text

Бесплатный вебинар: "Какие документы разместить на сайте образовательной организации?" Участвовать бесплатно

Справочник руководителя образовательного учреждения

Критерии построения и типы задач, направленных на формирование УУД обучающихся начальной школы

  • 29 ноября 2015
  • 83

Вопрос

Каковы критерии и типы задач, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы?

Ответ

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Критериями типологии задач, решение которых должно обеспечить планомерное формирование УУД, являются:

  • функциональное назначение задач;

  • содержание и форма построения задач.

Типы задач по функциональному назначению:

  • учебные – для организации усвоения УУД;

  • контрольные – для входного, текущего и итогового контроля освоения УУД.

Содержание и форма построения задач зависят от ряда критериев, в соответствии с которыми задачи разрабатываются. Среди этих критериев:

  • специально-предметный;

  • логический;

  • психологический;

Описание критериев построения задач направленных на формирование УУД у учащихся

Критерий построения задач

Описание

Специально-предметный

Подразумевает создание системы типовых ситуаций применения УУД, отражающей особенности той или иной предметной области

Логический

Определяет соотношение существенных и несущественных для решения задач условий и задает четыре возможных типа задач: содержащие только существенные для решения условия; включающие как существенные, так и несущественные для решения условия; включающие не все существенные условия; включающие не все существенные и несущественные условия.

В школьном обучении чаще всего применяется первый тип логического построения задач – задачи, содержащие только существенные для решения условия. Такое ограничение не обеспечивает формирование у учащихся УУД в той необходимой мере, которая может быть достигнута лишь при использовании задач всех четырех типов

Психологический

Определяет соотношение наглядных, наблюдаемых условий и условий, существенных для решения задач. Здесь также можно говорить о четырех типах задач. Это задачи, в которых: существенные признаки даны наглядно; наглядные характеристики отсутствуют; наглядно представлены несущественные признаки; существенные признаки не представлены наглядно

Совет

В противоположность традиционному дидактическому принципу перехода от простого к сложному предъявление задач должно осуществляться по принципу контрастности сложности и варьирования типа задач.

Предъявление задач нужно начинать с задач средней трудности, а не с легких, чтобы создать для учащегося ситуацию "разрыва" между требованиями цели и инструментальной основой действия, т. е. той системой средств, которыми владеет учащийся. Ситуация "разрыва" побуждает ученика к активному поиску и способствует формированию у него УУД. Слишком трудная задача "оглупляет" и может стать причиной отказа учащегося от действия.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.