Вопрос по рабочей программе учителя

35

Вопрос

Изменились ли требования к структуре рабочей программе учителя?
В соответствии с приказом 1576 от 31.12.2015 "О внесении изменений в ФГОС НОО...", произошли изменения в требованиях к структуре РП, можем ли мы, на основании данного приказа, оставить в рабочей программе учителя только три пункта:

1) планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы определением основных видов учебной деятельности обучающихся?

Тогда возникает еще вопрос: "Календарно-тематическое планирование учителя пишут или нет?И  какие графы там должны быть?" Какими документами (положениями) мы должны руководствоваться?

Ответ

В соответствии с изменениями в ФГОС в рабочей программе учителя допустимо оставить указанные пункты. В рамках рабочей программы должен быть составлен календарно-тематический план.

Обоснование по рекомендации: «Структура рабочей программы учителя»

Понятие «рабочая программа» закреплено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в составе определения образовательной программы. Под рабочей программой учителя  следует понимать документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям основной образовательной программы (далее – ООП) общего образования и возможностям конкретной учебной дисциплины / курса внеурочной деятельности в достижении этих целей.

В условиях одновременного действия федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования и федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС) структура рабочей программы учителя регламентируется локальным нормативным актом. Несмотря на то, что ФКГОС не содержит требований к структуре рабочей программы учителя, на локальном уровне их необходимо разработать во избежание разночтений в части соответствующих должностных обязанностей педагогических работников.

Целесообразно ориентироваться на требования ФГОС общего образования даже в отношении тех рабочих программ учителя, которые составлены на основе ФКГОС. Это позволить достичь единообразия позиций, включая согласованность Положения о рабочей программе с другими локальными нормативными актами образовательной организации.

Согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего и основного общего образования (см. п. 5 и п. 10 изменений, утв. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 и от 31 декабря 2015 г. № 1577, соответственно), структура рабочей программы учителя должна иметь следующий обязательный состав компонентов:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Указанный обязательный состав структурных компонентов рабочей программы распространяется как на рабочие программы дисциплин учебного плана, так и на рабочие программы курсов внеурочной деятельности, поскольку и урочная, и внеурочная деятельность являются учебной. Такой подход содержится в требованиях ФГОС общего образования к календарному учебному графику, закрепляющего «чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)».

С учетом права ОО детализировать установленный ФГОС обязательный состав структурных компонентов рабочей программы в разделе «Планируемые результаты» целесообразно отразить:

  • каким образом изучаемый предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования;
  • какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими в силу возрастных особенностей учащихся, на которых рассчитана программа;
  • каким образом в процессе изучения предмета организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);
  • как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).

В разделе «Содержание учебного предмета, курса» дается краткая характеристика содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и др.). Отобранное содержание разбивается на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования, если оно предусмотрено Положением о рабочей программе.

Раздел «Тематическое планирование рабочей программы» оформляется с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Образовательная организация вправе конкретизировать и (или) расширить состав разделов тематического планирования. К примеру, в тематическом планировании можно отразить особенности реализации в учебных занятиях системно-деятельностного подхода посредством включения в тематическое планирование указания на виды деятельности учащихся.

Любые дополнения, конкретизирующие структуру рабочих программ учителя, фиксируются в Положении и рабочей программе.

Вариант оформления календарно-тематического плана учебного курса в соответствии с требованиями ФГОС

  • Тема урока
  • Кол-во часов
  • Тип урока
  • Планируемые предметные результаты
  • Планируемые метапредметные результаты
  • Деятельность обучающихся
  • Использование учебного оборудования
  • Использование компьютерного оборудования
  • Внеурочная деятельность.

Также советуем обратить внимание на рекомендацию «Какими нормативными документами нужно руководствоваться при формировании календарного учебного графика ОО?»

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Трудовой договор с работником: где ошибаются директора

2. Что изменилось в экзаменационной кампании в 2017 году

3. Договор подряда, который защитит интересы школы

4. Профессиональные стандарты: что уже сейчас поменять в работе заместителя директора

5. Что изменилось в системе оплаты труда в 2017 году



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль