Может ли в школе быть должность педагога по дополнительному образованию детей?

144

Вопрос

Вправе ли муниципальная общеобразовательная организация иметь в штатном расписании должность педагога дополнительного образования? Какими нормативными документами регламентируется возможность ОО вести дополнительное образование детей?

Ответ

1.Наличие в штате образовательной организации педагогического работника, обладающего соответствующей квалификацией и стажем для ведения дополнительного образования детей является одним из условий получения лицензии.

2. Основными нормативными документами, регламентирующими возможность образовательной организации вести дополнительное образование детей являются: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Обоснование

Одним из видов дополнительного образования является дополнительное образование детей и взрослых (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Федеральный закон № 273).

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 273).

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей (ч. 2 ст. 75 Федерального закона № 273). К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Федерального закона № 273). Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ч. 4 ст. 75 Федерального закона № 273). Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с Федеральным законом № 273 (ч.5 ст. 75 Федерального закона № 273).

Образовательная деятельность подлежит лицензированию (ч.1 ст. 91 Федерального закона N 273-ФЗ).

В соответствии с Перечнем образовательных услуг по реализации образовательных программ к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), реализация дополнительных общеобразовательных программ требует получения лицензии.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации (ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 273).

Таким образом, муниципальная общеобразовательная организация вправе осуществлять дополнительное образование детей при наличии лицензии.

Одним из требований к получению образовательной лицензии является наличие соответствующих педагогических работников, обладающих соответствующей квалификацией и стажем (п. д ч. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).

Порядок лицензирования дополнительного образования детей определен в Положении о лицензировании образовательной деятельности.

Обращаю Ваше внимание, лицензия не нужна, если речь идет о разовых семинарах, уроках и после которых не предполагается (не проводится) итоговая аттестация и не выдаются документы об образовании или свидетельствующие о квалификации.

Кроме получения соответствующей лицензии, образовательная организация должна указать в уставе соответствующую дополнительную общеобразовательную программу с указанием уровня образования и (или) направленности (п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273).

Регламентировать в уставе образовательной организации:

  • цель и задачи дополнительного образования;
  • основные направления дополнительного образования;
  • особенности образовательного процесса в рамках дополнительного образования;
  • виды детских объединений по интересам;
  • типы программ (типовые (примерные), модифицированные, авторские), которыми определяется содержание дополнительного образования;
  • требования к обучающимся, посещающим объединения по интересам дополнительного образования;
  • требования к педагогам, работающим в блоке дополнительного образования;
  • основу оказания дополнительных образовательных услуг: платная, бесплатная, смешанная.

Разработать и утвердить документацию, регламентирующую создание и деятельность блока дополнительного образования детей:

  • положение о блоке дополнительного образования детей;
  • приказ о создании блока дополнительного образования детей;
  • учебный план по дополнительному образованию на учебный год;
  • расписание занятий объединений по интересам в блоке дополнительного образования;
  • планы работы объединений дополнительного образования;
  • индивидуальную карту обучения и развития обучающегося в системе дополнительного образования;
  • сведения о комплектовании объединений дополнительного образования по возрастному составу и годам обучения;
  • сведения о наполняемости объединений по интересам;
  • итоги проверки посещаемости занятий детских объединений;
  • сведения о составе педагогических кадров дополнительного образования;
  • должностные инструкции (обязанности) педагогов, занятых в блоке дополнительного образования;
  • план дидактической работы педагогов дополнительного образования;
  • карту мониторинга деятельности педагога дополнительного образования;
  • анкету для родителей;
  • образец заявления для родителей;
  • другую необходимую документацию.

Из рекомендации

Основные этапы создания блока дополнительного образования детей

Процесс создания блока дополнительного образования детей в образовательной организации включает три основных этапа. Первый этап – аналитический, на котором образовательная организация внимательно анализирует цели и задачи деятельности образовательной организации, определяет запросы детей и родителей изучает основные нормативные документы. Главной задачей второго – проектировочного – этапа является разработка общей схемы деятельности блока дополнительного образования детей. На третьем этапе следует внести соответствующие изменения в устав и разработать соответствующую документацию, регламентирующую создание и деятельность блока дополнительного образования детей. Оформить трудовые отношения с педагогами, утвердить соответствующие образовательные программы. Заключить договор о сотрудничестве с одним или несколькими специализированными организациями: центром (домом) детского творчества, детской спортивной школой, музеем, библиотекой.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль