text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Индивидуальное обучение ребенка-инвалида: как поступить школе?

  • 1 марта 2017
  • 171

Вопрос

В разделе ИПР ребенка-инвалида «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» прописано: Получение общего образования: Начальное: обучение по индивидуальной программе общеобразовательной школы. В школу ИПР передана, когда ребенок-инвалид в 2009 году поступил в первый класс. Ребенок получил начальное общее образование.

Вопросы:
1) Должны ли вноситься изменения в ИПР, если в ней написано, что «ИПР разработана на срок до достижения возраста 18 лет» (т.е. выдана 26 августа 2009 года, а разработана до 2019 года);
2) Если изменения не внесены, может ли школа считать, что дав ребенку начальное общее образование, свою задачу она выполнила?
3) Что понимается Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы под индивидуальной программой общеобразовательной школы? Родители понимают это как индивидуальное обучение ребенка-инвалида.
Финансируется индивидуальное обучение (от 8 часов в начальной школе до 11/ 12 часов в старшей школе) только организованное на дому. Родители не хотят обучения на дому. Ребенок инклюзивно занимается в классе. Психолого-педагогическое сопровождение оказывают тьютор, психолог.
4) Вправе ли родители, ссылаясь на статью 79 ФЗ-273 и ИПР (обучение по индивидуальной программе общеобразовательной школы) требовать организации индивидуального обучения в школе, а также оценивания знаний ребенка не в соответствии с общеобразовательной программой (адаптированной по 1 варианту), а в соответствии с возможностями ребенка. При этом планируется прохождение государственной итоговой аттестации (в форме ГВЭ).
Ребенок-инвалид имеет основной диагноз G 80.1, сопутствующий F06.8, F06.7

Ответ

Обоснование из рекомендации

Необходимо ли рецензировать адаптированную образовательную программу школы?

<…>Согласно Закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальные программы реабилитации (далее – ИПР) инвалидов (в т. ч. детей-инвалидов) разрабатывают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.<…>

Внести изменения в ИПР может только то учреждение, которым она разработана. ОО не имеет полномочий вносить изменения в ИПР. Обучающийся доучивается по той программе, которая для него разработана.

Понятия «индивидуальная программа» и «индивидуальное обучение» не определяются на законодательном уровне. Точно определить, что федеральным учреждения медико-социальной экспертизы понималось под формулировкой «индивидуальная программа общеобразовательной школы», не представляется возможным. Однако законодательство об образовании закрепляет за обучающимися и их родителями право на обучение ребенка по индивидуальному учебному плану, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Из рекомендации

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

<…> Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются:

  • для обучающихся с ОВЗ – адаптированной образовательной программой школы соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;
  • для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации. <…>

Следовательно, на сегодняшний день, основанием для обучения по адаптированной программе являются: заявление родителей и рекомендация ПМПК (см. Как получить заключение ПМПК).

Если родители настаивают на создании специальных условий для образования обучающегося, то требуется подтверждение необходимости создания таких условий (например, рекомендация ПМПК или ИПР). В соответствии с указанной ИПР индивидуальное обучение ребенка-инвалида на уровне основного общего образования не требуется.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п. 2 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если ребенок не усваивает программу, родители обязаны наравне с образовательной организацией предпринять все необходимые меры для того, чтобы были созданы условия, при которых ребенок сможет ее освоить в полном объеме. Например, пройти обследование ПМПК для получения более точных и актуальных рекомендаций по его обучению. С 2009 года состояние ребенка могло измениться. Родители вправе также пройти обследование заново и получить новую ИПР. В рамках действующего законодательства обучать ребенка по адаптированной программе без рекомендации ПМПК нельзя.

Промежуточная аттестация проводится по той программе, по которой ребенок обучался. Текущий контроль успеваемости ОО определяет самостоятельно, родители не имеют права предъявлять свои требования к оцениванию обучающегося.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Закона № 273-ФЗ). Если индивидуальное обучение ребенка-инвалида проходит по адаптированной программе, то она уже учитывает его особенности и индивидуальные возможности, и аттестация, соответственно, будет проводиться по ней.

Из рекомендации

Проводится ли в отношении детей с ОВЗ государственная итоговая аттестация?

<…>Согласно подп. "б" п. 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400, подп. "б" п. 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394, ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

Таким образом, обучающиеся с ОВЗ имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ.

Кроме того, дети с ОВЗ согласно вышеназванным порядкам имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию сдавать ГИА в форме ОГЭ (9 классы) и ЕГЭ (11 классы).<…>

Форма и порядок текущего контроля успеваемости обучающегося не ограничивает его в праве на прохождения ГИА в форме ГВЭ.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.