Программа ускоренного обучения

63

Вопрос

Ученик желает закончить 8 и 9 класс за один год по программе ускоренного обучения. Каковы в этом случае действия образовательной организации, родителей обучающегося, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (нормативно-правовая база, особенности реализации индивидуального учебного плана, если это индивидуальный учебный план, то как учителю организовать одновременно урок со всем классом и этим учеником, как количество часов за 8-9 класс реализовать за один год, при этом учесть нормы СанПиНа, перегрузку ученика, т.е. как на практике организовать ускоренное обучение).

Ответ

Освоение программы ускоренного обучения 8 и 9 классов за один учебный год целесообразно осуществить с применением семейной формы образования полностью или частично.

Обоснование
Полноценное освоение образовательной программы за 8 и 9 класс за один учебный год в очной форме в организации нарушит нормы СанПиН, устанавливающие предельную нагрузку обучающихся. Федеральное законодательство и законодательство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не дает рекомендаций по данному вопросу. В таком случае возможны два способа организации ускоренного обучения такому обучающемуся.

Способ 1: Совмещение форм получения образования (ч. 4 ст. 17 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Образование может быть получено в образовательной организации и вне ОО в форме семейного образования (ч. 1 ст. 17 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Можно совместить получение образования в школе за 8 класс и семейное образование по изучению программы 9 класса. В таком случае обучающийся осваивает в образовательной организации программу 8 класса вместе со сверстниками, а программу 9 класса самостоятельной в форме семейного образования с правом прохождения промежуточной и итоговой аттестации в школе. Поскольку обучение в школе не проводится, индивидуальный учебный план составлять не нужно. В этом случае ответственность за качество освоения содержания программы несут родители обучающегося.

Для реализации этого способа родителям нужно написать заявление об освоении обучающимся программы 9 класса в форме семейного образования и по формальному принципу уведомить орган местного самоуправления (ч. 5 ст. 63 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Сложности могут возникнуть только при составлении графика аттестации, поскольку потребуется уложиться в сроки, которые позволят провести аттестацию за 8 и 9 класс с учетом установленных Минобрнауки России сроков.

Способ 2: Полный переход обучающегося на семейное образование.

В таком случае родители обучающегося должны написать заявление об отчислении обучающегося. В этом случае обучающийся не входит в контингент образовательной организации, но за ним сохраняется право прохождения аттестации в школе.

График аттестации можно будет утвердить с учетом интенсивности освоения им программ. Например, аттестацию за 8 класс провести в декабре, а за 9 класс в мае с последующим прохождением ГИА вместе с остальными обучающимися в общие сроки. В таком случае обеспечивается индивидуальный подход.

В Справочной системе «Образование» размещен примерный шаблон Графика промежуточной аттестации (при семейной форме получения образования).

Обучающемуся в форме семейного образования предоставляются все необходимые учебники и учебные пособия (ст. 35 Закона об образовании), а также обеспечивается предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в порядке, установленном постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26.07.2013 № 281-п.

Финансирование должно определяться учредителем исходя из нормативных затрат на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затрат на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затрат на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (п. 5 Письма Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме").

Дополнительно воспользуйтесь рекомендацией «Пошаговая инструкция. Порядок действий образовательной организации при выборе родителями (законными представителями) обучающегося получения образования в формах семейного образования и самообразования».

Взаимоотношения между родителями и школой в этом случае определяются в заявлении родителей о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. В приказе о проведении аттестации можно указать на возможность экстерна предварительно консультироваться с педагогами при возникновении у него сложностей в обучении.

Индивидуальная работа с обучающимися входит в учебную нагрузку педагогического работника (п. 1.2. Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утв. приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601). Поэтому в случае привлечения педагогов к индивидуальным консультациям с экстерном с ними заключается дополнительное соглашение к трудовому договору в порядке ст. 60.2 ТК РФ и устанавливается соответствующая доплата за увеличение объема работ в порядке ст. 151 ТК РФ. При этом следует учитывать обязанность работодателя устанавливать равную оплаты за труд равно сложности, установленную ст. 22 ТК РФ.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль