Критерии построения и типы задач, направленных на формирование УУД обучающихся начальной школы

72

Вопрос

Каковы критерии и типы задач, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы?

Ответ

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Критериями типологии задач, решение которых должно обеспечить планомерное формирование УУД, являются:

  • функциональное назначение задач;

  • содержание и форма построения задач.

Типы задач по функциональному назначению:

  • учебные – для организации усвоения УУД;

  • контрольные – для входного, текущего и итогового контроля освоения УУД.

Содержание и форма построения задач зависят от ряда критериев, в соответствии с которыми задачи разрабатываются. Среди этих критериев:

  • специально-предметный;

  • логический;

  • психологический;

Описание критериев построения задач направленных на формирование УУД у учащихся

Критерий построения задач

Описание

Специально-предметный

Подразумевает создание системы типовых ситуаций применения УУД, отражающей особенности той или иной предметной области

Логический

Определяет соотношение существенных и несущественных для решения задач условий и задает четыре возможных типа задач: содержащие только существенные для решения условия; включающие как существенные, так и несущественные для решения условия; включающие не все существенные условия; включающие не все существенные и несущественные условия.

В школьном обучении чаще всего применяется первый тип логического построения задач – задачи, содержащие только существенные для решения условия. Такое ограничение не обеспечивает формирование у учащихся УУД в той необходимой мере, которая может быть достигнута лишь при использовании задач всех четырех типов

Психологический

Определяет соотношение наглядных, наблюдаемых условий и условий, существенных для решения задач. Здесь также можно говорить о четырех типах задач. Это задачи, в которых: существенные признаки даны наглядно; наглядные характеристики отсутствуют; наглядно представлены несущественные признаки; существенные признаки не представлены наглядно

Совет

В противоположность традиционному дидактическому принципу перехода от простого к сложному предъявление задач должно осуществляться по принципу контрастности сложности и варьирования типа задач.

Предъявление задач нужно начинать с задач средней трудности, а не с легких, чтобы создать для учащегося ситуацию "разрыва" между требованиями цели и инструментальной основой действия, т. е. той системой средств, которыми владеет учащийся. Ситуация "разрыва" побуждает ученика к активному поиску и способствует формированию у него УУД. Слишком трудная задача "оглупляет" и может стать причиной отказа учащегося от действия.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Трудовой договор с работником: где ошибаются директора

2. Что изменилось в экзаменационной кампании в 2017 году

3. Договор подряда, который защитит интересы школы

4. Профессиональные стандарты: что уже сейчас поменять в работе заместителя директора

5. Что изменилось в системе оплаты труда в 2017 году



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль