Возможно ли, чтобы в совет обучающихся входили дети 6-11 классов?

114

Вопрос

Возможно ли, чтобы в совет обучающихся входили дети 6-11 классов? В уставе школы написано: избираемыми членами являются представители совета обучающихся от каждой параллели (6-10) классов в количестве 5 человек. Является ли это нарушением, что в совет школы входят несовершеннолетние?

Ответ

Несовершеннолетние могут входить в состав советов обучающихся. Однако, порядок их создания не может определяться уставом или локальными актами образовательной организации, так как они создаются по собственной инициативе обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В случае создания такого совета, образовательная организация может определить в локальном акте порядок взаимодействия с ними.

В состав коллегиальных органов управления на добровольной основе могут входить обучающиеся, в том числе несовершеннолетние или родители. Таким органам рекомендуется присваивать иные наименования. Однако, органы управления, создаваемые организацией в соответствии с уставом, не могут заменять советы обучающихся, выполняя их полномочия.

Обоснование

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей) (ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ).

Соответственно, законодательство определяет два вида органов учета мнения обучающихся – совет обучающихся и совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся). Вместе с тем, участие несовершеннолетних в таких советах не запрещено, в них могут входить как сами ученики, так и их родители. Порядок создания советов они определяют самостоятельно и по собственной инициативе. Их наличие не является обязательным требованием. Если они не создаются обучающимися (родителями), то и необходимости учета их мнения нет.

В уставе могут определяться только органы управления организации (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ). При необходимости учета мнения обучающихся (родителей) они не полномочны выступать в качестве советов обучающихся.

Из рекомендации

Являются ли советы обучающихся органами управления образовательной организации?

<…> Вместе с тем, ч. 6 ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено создание органов, представляющих интересы обучающихся в целях учета их мнения, а не коллегиальных органов управления. Органы, созданные в целях учета мнения обучающихся, могут иметь различные наименования – советы обучающихся, советы родителей, либо называться иным образом. Вместе с тем, как бы данный орган ни назывался, он имеет вполне определенную правовую природу – он создан для обеспечения учета мнения обучающихся при решении ряда вопросов. <…>

Из рекомендации

Надо ли описывать советы обучающихся в уставе образовательной организации?

<…> Советы обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации (далее – ОО) и не принимают никаких управленческих решений. Сама ОО не создает советы обучающихся, а потому не фиксирует в своих документах (уставе, локальных нормативных актах) ни решение о создании советов обучающихся, ни их структуру, ни порядок их работы и управления ими. <…>

Следовательно, в уставе или локальном акте не должны определяться порядок создания и условия формирования советов обучающихся, советов родителей. Данный вопрос не входит в компетенцию образовательной организации. Если от обучающихся или родителей несовершеннолетних обучающихся не исходит такой инициативы, то они могут и не создаваться в образовательной организации. В локальном акте можно предусмотреть только порядок взаимодействия с такими советами.

Из рекомендации

Отличие совета обучающихся от коллегиальных органов управления с участием обучающихся

<…> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") не лишает образовательные организации (далее – ОО) возможности создать отдельный коллегиальный орган управления со своей компетенцией, состоящий из обучающихся и их родителей (законных представителей), либо включить указанных лиц в состав какого-то существующего коллегиального органа управления. Статья 26 закона предусматривает, что в ОО не только формируются прямо поименованные коллегиальные органы управления, но могут формироваться и другие коллегиальные органы управления. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов, порядок принятия ими решений и выступления от имени ОО устанавливаются уставом организации в соответствии с законодательством РФ. <…>

<…> Кроме того, могут быть сформированы отдельные коллегиальные органы управления, выражающие позицию именно обучающихся и их законных представителей (по аналогии с тем, как общее собрание работников, являясь коллегиальным органом управления, выражает позицию работников, а педагогический совет – педагогических работников ОО). Такие органы теперь нецелесообразно называть "советами обучающихся", чтобы не вносить путаницу с точки зрения различения коллегиального органа управления, предусмотренного уставов, и органа, сформированного в инициативном порядке и выражающего мнения соответствующих участников образовательных отношений.

Пример:

В образовательной организации согласно ее уставу могут функционировать комитеты обучающихся, конференции или собрания обучающихся. <…>

Следовательно, если уставом предусматривается создание таких коллегиальных органов управления, то они не должны именоваться советами обучающихся или советами родителей обучающихся.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль