Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся в начальной школе

284

Вопрос

Как встроить элементы программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся в преподавание учебных предметов в начальной школе?

Ответ

Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере образования закреплена рядом федеральных нормативных документов.

Важно

Нормативные документы, закрепляющие актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере образования:

  • Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ (ч. 7 ст. 28; пп. 7–9 ч. 1 ст. 41; п. 4 ч. 1 ст. 48);

  • национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (пятое направление "Сохранение и укрепление здоровья школьников");

  • федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни);

  • ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (отдельное направление "формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни" программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования) и др.

Учителю при разработке рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) желательно учитывать содержание стратегических и тактических документов школы. Неправильно считать, что формирование у учащихся культуры безопасного образа жизни относится только к предмету "Окружающий мир", к внеклассной и внешкольной деятельности. Многие вопросы, связанные с данным направлением, можно и нужно решать в процессе преподавания учебных предметов в рамках учебного плана и в процессе проведения занятий в рамках плана внеурочной деятельности. Для этого учителем должен быть произведен отбор содержания учебного предмета в соответствии с программой отдельного предмета и требованиями программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Ниже предложена примерная схема введения в базовые учебные предметы элементов содержания программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. В таблице представлены примеры формулировок элементов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, вводимых в некоторые учебные предметы начальных классов.

Примерная схема введения в базовые учебные предметы начальной школы элементов содержания программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Учебный предмет

Цель введения элемента программы

Элемент содержания программы

Литературное чтение

Формирование у обучающихся активного осознания смысла учения.

Укрепление нравственного самосознания (совести).

Формирование основ морали, определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, допустимом и недопустимом

Примеры из русской и зарубежной литературы, формирующие определенные качества личности: милосердие, честность, щедрость души, целеустремленность, патриотизм, самопожертвование, коллективизм и т. д.

Окружающий мир. Раздел "История"

Формирование у обучающихся основ гражданственности.

Воспитание чувства патриотизма

Позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за Отечество.

Информация о личностях русской истории

Окружающий мир. Раздел "Обществознание"

Формирование у обучающихся:

  • патриотизма и гражданской солидарности;

  • способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат.

Воспитание социальной солидарности через раскрытие традиционных гражданских приоритетов: свободы личной и национальной, уважения и доверия к людям, институтам государства.

Демонстрация государственных символов России: флага, герба, гимна.

Понятия: "правовое государство", "свобода совести", "нормы поведения"

Физическая культура

Приобретение обучающимися личного опыта здоровьесбережения, знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на человека

Осознание роли физической культуры и спорта в жизни человека

Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких.

Информация о пагубном воздействии на здоровье человека вредных привычек (табакокурения, наркотиков, алкоголя)

...

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль