Какие изменения были внесены в требования ФГОС к структуре рабочей программы?

47

Вопрос

Приказы Минобраз 1576 и 1577 вносят изменения в требования ФГОС к структуре рабочей программы, упрощают их. Но в них ничего не говорится о поурочном (календарно-тематическом) планировании. Означает ли это, что: а). Такого документа может не быть у учителя? б). Структура поурочного(календарно-тематического планирования) может быть разной и закреплена локальным актом ОО? В каком документе прописывается деятельность обучающихся (ранее ФГОС требовал прописывать в рабочей программе) или теперь это требование отсутствует в принципе?

Ответ

Внесенные изменения упростили требования к рабочей программе. Тематическое планирование является частью рабочей программы ОО и утверждается соответствующим локальным актом. Необходимость составления поурочного плана и его оформление регулируется локальным актом образовательного учреждения. Требование к указанию деятельности обучающихся в рабочей программе отсутствует, однако Вы вправе самостоятельно определить виды деятельности обучающихся и закрепить это соответствующим локальным актом.

Обоснование

1-2 вопрос

Из рекомендации

Разработка основной образовательной программы основного общего образования

Основным документом, обеспечивающим реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, в образовательной организации (далее – ОО), является основная образовательная программа (далее – ООП).

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная программа определяет содержание образования.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательная программа как документ, регламентирующий деятельность образовательной организации, включает:

1) учебный план;

2) календарный учебный график;

3) рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;

4) оценочные и методические материалы.

Таким образом, образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательную программу.

Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на срок освоения предмета, ежегодно в нее вносятся изменения в виде календарно-тематического планирования, что закрепляется соответствующим приказом "О внесении изменений в рабочие программы".

Таким образом, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы является частью рабочей программы ОО и утверждается соответсвующим локальным актом.

Из рекомендации

Нужно ли к каждому уроку иметь план-конспект?

Необходимость иметь педагогическому работнику планы-конспекты уроков и (или) занятий внеурочной деятельности может быть установлена на уровне образовательной организации.

При этом локальные нормативные акты, соблюдение которых является для педагогического работника обязательным, не должны идти вразрез с правами и обязанностями педагогических работников, закрепленными в трудовых договорах и должностных инструкциях (ч. 6 ст. 47 Закона № 273-ФЗ).

Должностные обязанности по конкретным должностям педагогических работников определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") (далее – ЕКС), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Положения ЕКС используются для разработки должностных инструкций педагогических работников в каждой образовательной организации.

Поскольку при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ по соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (п. 5 ЕКС), в должностной инструкции педагогического работника можно зафиксировать обязанность разрабатывать на каждое учебное занятие (урочное и (или) внеурочное) планы-конспекты (поурочные планы, технологические карты и т. п.).

Ведение школьной документации по предмету – это часть работы учителя-предметника. Необходимость составления поурочного плана, его оформление в печатном виде и порядок предъявления администрации регулируется локальным актом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 2,3 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ, педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), а также свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

Следовательно, педагогический работник обладает самостоятельностью в планировании урока.

Однако следует учитывать, что при осуществлении своей деятельности педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, а также учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (п. 5,6 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами, педагогические работники несут ответственность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, учитывается при прохождении ими аттестации. (ч. 4 ст. 48 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительно сообщаем, что поурочное планирование, согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 07.02.2001 года № 22-06-147 "О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений", является предметом изучения при осуществлении внутришкольного контроля. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. По результатам внутришкольного контроля формируются выводы и предложения по совершенствованию работы педагогического работника или определяются меры по устранению выявленных нарушений, итоги инспектирования оформляются в виде справки, акта (приказа, распоряжения) и могут быть обсуждены на методическом объединении, педагогическом совете, отражены в приказе по образовательному учреждению.

3. Да, действительно, в новой редакции ФГОС отсутствует требование к указанию деятельности обучающихся в рабочей программе, однако если Вы вправе самостоятельно определить виды деятельности обучающихся и закрепить это соответствующим локальным актом.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Трудовой договор с работником: где ошибаются директора

2. Что изменилось в экзаменационной кампании в 2017 году

3. Договор подряда, который защитит интересы школы

4. Профессиональные стандарты: что уже сейчас поменять в работе заместителя директора

5. Что изменилось в системе оплаты труда в 2017 году



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль