text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Критерии построения и типы задач, направленных на формирование УУД обучающихся начальной школы

  • 29 ноября 2015
  • 83

Вопрос

Каковы критерии и типы задач, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы?

Ответ

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Критериями типологии задач, решение которых должно обеспечить планомерное формирование УУД, являются:

  • функциональное назначение задач;

  • содержание и форма построения задач.

Типы задач по функциональному назначению:

  • учебные – для организации усвоения УУД;

  • контрольные – для входного, текущего и итогового контроля освоения УУД.

Содержание и форма построения задач зависят от ряда критериев, в соответствии с которыми задачи разрабатываются. Среди этих критериев:

  • специально-предметный;

  • логический;

  • психологический;

Описание критериев построения задач направленных на формирование УУД у учащихся

Критерий построения задач

Описание

Специально-предметный

Подразумевает создание системы типовых ситуаций применения УУД, отражающей особенности той или иной предметной области

Логический

Определяет соотношение существенных и несущественных для решения задач условий и задает четыре возможных типа задач: содержащие только существенные для решения условия; включающие как существенные, так и несущественные для решения условия; включающие не все существенные условия; включающие не все существенные и несущественные условия.

В школьном обучении чаще всего применяется первый тип логического построения задач – задачи, содержащие только существенные для решения условия. Такое ограничение не обеспечивает формирование у учащихся УУД в той необходимой мере, которая может быть достигнута лишь при использовании задач всех четырех типов

Психологический

Определяет соотношение наглядных, наблюдаемых условий и условий, существенных для решения задач. Здесь также можно говорить о четырех типах задач. Это задачи, в которых: существенные признаки даны наглядно; наглядные характеристики отсутствуют; наглядно представлены несущественные признаки; существенные признаки не представлены наглядно

Совет

В противоположность традиционному дидактическому принципу перехода от простого к сложному предъявление задач должно осуществляться по принципу контрастности сложности и варьирования типа задач.

Предъявление задач нужно начинать с задач средней трудности, а не с легких, чтобы создать для учащегося ситуацию "разрыва" между требованиями цели и инструментальной основой действия, т. е. той системой средств, которыми владеет учащийся. Ситуация "разрыва" побуждает ученика к активному поиску и способствует формированию у него УУД. Слишком трудная задача "оглупляет" и может стать причиной отказа учащегося от действия.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.