Как разработать программу мониторинга реализации ООП НОО?

2297

Вопрос

Как разработать программу мониторинга реализации основной образовательной программы начального общего образования?

Ответ

В соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, мониторинг образовательной деятельности приобретает новое значение:

  • объектом мониторинговых исследований становится процесс реализации образовательной программы и/или образовательных программ;

  • по масштабу цели мониторинг реализации образовательных программ становится стратегическим (уровень функциональной стратегии) – охватывающим весь цикл ее освоения учащимися;

  • по частоте процедур, используемому инструментарию мониторинговые исследования становятся систематическими и стандартизованными.

В таблице дано описание действий коллектива общеобразовательной организации (далее – ОО) по разработке мониторинга реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП).

Описание действий коллектива ОО по разработке мониторинга реализации ООП

Цели деятельности

Результат деятельности

Классификация основных и вспомогательных (рабочих) процессов образовательной деятельности

Выделение и характеристика процессов, обеспечивающих реализацию ООП (образовательную деятельность).

Определение минимума информации, необходимой для эффективного управления реализацией ООП в рамках выделенных процессов

Разработан реестр рабочих процессов образовательной деятельности и/или карта рабочих процессов образовательной деятельности.

Принято управленческое решение о направлениях мониторинговых исследований в ОО (выделены обязательные и вспомогательные процессы)

Регламентация процедур, необходимых для осуществления мониторинга

Определение источников необходимой информации о реализации основных и вспомогательных процессов образовательной деятельности, методов получения данной информации, ответственных за проведение мониторинговых процедур.

Определение методов статистической обработки данных и подходов к оформлению результатов мониторинга

Определен инструментарий мониторинга образовательной деятельности, разработаны регламенты мониторинговых исследований, требования к оформлению его результата

Выявление связей информации, получаемой в процессе мониторинга

Выявление уровней управления, использующих полученную информацию в процессе принятия управленческих решений.

Определение каналов распространения информации на всех уровнях управления образовательной деятельностью, способов хранения данной информации

Выделены каналы распространения информации, необходимой для каждого уровня управления реализацией ООП.

Определены программные средства, необходимые для распространения информации. Процедуры внутришкольного контроля определены с учетом получаемой информации

Нормативное закрепление работы по осуществлению мониторинга образовательной деятельности

Разработка локальных актов ОО, регламентирующих проведение процедур мониторинга реализации ООП

Разработана циклограмма и/или технологическая карта мониторинга, положение об организации мониторинга образовательной деятельности (можно по уровням образования)

Основной задачей при разработке мониторинга реализации ООП является классификация рабочих процессов образовательной деятельности. Любая ОО представляет собой организацию с достаточно сложной системой пересекающихся процессов. В теории образовательного мониторинга выделяются как основные, так и вспомогательные процессы. Основные процессы – те, которые определяют главное направление развития образовательной деятельности. Вспомогательные (поддерживающие) процессы обеспечивают основные процессы ресурсами.

Реестр основных процессов образовательной деятельности на уровне начального общего образования (далее – НОО) представлен в таблице.

Реестр основных процессов образовательной деятельности на уровне НОО

Основные процессы образовательной деятельности

Характеристика процесса образовательной деятельности

Цель мониторинга

Документы, определяющие нормы образовательной деятельности

Процесс формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у учащихся

Цель – формирование умственных действий с заранее заданными свойствами (т. е. личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных). Осуществляется в урочной и внеурочной деятельности через решение типовых задач, обеспечение преемственности реализации ООП разных уровней образования (здесь и далее описание видов деятельности отражает лишь требования ФГОС и характеризуется без учета особенностей образовательной деятельности ОО, отраженных в ООП)

Получение объективной информации (выявление фактических данных) о динамике уровня сформированности УУД у младших школьников (успешности освоения и применения ими УУД) в условиях реализации ООП; выявление фактов несоответствия значения показателям, характеризующим планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 19.4.

ООП, программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

Процесс духовно-нравственного развития, воспитания учащихся

Цель – обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОО, семьи и других институтов общества на основе базовых национальных ценностей российского общества.

Осуществляется через реализацию системы воспитательных мероприятий, формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую, региональную специфику

Получение объективной информации о достижении планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания учащихся; выявление фактов несоответствия значениям показателей, характеризующих планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 19.6.

ООП, программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени НОО

Процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся

Цель – формирование представлений об основах экологической культуры, заинтересованного отношения к своему здоровью, основ здоровьесберегающей учебной культуры, безопасного поведения в окружающей среде.

Осуществляется через систему деятельности по направлениям: здоровьесбережение, безопасность и формирование экологической культуры и т. п.

Получение объективной информации о динамике достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО; выявление фактов несоответствия значениям показателей, характеризующих планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 16.

ООП, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Процесс коррекционной работы

Цель – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.

Осуществляется через реализацию индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения данной категории детей

Получение объективной информации о динамике развития, успешности освоения ООП учащимися с ОВЗ; выявление фактов несоответствия значениям показателей, характеризующих планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 19.8.

ООП, программа коррекционной работы

Помимо основных процессов в ОО могут быть определены вспомогательные процессы, которые позволяют осуществлять контроль реализации программ образования. В качестве вспомогательных процессов, по которым осуществляется мониторинг, можно выделить следующие процессы: формирования ИКТ-компетентности учащихся, формирования навыков смыслового чтения у учащихся, развития уровня профессиональной компетенции педагогических работников и др.

К сведению

При разработке мониторинговых процедур следует учитывать, что управление реализацией ООП осуществляется на разных уровнях и должно включать всех участников образовательных отношений. Поэтому при определении субъектов мониторинга необходимо ориентироваться на то, что сбор информации, ее обработка и распространение должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, на котором имеется соответствующая информация. Это позволяет связать информацию мониторинга с планом внутришкольного контроля.

По завершении всей последовательности действий, необходимых для разработки мониторинга реализации ООП в ОО, разрабатывается циклограмма или технологическая карта мониторинга.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль