Доказательство факта конфликта интересов

1338

Вопрос

Как доказать на практике факт конфликта интересов педагогического работника?

Ответ

Согласно п. 33 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Исходя из указанного определения доказать факт конфликта интересов педагогического работника на практике довольно сложно. Для этого требуется подтвердить не только наличие материальной заинтересованности работника, но и то, что данная заинтересованность повлияла или могла бы повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей.

Очевидно, что далеко не всегда материальная заинтересованность педагогического работника приводит к ухудшению качества выполняемых им профессиональных обязанностей. В большинстве случаев педагог, наоборот, заинтересован в высокой оценке своей основной работы, дабы получить больше клиентов, желающих заниматься с ним в рамках платных образовательных услуг.

Понятие конфликта интересов педагогического работника введено в законодательство с целью его использования в норме о запрете частного репетиторства. Согласно ч. 2 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в т. ч. в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Данный запрет касается именно частного репетиторства, т. е. ситуации, когда платная образовательная услуга оказывается от лица педагогического работника обучающемуся напрямую. На ситуацию, когда платная образовательная услуга отказывается от имени образовательной организации (далее – ОО), он не распространяется. Соответственно, если услуга отказывается от имени ОО, ее администрация вправе принимать любые кадровые решения в отношении обеспечения реализации этой услуги, в т. ч. поручать ее своим педагогическим работникам.

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" фактически введен запрет для педагогического работника заниматься в рамках платных образовательных услуг с обучающимися той ОО, в которой он работает по трудовому договору. Однако запрет этот не безусловный, поскольку касается ситуации, когда занятия приводят к конфликту интересов. В первоначальной редакции Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" рассматриваемая норма была сформулирована жестче: запрет частного репетиторства был безусловным, т. е. не зависел от того, приводит или не приводит такая деятельность к конфликту интересов. Действующая формулировка существенно осложняет применение данной нормы.

В принципе, доказать факт оказания платных образовательных услуг уже достаточно сложно. Платная образовательная деятельность по своему содержанию ничем не отличается от бесплатной, и определить первую можно, только если будет доказан факт передачи денег обучающимся (его родителями) педагогическому работнику именно за данную образовательную услугу.

Пример

Это возможно, например, в ситуации, когда обучающегося перестала устраивать оказываемая услуга, и он решил "обнародовать" нарушение нормы ч. 2 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Самостоятельно же, без обращения обучающегося (его родителей), администрация ОО не может выявить факт оказания платных образовательных услуг, даже если они оказываются в здании организации, не говоря уже про оказание их на дому у педагогического работника или обучающегося.

Но даже если есть доказательства того, что педагогический работник занимался платной образовательной деятельностью, необходимо еще доказать, что эта деятельность приводила к конфликту интересов педагогического работника. В результате факт нарушения запрета становится сложно доказуемым. С правовой точки зрения это значит, что данный запрет на практике не будет работать.

Кроме того, даже в том маловероятном случае, когда факт нарушения установленного запрета удастся выявить и доказать, у администрации ОО возникнут трудности с привлечением виновных к ответственности. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" такая ответственность не предусмотрена. В трудовое законодательство изменения в части ответственности за подобное нарушение также не введены.

Если запрет был нарушен в рабочее время педагогического работника, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Никаких специальных норм на этот счет в трудовом законодательстве не содержится, поэтому работнику можно объявить замечание или выговор (если это было первое нарушение трудовой дисциплины) либо его уволить (если нарушение было повторным). Однако педагогические работники практически никогда не занимаются частным репетиторством во время своих уроков, т. е. в то время, когда по расписанию за ними закреплено выполнение той или иной аудиторной нагрузки. Репетиторские услуги, как правило, оказываются во внеурочное время. Поскольку на данный момент нормируется и учитывается только аудиторная нагрузка педагогического работника (все виды неаудиторной работы не нормированы и не имеют расписания своего выполнения), применить к работнику дисциплинарное взыскание в описанной выше ситуации будет трудно.

Для случаев, когда работник нарушил запрет в нерабочее время, действующее законодательство вообще не предусматривает никаких мер ответственности. Единственным возможным вариантом хоть как-то наказать работника в этом случае является доказательство в суде того, что факт частного репетиторства (когда он ведет к конфликту интересов) является аморальным проступком со стороны работника. Если нарушение запрета признают аморальным проступком, это может послужить основанием для увольнения работника по ч. 8 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Совершение аморального проступка в соответствии с трудовым законодательством служит основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя независимо от того, когда оно было совершено: в рабочее время работника или нет. К сожалению, нет никаких гарантий, что суд сочтет частное репетиторство, которое приводит к конфликту интересов, аморальным проступком и применит соответствующую норму. Специальных же мер ответственности за нарушение запрета, как уже было сказано выше, не установлено.

Таким образом, в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" введена довольно важная с точки зрения обеспечения интересов обучающихся и борьбы с коррупцией в образовании норма. Однако ее применение крайне затруднительно, поскольку доказать на практике, что она нарушена, сложно, да и ответственность за данное нарушение не установлена.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль