text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Основные причины подросткового суицида

  • 11 октября 2012
  • 39

Вопрос

Каковы основные причины подросткового суицида?

Ответ

Основная причина суицида у подростков – длительная конфликтная ситуация в семье. Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей либо умер, либо покинул семью. Хуже обстоят дела в тех случаях, когда один или оба родителя ведут антисоциальный образ жизни, либо отец часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. В таких семьях царит напряженная атмосфера, борьба "отцов и детей" обострена. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни – именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ведется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от мыслей о самоубийстве.

"Школьные" причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией образовательного учреждения. К сожалению, нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога часто бывает отрицательная оценка родителей), в самоуважении (низкая успеваемость обычно ассоциируется с недостаточным уровнем развития способностей и интеллекта), в общении (в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкие отметки не способствуют улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) – весьма значимый фактор суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно как компенсация плохих отношений со своими родителями из-за постоянных конфликтов или отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Одна из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер – неадекватное отношение к смерти, и корни его кроются еще в раннем детстве. Так, экспериментальное исследование понимания смерти детьми, проведенное французскими психологами, показало, что смерть для ребенка носит конкретное представление: в рисунках детей она предстает в образе колдуньи, старухи, злой и всемогущественной феи. Опросы детей-суицидентов показывают, что чаще всего они относятся к смерти как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер – "когда-нибудь она закончится, и я обязательно вернусь". Наивная детская вера в бессмертие, как это ни парадоксально, может послужить стимулом к посягательству на собственную жизнь.

Особенность детского понимания смерти заключается и в двойственном восприятии смерти и бытия. У ребенка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой – предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою "временную" гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребенок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру и др.): "они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом я вернусь, и наступит замечательная жизнь".

Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, а общая некомпетентность ребенка и отсутствие жизненного опыта приводят к драматическому уходу из жизни. Тем не менее, иногда безобидные, с точки зрения взрослого, способы суицида свидетельствуют об искреннем желании покончить с собой. Например, подросток выпил флакон клея – это была истинная попытка, а не демонстративно-шантажное поведение. Особенно тяжелы последствия, когда подросток, собираясь совершить показательный суицид, выбирает по причине своей некомпетентности медикаментозные средства, похожие на витамины.

Средний подростковый возраст характеризуется наличием "философичной интоксикации": подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии умереть.

К концу подросткового периода у ребенка, как правило, формируется адекватное представление о смерти, и вопрос о необходимости суицида решается так же, как и у взрослых людей.

Существует такое понятие, как "сезонность" суицидальных проявлений. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в некоторой мере гармонируют с душевной подавленностью, а между мрачными переживаниями "Я" и яркими днями весны возникает сильный контраст. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Элиот, "апрель – самый жестокий месяц". Суициды в этот период случаются чаще примерно на 120%, чем в среднем в году. Чтобы предупредить суицид, взрослым следует следить за изменениями в поведении подростков, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.