text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Какой существует порядок организации углубленного изучения предметов?

  • 1 марта 2017
  • 924

Вопрос

Образовательная организация планирует получить статус "гимназия". Какие действия необходимо предпринять?
Какой существует порядок организации углубленного изучения предметов?

Ответ

Отвечает Анна Ивлева, юрист-эксперт

Обоснование

При организации углубленного изучения предметов необходимо внести изменения в учебный план и разработать рабочие программы по тем предметам, по которым предполагается углубленное обучение.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену (п. 10.4. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Процедуру выбора предметов для углубленного изучения или профиля обучения, которые будет реализовывать образовательная организация, особенности формирования и процентное соотношение классов с углубленным изучением предмета (профильного обучения) и обычных классов не являются обязательными для включения в Устав. Однако по желанию ОО, и по согласию Учредителя, эти положения могут быть включены в Устав.

В некоторых случаях, в ОО с углубленным изучением предметов обучающиеся принимаются на основании индивидуального отбора.

Из рекомендации

Комментарий к гл. 7 "Общее образование" Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

<…>Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством субъекта РФ. Таким образом, если регион примет соответствующее решение, можно организовать индивидуальный отбор в образовательные организации на законных основаниях (если речь идет об организации углубленного изучения предметов или программ профильного обучения). <…>

Из рекомендации
Учебно-методическое и программное обеспечение профильного обучения

<…> Для осуществления профильного обучения и предпрофильной подготовки администрация образовательной организации разрабатывает локальный нормативный документ – Положение о профильном обучении по образовательным программам среднего общего образования, которое регламентирует порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе среднего общего образования при дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Внимание: профильное обучение – это организация образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации

Также необходимо подготовить ряд других документов:

1. Программы профильных предметов, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. приказом Министерства образования России от 05.03. 2004 № 1089, профилю предметов.

Внимание: направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы образовательной организации.

2. Программы базовых предметов (сложность разработки программ базовых программ не только в том, чтобы сократить объем предметного материала, но и в том, чтобы учесть специфику обучающихся. Если базовый предмет преподается для гомогенного профильного класса (группы), то следует учитывать особенность профиля. При определении содержания базового предмета в универсальном классе или в модели организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов следует четко сформулировать образовательные цели и задачи курса, так как они могут варьироваться в широком интервале).

3. Программы элективных курсов.

4. Программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

5. Программы курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (задачи профильной и предпрофильной ориентации обучающихся возможно и желательно решать при преподавании основных предметов. Это не требует значительной коррекции программы. Достаточно лишь выделить в программе темы, при изучении которых можно познакомить обучающихся с профессиями, связанными с этим предметом, с возможными траекториями продолжения образования в данной предметной области).

Учебно-методическое обеспечение включает в себя учебники, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ), в т. ч. методический пакет КИМ, используемых для проведения внутришкольного мониторинга профильного обучения в образовательной организации и т. д.

Также администрация образовательной организации на основании ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая устанавливает право обучающегося и его родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией, может использовать анкеты по формированию учебного плана:

Из рекомендации

Сколько часов требуется для организации углубленного изучения предмета и с какого класса возможно углубленное изучение предмета?

<…> Если образовательная организация (далее – ОО) не перешла на ФГОС, то учебный план разрабатывается на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 (далее – Приказ № 1312), а также региональных учебных планов. В соответствии с приказом № 1312, организация углубленного изучения предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения в 10–11-х классах.<…>

<…>Если ОО реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, то согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (далее – ООП), утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП.

При этом ФГОС не регламентирует количество часов по учебному предмету. Определены только обязательные предметные области, минимальный и максимальный объем часов учебного плана. Поэтому ОО вправе распределять количество часов по обязательным предметам самостоятельно. На основании:

  • п. 19.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • п. 18.3.1 ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • п. 18.3.1 ФГОС С(П)ОО, утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".<…>

<…> Утверждение ООП и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом ОО.<…>

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.