Проведение подвижных (динамических) перемен

252

Вопрос

Когда и где целесообразно проводить подвижные (динамические) перемены?

Ответ

В соответствии с принципом оздоровительной направленности рациональное чередование учебной деятельности с активным отдыхом школьников в образовательных организациях широко используются физические упражнения и подвижные игры на переменах. Такая практика позволяет создать условия для благоприятного режима двигательной деятельности и развлечения обучающихся и является профилактическим средством гиподинамии, которая развивается в результате их учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, возникновением утомления, нарушением внимания, снижением усвоения учебного материала.

Проведение динамической перемены целесообразно после 3-го урока, т. к. от содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность обучающихся на уроках. Анализ дневной динамики работоспособности разных возрастных групп непостоянен. С научной точки зрения первый урок является не слишком продуктивным, второй и третий соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, четвертый попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Таким образом, после третьего урока необходима реализация потребности школьников в движении. Следовательно, наиболее оптимальным будет организация подвижных перемен продолжительностью 30–40 мин после третьего урока, из которых продолжительность активной динамической работы составит 15–20 мин. Если невозможно одновременно разместить в местах проведения всех обучающихся, то организуются две перемены продолжительностью до 30 мин после второго и третьего уроков.

Лучшей формой проведения активного отдыха для младших школьников является организация подвижных игр на каждой перемене, т. к. в этот период учебная деятельность вызывает наиболее быстрое утомление. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников. В связи с этим места проведения игр на перемене следует оборудовать для каждого класса отдельно. При любой возможности игры желательно проводить на открытом воздухе. Ограниченное пространство рекреации или коридора может увеличивать нервное напряжение и влиять на утомляемость, что не способствует отдыху детей. Следует всячески поощрять самостоятельные, спонтанно возникающие игры детей – если в такой ситуации потребуется прямое руководство, то следует выбрать старшего, который будет руководить, иначе, как показывает практика, интерес у младших школьников пропадает, и они прекращают в них играть.

Местом проведения подвижной перемены (в зависимости от содержания и погодных условий) могут стать коридоры и рекреации школы, игровые комнаты, спортивные площадки, пришкольная территория. Их состояние должно полностью соответствовать всем требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Мелкий спортивный инвентарь различного назначения (мячи, скакалки, обручи, гантели, комплекты ракеток, флажки, эстафетные палочки и т. д.) должен быть в достаточном количестве. Не стоит пренебрегать такими предметами, как воздушные шары, пластиковые корзины, коробки, игрушки, колокольчики и т. д. Обучающиеся на подвижных переменах занимаются в повседневной одежде, обувь должна соответствовать виду деятельности. Если игры проводятся на открытом воздухе, необходимо следить, чтобы все обучающиеся были одеты в соответствии с погодными условиями.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль