Организация процесса обучения русскому языку детей, для которых русский язык не является родным

77

Вопрос

Может ли школа самостоятельно организовывать процесс обучения русскому языку детей, у которых русский язык не является родным, используя при формировании учебного плана региональный компонент, компонент образовательной организации, внеурочную деятельность?

Ответ

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") в образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Часть 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает обязанность образовательной организации "обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся", а ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" – ответственность "за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников …". В их содержание входят, в т. ч., требования и к уровню освоения русского языка.

Региональный компонент и компонент образовательной организации являются вариативной частью учебного плана, обеспечивающего реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. Данный учебный план разрабатывается в соответствии с приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312.

Согласно данному приказу региональный (национально-региональный) компонент учебного плана находится в введении субъекта РФ, в связи с чем перечень учебных предметов, курсов, модулей, определяется им. Следовательно, часы регионального (национально-регионального) компонента, без согласования с органом управления в сфере образования на уровне субъекта РФ, образовательная организация не имеет право использовать по своему усмотрению.

Часы компонента образовательной организации находятся в ведении образовательной организации, а потому могут быть использованы по своему усмотрению, но с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

Внеурочная же деятельность предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность не являются обязательными для посещения всеми учащимися соответствующего класса и формируется с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

Однако, согласно письму Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при ведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация. Тем же письмом определена базовая модель организации внеурочной деятельности. В связи с чем, как правило, на уровне образовательной организации разрабатывается Положение о внеурочной деятельности в образовательной организации, которое регламентирует порядок организации и ведения данной деятельности.

Таким образом, при выполнении требований федеральных образовательных стандартов и требований с учетом законодательства субъектов РФ, распоряжений учредителя, запросов потребителей образовательных услуг, школа вправе самостоятельно организовывать процесс обучения русскому языку используя при формировании учебного плана компонент образовательной организации, внеурочную деятельность.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль