text

✎ Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Выбор учителем учебников

  • 23 сентября 2015
  • 219

Вопрос

Чем должен руководствоваться учитель при выборе учебника?

Ответ

В условиях совершенствования системы оценки качества образования и, как следствие, механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг внимание научной, педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на выборе учебников как основном средстве реализации образовательной программы образовательной организации (далее – ОО).

При выборе учебника участники образовательных отношений должны владеть следующей информацией.

  1. Нормы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") об учебниках:

    • п. 9 ч. 3 ст. 28: к компетенции ОО относится "определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями";

    • ч. 3 ст. 18: "Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования";

    • ч. 4 ст. 18: "Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

      1. учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

        2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

    • п. 4 ч. 3 ст. 47: педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: "право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании".

  2. Согласно ч. 5–7 ст. 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, Минобрнауки России переданы полномочия по утверждению порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодному утверждению на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников.

  3. Согласно приказу Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.

  4. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

    1 часть – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

    2 часть – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

    3 часть – учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

    Каждая часть состоит из 3 разделов: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

    Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей. Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.

    Для оказания действенной помощи педагогу в решении методических проблем на уровне ОО необходима универсальная научно-методическая система, отвечающая требованиям современной системы образования. Поэтому решение проблемы выбора школьных учебников требует четкой организации. Выбор учебников осуществляется в соответствии со списком учебников, определенным ОО.

    Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет ОО осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который соответствует особенностям образовательной программы.

    Важно

    Образовательная организация на любом уровне общего образования может выбирать учебно-методический комплект (в большей степени это касается уровня начального общего образования), при этом отметим, что до 2012 г. выделялись четыре системы учебников: "Начальная школа XXI века", "Перспектива", "Школа России", "Школа 2100".

При выборе учебников завершенной предметной линии необходимо:

  • учесть особенности и возможности учебников завершенной предметной линии для достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (далее – ООП) (например, если в начальной школе учебник был развивающего типа, то необходимо эту линию продолжать);

  • обеспечить преемственность содержания образования между уровнями общего образования: дошкольного, начального, основного и среднего; при наличии "сквозных" учебников, УМК отдать предпочтение именно им;

  • иметь педагога, подготовленного к использованию в педагогической деятельности выбранного учебника, УМК и владеющего методикой работы по нему;

  • усилить контроль работы педагога и результатов обучающихся, в случае, если учебник используется впервые в образовательном процессе, по возможности, с привлечением сторонних экспертов с целью предупреждения получения незапланированных результатов и для оказания методической помощи педагогу.

В случае смены учебника и/или включении новых в образовательный процесс необходимо внести изменения в соответствующие разделы ООП согласно установленному порядку и утвердить приказом по ОО.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.