Проверка учебно-методической деятельности учителя

207

Вопрос

Вправе ли какие-либо органы управления образованием осуществлять проверки учебно-методической деятельности учителя?

Ответ

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") педагог может самостоятельно выбирать и по своему усмотрению использовать методику обучения. В то же время законодательство в области образования требует, чтобы деятельность учителя, в т. ч. применение выбранной им методики, не приводило к нарушениям конституционных прав и свобод граждан на получение образования, указанных в ст. 43Конституции РФ.

Пример

Методики обучения не должны содержать элементов, связанных с психическим или физическим насилием над обучающимися, не должны быть ориентированы только на "сильных" учеников (и наоборот), нарушая тем самым права остальных учащихся на получение образования.

Государство вправе в порядке надзора за исполнением законодательства контролировать учебно-методическую деятельность учителя. Проверяющие уполномоченных органов могут посещать уроки, проводимые учителем. Уполномоченным органом, который вправе осуществлять такие проверки в отношении федеральных общеобразовательных учреждений, является Рособрнадзор, а в отношении региональных и муниципальных – соответствующий орган субъекта РФ, уполномоченный осуществлять контроль и надзор.

Если в результате проверки будет выявлено, что выбранная учителем методика обучения приводит к нарушению законодательства в области образования, в т. ч. к нарушению прав и свобод обучающихся, то осуществляющий проверку орган вправе выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Администрация школы, в т. ч. заместитель директора, должна отреагировать на это предписание, потребовав от учителя изменения методики обучения как минимум в части, приводящей к указанным нарушениям. Проверяющие не имеют право делать официальные замечания учителю по существу применяемой им методики, если в этой методике отсутствуют признаки нарушения законодательства.

У администрации школы прав по проверке учебно-методической деятельности учителя больше, чем у внешних проверяющих. Наряду с проверками, связанными с выявлением в ходе этой деятельности нарушений устава образовательной организации и законодательства в области образования, руководитель и его заместитель по УВР имеют право осуществлять соответствующие проверки на предмет результативности применяемой учителем методики обучения. Такие проверки необходимы и целесообразны только в том случае, если у администрации есть сведения о том, что применяемая учителем методика неэффективно (недостаточно эффективно) сказывается на результатах обучения, т. е. ее применение не позволяет достигнуть результатов, установленных государственными образовательными стандартами или иных установленных критериев качества образования. Такие полномочия школьной администрации следуют из утвержденной ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ответственности образовательной организации за качество предоставленного им образования.

Методика обучения, применяемая учителем, может стать предметом контроля администрации школы если при анализе данных по успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся на основании п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также результатов государственной итоговой аттестации выпускников будет определен недостаточный уровень качества образования и выдвинуто предположение, что причиной (одной из причин) этого является применяемая учителем методика.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль