Вопрос
Какие выделяются интеллектуальные нарушения у детей с церебральным параличом?
Ответ
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость.
Школьники с ДЦП без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.
Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.
Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.
У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности – абстрактно-логического мышления – и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.
У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия, поэтому чтение затруднено и замедлено, т. к. дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности, они долго не различают правую и левую руки и т. д.
При гиперкинетической форме ДЦП дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.
ДЦП проявляется не только в интеллектуальных нарушениях, но и в других видах отклонений.