руководителя образовательного учреждения

Как организовать работу школы по профилактике суицидов среди учащихся?

  • 15 мая 2017
  • 117

Вопрос

В связи с участившимися случаями выявления учащихся, посещающих сообщества с аутоагрессивной направленностью, таких, как "Синий кит" и другие, перед школой стоит вопрос: как вести работу в случае выявления таких учащихся? Как составить план индивидуальной работы с такими учащимися? Какие психологические диагностики существуют по выявлению аутоагрессивной направленности? Как организовать работу школы по профилактике суицидов среди учащихся?

Ответ

В первую очередь следует организовать работу школы по профилактике суицида и аутоагрессии. Среди таких мер выделяют работу с учащимися по правилам поведения в сети «Интернет». Об этом подробно описано в статье журнала «Справочник педагога-психолога. Школа», № 1, январь 2017 «Безопасность в социальной сети: психологические мастерские для подростков».

В Справочной системе «Образование» размещены следующие статьи по теме:

Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 1, январь 2015).

Работа с педагогами и родителями по предупреждению суицидального поведения детей (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 6, июнь 2015).

Суицид в подростковой среде: выявление и скрытая профилактика (Журнал «Справочник классного руководителя», № 3, март 2016).

Для выявления подростков, находящихся в группе риска, используют индикаторы суицидального риска – признаки, которые указывают на суицидальную готовность личности.

Различают:

  1. Словесные – видны в контексте беседы: сообщения о чувстве беспомощности; фразы, связанные с прощанием с жизнью, («последний раз смотрю на любимые фотографии…»); шутки о желании умереть; сообщения о плане или методе самоубийства; амбивалентность оценки значимых событий или людей (колебания между любовью и ненавистью); медленная и маловыразительная речь; самообвинения.
  2. Эмоциональные – внимание на контекст словесных посланий и невербальные сообщения (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова); переживание горя, чувство вины, неудачи, собственной малозначимости; опасения или страхи; выраженная растерянность; импульсивные действия.
  3. Поведенческие – внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или важной деятельности. Например, опрометчивые или безрассудные поступки, связанные с риском для жизни или здоровья; склонность к применению алкоголя и наркотических веществ; потребность во врачебной помощи без особой необходимости (при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней). Явная депрессия выражается в сниженном настроении, заторможенности, тоске. Признаки: расставание с любимыми вещами («Так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне…»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («Достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «А как вот эти таблетки действуют, почувствуешь что-нибудь или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом и своей собственной в частности.

О методах диагностики учащихся, подверженных аутоагрессии, читайте в статье Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 2, февраль 2015).

Если у учащихся выявлены суицидальные наклонности, или были зафиксированы случаи попыток детей лишить себя жизни, с ними следует проводить работу. Примерные методики и схемы практических занятий, которые можно применять в работе школы по профилактике суицидов приведены в статьях:

Программа групповых практических занятий «Мы выбираем жизнь!» для детей с суицидальным поведением (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 3, март 2015).

Аутоагрессия подростка: пусть мне будет хуже (Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 12, декабрь 2015).

Работа с подростками, имеющими суицидальные намерения (Журнал «Справочник классного руководителя», № 4, апрель 2016).

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.