Конфликтные ситуации, повлекшие психологическую травму

111

Вопрос

Как работать с конфликтными ситуациями, повлекшими за собой психологическую травму?

Ответ

Основную трудность для педагога-психолога, работающего в составе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, представляют случаи, когда одна из сторон конфликта заявляет, что ребенку была нанесена психологическая травма. Подобное заявление предполагает глубокую психологическую диагностику ребенка, включая диагностические беседы с родителями, педагогами, одноклассниками. К сожалению, на данный момент не существует валидизированных и стандартизированных психологических методик выявления тяжести психологической травмы. Фактически зафиксировать изменения в психическом состоянии ребенка может только детский врач – психоневролог. Фиксация наличия тех или иных психических расстройств не свидетельствует однозначно о влиянии конфликта на развитие подобной симптоматики. Проблемы с психикой ребенка могут быть вызваны множеством разных причин, а конфликтная ситуация является их последствием. В подобной ситуации педагог-психолог должен оценить состояние ребенка до возникновения конфликтной ситуации. Это можно сделать только по косвенным данным, опираясь на беседы с родителями, педагогами, одноклассниками. При систематической работе педагога-психолога с учащимися имеется возможность использовать для анализа данные предыдущей диагностики, ранее проводимых консультаций и наблюдений. Основная задача педагога-психолога заключается в том, чтобы оценить, насколько конфликтная ситуация повлияла на психическое состояние ребенка; какая психологическая, социальная помощь требуется ему на данный момент; может ли ребенок продолжить полноценное обучение или ему потребуются другие формы обучения.

Иногда заявления родителей о психологической травме ребенка сопровождаются отказом от работы со школьным педагогом-психологом. Родители опасаются, что данный специалист может действовать в интересах педагога или администрации школы. Без согласия законных представителей ребенка педагог-психолог не может проводить индивидуальную диагностическую и коррекционную работу. В подобной ситуации уместными будут беседы с педагогами, урочное и внеурочное наблюдение за деятельностью ребенка в школе. Подобные формы сбора информации необходимы, так как психологическое состояние ребенка может ухудшиться в связи с учебной нагрузкой, а изменения в поведении могут негативно повлиять на его взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, усугубить социально-психологический климат в классе. Результатом такой работы в некоторых случаях может быть заключение педагога-психолога о том, что в поведении ребенка не зафиксировано изменений поведения. К сожалению, отсутствие данных не свидетельствует об отсутствии психологической травмы.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль