Мониторинг реализации программы развития ОУ

38

Вопрос

Может ли руководитель образовательного учреждения осуществлять мониторинг реализации программы развития? Как разработать эффективную систему мониторинга?

Ответ

Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения (далее – ОУ), необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов.

Объяснить, как формулируются критерии лучше всего на конкретных примерах. Назовем основные составляющие и критерии организационной эффективности ОУ:

  1. Достижение целей.

    Критерий: учреждение достигает установленных целей.

  2. Удовлетворение стратегических групп потребителей качеством образования.

    Критерий: требования и ожидания ключевых групп потребителей хотя бы минимально удовлетворены.

  3. Внутренние процессы.

    Критерий: учреждение функционирует "гладко", без внутреннего напряжения, в соответствии со стратегической целью.

  4. Приобретение ресурсов.

    Критерий: учреждение приобретает и создает необходимые ресурсы и т. д.

Критерии задают лишь общее направление оценки, поэтому их требуется конкретизировать через показатели.

Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т. д.) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т. д.).

Пример

К качественным показателям для конкретизации критерия "Внутренние процессы" могут относиться:

  1. Наличие доброжелательного рабочего климата.

  2. Взаимовыручка, групповая лояльность и работа единой командой.

  3. Взаимное доверие и общение между педагогами и руководством ОУ.

  4. Наличие системы мотивации работников.

  5. Умение создать эффективно работающую группу и др.

Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике). В ОУ полный пакет индикаторов анализируется по итогам учебного года.

Для фиксации и проведения анализа показателей и индикаторов рекомендуется заполнять специальную форму:

Стратегическая цель/задача

Показатель

Индикатор

Целевое значение, в %

2011/12 уч. г.

2012/13 уч. г.

2013/14 уч. г.

      

Одной из основных проблем разработки системы мониторинга является подбор адекватных показателей. Некоторые аспекты деятельности учреждения, в принципе, трудно поддаются какому-либо измерению – например, готовность персонала к изменениям.

Другая проблема – сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться чрезмерно трудозатратным и дорогим. Например, для расчета коэффициента удовлетворенности какой-либо целевой группы потребителей потребуется провести анкетирование, которое является дорогостоящей процедурой. Тем не менее, отказываться от его проведения нельзя. Именно полученные таким образом показатели помогают оценить, насколько правильно выстроена маркетинговая стратегия ОУ.

При разработке системы мониторинга необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Система мониторинга (система ключевых показателей и индикаторов) – продукт работы команды, а не одиночной деятельности руководителя ОУ.

  2. Жизнеспособную систему мониторинга удастся разработать не сразу, а только после неоднократных уточнений и корректировок.

  3. Система мониторинга станет действующим механизмом только в том случае, если предусмотреть процедуру ее внедрения в существующий бюджетный процесс (поэтому столь важно обратить внимание на разработку финансового плана в полном соответствии с целями и задачами программы развития ОУ).

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Трудовой договор с работником: где ошибаются директора

2. Что изменилось в экзаменационной кампании в 2017 году

3. Договор подряда, который защитит интересы школы

4. Профессиональные стандарты: что уже сейчас поменять в работе заместителя директора

5. Что изменилось в системе оплаты труда в 2017 году



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль