Какую образовательную программу выбрать для обучающегося с ОВЗ?

36

Вопрос

В школе разработана программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. В коллегиальном заключении ребенка: по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены следующие особенности, препятствующие получению образования без создания специальных условий: уровень психического развития ниже возрастной нормы, и данные экспериментально-психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности; дизорфография; ЗУН сформированы недостаточно. Таким образом, установлен статус ребенка с ОВЗ. Рекомендуемая программа: обучение по адаптированной общеобразовательной программе с учётом индивидуальных психофизических особенностей ребенка. Опираясь на заключение ПМПК на какую программу нам опираться, составляя программу для ребёнка с таким заключением?

Ответ

Обучение детей с ОВЗ в образовательных организациях возможно только по адаптированным образовательным программам и при условии создания соответствующих условий.

Обоснование

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) создаются необходимые условия:

- для получения без дискриминации качественного образования;

- коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих языков, методов и способов общения.

Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрена модель инклюзивного образования для детей с ОВЗ, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2).

Обучающийся с ОВЗ любой категории, приведенной в ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и др.), может получить образование в общеобразовательной организации при соблюдении ряда следующих условий.

Согласно ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания (например, методики обучения чтению детей с ОВЗ), специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Такие условия создаются учредителями государственных (муниципальных) образовательных учреждений (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). В связи с тем, что создание таких условий является полномочием учредителя, при финансировании муниципального задания должны быть включены расходы на реализацию адаптированных образовательных программ.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.

Примерные адаптированные общеобразовательные программы общего образования обучающихся с ОВЗ, одобренные решениями экспертной комиссии доступны по адресу:

http://fgosreestr.ru/

Согласно ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). При этом при принятии решения ПМПК должна ориентироваться на условия, которые созданы в конкретной образовательной организации для обучения лиц с ОВЗ. В случае, если такие условия не созданы, то ПМПК не должны рекомендовать родителям обучение в такой образовательной организации.

Заключение ПМПК для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, а для органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образовательных организаций является основанием для создания специальных условий (п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082).

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Трудовой договор с работником: где ошибаются директора

2. Что изменилось в экзаменационной кампании в 2017 году

3. Договор подряда, который защитит интересы школы

4. Профессиональные стандарты: что уже сейчас поменять в работе заместителя директора

5. Что изменилось в системе оплаты труда в 2017 году



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль