Режим занятий в школе полного дня

30

Вопрос

Какие нормативные документы есть по ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ? Чем можно воспользоваться для обоснования режима занятий в школе и его содержательного наполнения

Ответ

Для организации работы и составления режима занятий в школе полного дня рекомендуется руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 и письмом Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296.

Обоснование из рекомендации

«Группа продленного дня как форма организации внеурочной деятельности обучающихся»

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 группы продленного дня (далее – ГПД) в школе должны стать одной из форм организации внеурочной деятельности обучающихся, при которой так же, как и во время урочной деятельности, происходит освоение основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП).

Модель "школы полного дня" подразумевает реализацию внеурочной деятельности обучающихся преимущественно воспитателями ГПД и позволяет организовать образовательную деятельность в течение всего дня. Внеурочная деятельность в ГПД может осуществляться в виде экскурсий, олимпиад, соревнований, работы секций, кружков и т. п. Она реализуется в процессе организации отдыха на свежем воздухе, во время т. н. "клубного часа ", но может осуществляться и во время самоподготовки, если организуется в виде индивидуальной или групповой проектной, исследовательской или творческой деятельности.

Внимание:

Реализация внеурочной деятельности при модели "школы полного дня" возможна при соблюдении следующих обязательных условий:

  • зонирование образовательной среды и определение пространств для организации различных видов деятельности обучающегося (спортивной, познавательной, игровой, исследовательской); чередование видов деятельности, смена пространств или зон;
  • содержательное единство воспитательной системы и ООП;
  • создание здоровьесберегающей среды, предусматривающей не только соблюдение санитарных правил и норм, но и рациональную организацию образовательной деятельности, оптимизацию двигательной активности обучающихся;
  • возможность построения индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательной организации в течение всего дня;
  • интеграция основных и дополнительных образовательных программ;
  • предоставление возможности для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, что способствует личностному развитию обучающихся.

Для организации различных видов внеурочной деятельности "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), рекомендуют использовать все образовательное пространство школы: читальный, актовый и спортивные залы, компьютерный класс, библиотеку, а также помещения близко расположенных учреждений детского досуга, стадионы, различные спортивные сооружения.

Согласно п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 в общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

  • полдника и прогулок для всех учащихся;
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Из рекомендации

«Организация самоподготовки обучающихся в режиме группы продленного дня»

Согласно приложению 6 к "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10" (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, структурными единицами организации деятельности детей в ГПД обычно являются: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2–3-х классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Внимание:

Самоподготовка обучающихся состоит из нескольких этапов:

  • организационный момент;
  • подготовка к самостоятельной работе;
  • самостоятельная работа;
  • самоконтроль и самопроверка работы;
  • подведение итогов самоподготовки.

Организационный момент(1–2 мин) включает подготовку рабочего места, уточнение задания, которое следует выполнить каждому обучающемуся.

Подготовка к самостоятельной работе (до 5 мин). На данном этапе обучающиеся вспоминают тему урока, правила, схемы или таблицы, по которым работали в классе.

Самостоятельная работа(2–3-е классы – до 1,5 ч; 4–5-е классы – до 2 ч). Воспитателю ГПД очень важно договориться с учителем начальных классов о возможности выполнения обучающимися с повышенной мотивацией к обучению творческого домашнего задания, а слабоуспевающими обучающимися – дозированных заданий на отработку того или иного конкретного умения. Следует спрашивать с обучающегося выполнение того задания, которое находится в зоне его актуального развития, т. е. которое он может сделать его сам, без посторонней помощи.

Внимание:

Воспитателю ГПД в процессе организации самоподготовки обучающихся важно уделять внимание достижению следующих метапредметных результатов:

  • освоение младшими школьниками:
    • способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение обучающимися:
    • способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    • умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • умением понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностью конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Самооценка, взаимопроверка, оценка работы (до 10 мин). Воспитатель организует самопроверку, при которой обучающийся учится контролировать свои действия. Кроме проверки по образцу полезно учить обучающихся способам самопроверки: делать обратное вычисление, проверять написание по словарю и т. п.

Подведение итогов работы (до 2–3 мин). Воспитатель подводит итоги выполнения домашнего задания обучающимися. Если есть дети, которые не выполнили до конца домашнее задание по причине возникновения трудностей, низкого темпа работы, не рекомендуется предлагать им выполнить задание дома, т. к. такая работа будет малопродуктивной и может вызвать у ребенка негативное отношение к учебе.

При организации самоподготовки можно воспользоваться памяткой.

Таким образом, для организации работы «школы полного дня» рекомендуется руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 и письмом Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль